Воспитательная система создается усилиями всех субъектов
педагогической деятельности (прежде всего педагогов, учащихся
и их родителей).
Зачем нужна воспитательная система? Она создает условия для
эффективной реализации воспитательных целей, а в гуманисти-
ческой воспитательной системе существуют более благоприятные
возможности для развития как личности ребенка, так и личности
педагога.
Воспитательная система школы включает в себя следующие
элементы: цели, определяющие сущность системы; субъекты,
реализующие эти цели; деятельность, в которой реализуются
цели; связи и отношения, которые образуются и формируются
в процессе этой деятельности; среду, окружающую школу и всту-
пающую во взаимодействие с нею; управление воспитательной
системой.
Системообразующей деятельность становится, если в ее орга-
низации испытывают потребность все субъекты педагогической
деятельности.
Содержание системообразующих видов деятельности опреде-
ляет тип воспитательной системы.
|
|
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
8. Методы педагогических исследований
59
8. Методы педагогических исследований
1. В чем сущность метода педагогического исследования?
1. Какова классификация методов педагогических исследо-
ваний?
2. Какие методы относятся к теоретическим?
3. Какие методы мы называем эмпирическими?
4. В чем сущность педагогического эксперимента?
Существенную, подчас определяющую роль в построении лю-
бой педагогической деятельности играют применяемые методы
исследования. Они разделяются на теоретические и эмпириче-
ские. Теоретические позволяют подняться над реальностью до
теоретического обобщения, эмпирические1 — получить факты
и подняться над реальностью до уровня фактуального знания.
В данном разделе, учитывая специфическую направленность
предложенных рекомендаций, не подвергается анализу вся теория
методов, а рассматриваются отдельные методы, наиболее часто
используемые в педагогических исследованиях.
К теоретическим методам относятся теоретический анализ
проб лемы и предмета исследования (на различных уровнях:
педагогическом, дидактическом, организационном, методиче-
ском, культурологическом, социологическом); метод единства
исторического и логического рассмотрения педагогических
явлений; моделирование; системный, целостный, личностный,
деятельностный, вероятностный подходы и др.
К эмпирическим методам следует отнести наблюдение; педаго-
гический эксперимент; методы педагогических измерений (шка-
лирование, анкетирование, тестирование, собеседование); анализ
|
|
результатов учебной деятельности студентов или школьников;
анализ и обобщение передового педагогического опыта и др.
Эмпирические данные в большинстве случаев обрабатываются
методами математической статистики, которые, по определению,
не являются собственно методами педагогического исследова-
ния.
Теоретические методы исследования
Основные мыслительные операции, применяемые в теоретиче-
ских методах исследования, — это анализ, синтез, сравнение,
1 «Эмпириче ский» — значит воспринимаемый посредством органов чувств.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
60
Глава 1. Введение в педагогику юности
ранжирование, обобщение, абстрагирование, конкретизация,
систематизация, формализация.
Анализ — это разложение исследуемого целого, выделение от-
дельных признаков и качеств явления. Например, педагогические
действия организатора работы с молодежью можно расчленить на
отдельные компоненты (при емы общения, приемы побуждения,
приемы объяснения) и проанализировать их порознь.
Синтез — это не простое суммирование, а смысловое соеди-
нение. Так, наблюдая урок, исследователь выясняет, например,
какие изменения в действиях учащихся происходят при измене-
нии действий учителя.
Анализ и синтез тесно связаны между собой, и навыки владения
ими должны быть в равной степени развиты у исследователя. Если
у него сильнее развита способность к анализу, может возникнуть
опасность того, что он не сумеет найти места деталям и вследствие
этого ему трудно будет сделать правильные выводы. Относи-
тельное же преобладание синтеза приводит к поверхностности,
следствием чего могут быть поспешные обобщения.
Сравнение состоит в определении сходства или различия между
явлениями. При сравнении исследователь должен прежде всего
установить основу сравнения – критерий.
Ранжирование — это способ, с помощью которого исключают
всё второстепенное, существенно не влияющее на исследуемое
явление. Ранжирование дает возможность выделить главное
в явлении и отделить второстепенные факты.
Обобщение. В исследовании явления необходимо не только
выделять главные его особенности, но и обобщать их. Обобще-
ние тем доказательнее, чем большее количество существенных
признаков явлений подверглось сравнению.
Абстрагирование позволяет выделить из явления определенную
сторону в «чистом виде», т.е. в таком виде, в каком она в действи-
тельности не встречается. Например, при изучении мотивации
учения школьников исследователя интересуют их мотивы, пот-
ребности, интересы, но другие их качества (параметры тела, цвет
волос и глаз) не берутся во внимание.
Конкретизация — это нахождение частного, отвечающего обще-
му критерию, подведение под понятие. Конкретизация позволяет
лучше понять общее.
