Личности; эти цели сориентированы

Воспитательная система создается усилиями всех субъектов

педагогической деятельности (прежде всего педагогов, учащихся

и их родителей).

Зачем нужна воспитательная система? Она создает условия для

эффективной реализации воспитательных целей, а в гуманисти-

ческой воспитательной системе существуют более благоприятные

возможности для развития как личности ребенка, так и личности

педагога.

Воспитательная система школы включает в себя следующие

элементы: цели, определяющие сущность системы; субъекты,

реализующие эти цели; деятельность, в которой реализуются

цели; связи и отношения, которые образуются и формируются

в процессе этой деятельности; среду, окружающую школу и всту-

пающую во взаимодействие с нею; управление воспитательной

системой.

Системообразующей деятельность становится, если в ее орга-

низации испытывают потребность все субъекты педагогической

деятельности.

Содержание системообразующих видов деятельности опреде-

ляет тип воспитательной системы.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

8. Методы педагогических исследований


 

 

59


 

8. Методы педагогических исследований

1. В чем сущность метода педагогического исследования?

1. Какова классификация методов педагогических исследо-

ваний?

2. Какие методы относятся к теоретическим?

3. Какие методы мы называем эмпирическими?

4. В чем сущность педагогического эксперимента?

Существенную, подчас определяющую роль в построении лю-

бой педагогической деятельности играют применяемые методы

исследования. Они разделяются на теоретические и эмпириче-

ские. Теоретические позволяют подняться над реальностью до

теоретического обобщения, эмпирические1 — получить факты

и подняться над реальностью до уровня фактуального знания.

В данном разделе, учитывая специфическую направленность

предложенных рекомендаций, не подвергается анализу вся теория

методов, а рассматриваются отдельные методы, наиболее часто

используемые в педагогических исследованиях.

К теоретическим методам относятся теоретический анализ

проб лемы и предмета исследования (на различных уровнях:

педагогическом, дидактическом, организационном, методиче-

ском, культурологическом, социологическом); метод единства

исторического и логического рассмотрения педагогических

явлений; моделирование; системный, целостный, личностный,

деятельностный, вероятностный подходы и др.

К эмпирическим методам следует отнести наблюдение; педаго-

гический эксперимент; методы педагогических измерений (шка-

лирование, анкетирование, тестирование, собеседование); анализ

результатов учебной деятельности студентов или школьников;

анализ и обобщение передового педагогического опыта и др.

Эмпирические данные в большинстве случаев обрабатываются

методами математической статистики, которые, по определению,

не являются собственно методами педагогического исследова-

ния.

 

Теоретические методы исследования

Основные мыслительные операции, применяемые в теоретиче-

ских методах исследования, — это анализ, синтез, сравнение,

 

1 «Эмпириче ский» — значит воспринимаемый посредством органов чувств.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

60


 

 

Глава 1. Введение в педагогику юности


 

 

ранжирование, обобщение, абстрагирование, конкретизация,

систематизация, формализация.

Анализ — это разложение исследуемого целого, выделение от-

дельных признаков и качеств явления. Например, педагогические

действия организатора работы с молодежью можно расчленить на

отдельные компоненты (при емы общения, приемы побуждения,

приемы объяснения) и проанализировать их порознь.

Синтез — это не простое суммирование, а смысловое соеди-

нение. Так, наблюдая урок, исследователь выясняет, например,

какие изменения в действиях учащихся происходят при измене-

нии действий учителя.

Анализ и синтез тесно связаны между собой, и навыки владения

ими должны быть в равной степени развиты у исследователя. Если

у него сильнее развита способность к анализу, может возникнуть

опасность того, что он не сумеет найти места деталям и вследствие

этого ему трудно будет сделать правильные выводы. Относи-

тельное же преобладание синтеза приводит к поверхностности,

следствием чего могут быть поспешные обобщения.

Сравнение состоит в определении сходства или различия между

явлениями. При сравнении исследователь должен прежде всего

установить основу сравнения – критерий.

Ранжирование — это способ, с помощью которого исключают

всё второстепенное, существенно не влияющее на исследуемое

явление. Ранжирование дает возможность выделить главное

в явлении и отделить второстепенные факты.

Обобщение.  В исследовании явления необходимо не только

выделять главные его особенности, но и обобщать их. Обобще-

ние тем доказательнее, чем большее количество существенных

признаков явлений подверглось сравнению.

Абстрагирование позволяет выделить из явления определенную

сторону в «чистом виде», т.е. в таком виде, в каком она в действи-

тельности не встречается. Например, при изучении мотивации

учения школьников исследователя интересуют их мотивы, пот-

ребности, интересы, но другие их качества (параметры тела, цвет

волос и глаз) не берутся во внимание.

Конкретизация — это нахождение частного, отвечающего обще-

му критерию, подведение под понятие. Конкретизация позволяет

лучше понять общее.

Систематизация  необходима, чтобы систематизировать

и