Систематизация необходима, чтобы систематизировать
и классифицировать явления, т.е. распределять их в смысло-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
8. Методы педагогических исследований
61
вые группы по определенным (задаваемым исследователем)
основаниям.
Формализация. Истинная наука, как известно, возможна лишь
на основании абстрактного мышления, т.е. последовательного
рассуждения человека, протекающего в логической и языковой
форме в виде понятий, суждений, выводов.
Метод единства исторического и логического. Очень часто в пе-
дагогике происходят переоткрытия, когда новые идеи трактуются
так, будто они возникают независимо от прошлого, поэтому
одной из наиболее серьезных и трудных методологических задач
повышения теоретического уровня исследований по педагогике
|
|
является установление в них оптимального соотношения исто-
рического и логического начал.
Необходимо обратить внимание на первичность историческо-
го и вторичность логического. Историческое — это объективно
существующая действительность. Логическое производно от
исторического, является мыслительной формой его отражения.
Таким образом, под историческим понимают движение (раз-
витие) предмета, под логическим — отражение этого предмета
в мышлении человека.
Историческое и логическое рассмотрение предмета тесно
взаимосвязаны. Исторический метод без логического слеп, а ло-
гический без изучения реальной истории объекта беспредметен.
При этом абстрактно-теоретический анализ объекта доминирует
при логическом способе, а конкретно-исторический анализ – при
историческом.
Особенностью логического метода является то, что он
позволяет рассматривать явление в развитой его точке, где
процесс достигает полной зрелости. И с этой точки рассмат-
ривается исторический процесс развития объекта. Например,
изучая соотношение теоретического представления объекта
и реалий педагогической практики, можно выдвинуть гипо-
тезу.
Логический метод дает возможность:
найти общее в отдельном и единичном;
установить сущность явления, вскрыть закон развития ве-
щей;
выявить причины и связи в изучаемом предмете;
определить функции изучаемых объектов;
вскрыть в случайном необходимое.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
62
Глава 1. Введение в педагогику юности
Исторический метод требует:
дать развернутую интродукцию к теоретическому раскрытию
исследуемой проблемы для того, чтобы выяснить истоки этой
проблемы, показать основные этапы развития, подготовить
к пониманию ее современного состояния (помогает найти
место для своего исследования — «растолкать локтями»);
сочетать описательно-повество вательные тенденции истори-
|
|
ческого изложения рассматриваемой проблемы и элементы
аналитико-обобщающего подхода к ее трактовке с преобла-
данием анализа и обобщения;
сделать идеи, понятия, важнейшие тезисы, выдвинутые ав-
тором в историческом введении, сквозными для всего иссле-
дования, освещающими, как лучи прожектора, все основные
аспекты изучаемой проблемы.
В историческом введении материала берут свое начало те выво-
ды, формулировки и умозаключения, которые затем уточняются
и углубляются при логическом анализе проблемы, приобретая
более отшлифованный и завершенный характер. В этом также
проявляется тесная взаимосвязь исторического и логического
методов познания (исследования).
Моделирование. Методом моделирования называется такой
общенаучный метод исследования, при котором изучается не сам
объект познания, а его изображение в виде так называемой мо-
дели, но результат исследования переносится с модели на объект
(А.А. Кыверялг). Это один из существенных способов познания,
когда изучение того или иного объекта производится с помощью
изучения другого объекта, в каком-то отношении подобного пер-
вому, с последующим переносом на первый объект результатов
изучения второго. Этот второй объект и называют моделью перво-
го. В науке различают модель-замещение, модель-представле ние,
модель-интерпретацию, модель-исследование.
Моделирование есть процесс построения модели.
Модель отражает предмет не непосредственно, а через сово-
купность целенаправленных действий субъекта:
конструирование модели;
экспериментальный и (или) теоретический анализ модели;
сопоставление результатов анализа с характеристиками ори-
гинала;
обнаружение расхождений между ними;
корректировку модели;
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
8. Методы педагогических исследований
63
интерпретацию полученной информации, объяснение обна-
руженных свойств, связей;
практическую проверку результатов моделирования.
Гносеологическая сущность научных моделей заключается
в том, что они позволяют системно и наглядно выразить знание
о предмете, его функциях, параметрах и пр. Основное назначение
модели – объяснить совокупность данных, относящихся к пред-
мету познания.
Эмпирические методы
К эмпирическим методам относят наблюдение, педагогический
эксперимент, методы педагогических измерений (шкали рование,
анкетирование, тестирование, собеседование), анализ результа-
тов учебной деятельности студентов или школьников, анализ,
обобщение передового педагогического опыта и др. Обратим
внимание молодого исследователя на то, что если во введении
к научной работе им указан какой-либо метод, то он должен быть
«виден» в тексте.
Наблюдение. Данный метод заключается в непосредственном
восприятии явлений с помощью органов чувств или в их кос-
венном восприятии через описание другими лицами. Сущность
наблюдения состоит в том, что в сознании исследователя отоб-
ражаются и фиксируются изменения изучаемого объекта, его
количественно-качественные и другие переменные.
При организации наблюдения необходимо выделить его
объекты, определить цели, составить программу (план) на-
блюдения. Так, наблюдение проявления сформированности
признаков конфликтогенности у молодых людей в молодеж-
ном лагере проводилось с помощью следующей программы
наблюдения:
1. Объект конфликта, в котором участвует молодой человек
(несправе дливые действия товарищей: заниженная оценка,
несправедливое требование, грубость, жестокость, оскорб-
ление и т.п.).
2. Настроение молодого человека (в основном хорошее, спокой-
ное, равнодушное, угнетенное, тревожное, тягостное и т.п.).
3. Типичные ситуации, при которых молодой человек испы-
тывает неуверенность в себе, беспокойство (выступления,
участие в дискуссионных и других формах общения и т.п.).
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
64
Глава 1. Введение в педагогику юности
4. Эмоции, сопровождающие конфликтное поведение (гнев,
злость, раздражение, нетерпение, обида, воодушевление от
предвкушения борьбы, живой интерес к оппоненту, надеж-
да на успех, удовольствие от точно найденной и принятой
соперником аргументации и т.п.).
5. Формы конфликтного поведения (молчание, демонстра-
тивный уход, затаенный гнев, игнорирование обидчика,
едкие замечания; продолжение действий, как будто ничего
не произошло; стремление доказать, что другой человек не
прав; ссоры, применение физического насилия; призыва-
ние на помощь союзников для поддержки; уступки; поиски
справедливого исхода; предпочтение выяснения отношений
с глазу на глаз; использование разных стратегий в зависи-
мости от условий и т.п.).
6. Частота участия в конфликтных ситуациях и конфликтах.
7. Виды конфликтных ситуаций, в которых принимает участие
шко льник (реалистические, беспредметные, ситуации по
поводу внешнего вида, учебной деятельности, поведения).
Метод наблюдения имеет свои достоинства и недостатки, кото-
рые необходимо учитывать исследователю. Главное достоинство
его в том, что исследователь получает ценные факты непосредс-
твенно из жизни, окружающей действительности (в процессе
обучения, в ходе воспитательных мероприятий, родительских
собраний и т.д.). Наблюдая за какой-то одной стороной, ис-
следователь в то же время следит за другими сторонами жизни
и деятельности человека, которые могут объяснить получаемые
факты, подвести к установлению связей, зависимостей и пр.
В процессе наблюдения исследователь ставит перед собой новые
вопросы, рассуждает, строит новые предположения и т.д. В этом
отношении метод наблюдения незаменим. К недостаткам наблю-
дения следует отнести его субъективизм.
Выше уже было сказано, что исследователь при наблюдении
пользуется органами чувств. Индивидуальное восприятие каждым
человеком изучаемого объекта отражается на охвате признаков
(нужно держать в поле зрения все признаки, но не у всех иссле-
дователей это получается), степени и частоте их проявления,
связях между отдельными фактами. Вот почему необходимы
план, программа наблюдения и заранее составленная таблица
для сбора информации — это позволяет в какой-то степени сде-
лать наблюдение более объективным. Кроме этого, наблюдение
требует всегда длительного времени (а хочется быстрее получить
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
8. Методы педагогических исследований
65
эмпирический материал). Сколько времени необходимо для
«живого» изучения объекта? Многое зависит от научной про-
блемы, от предмета исследования: если, например, он связан
с родительскими собраниями, то, очевидно, придется не один
учебный год следить за проведением собраний; если изучается
учебный процесс, то может потребоваться от 2—3 месяцев до
2—3 лет. При изучении психолого-педагогических зависимостей
можно ориентироваться на такое явление, как повторяемость
фактов: если в процессе наблюдения факты, фиксируемые в таб-
лице, начинают повторяться, то можно дальше не наблюдать по
данной программе, а переходить к следующей. В таких случаях
устанавливается тенденция, свидетельствующая об устойчивости
наблюдаемого явления.
Анкетирование (или письменный опрос). Основную сложность
при анкетировании представляют разработка анкеты и обработка
полученных ответов. Анкета как научный инструмент есть резуль-
тат тщательной и трудоемкой работы экспертов по ее созданию.
Чаще всего исследователь находит опубликованные анкеты и при
необходимости корректирует их, если они представляются ему
полезными для решения поставленных диагностических задач.
Приведем пример анкеты и покажем некоторые особенности
обработки результатов анкетирования.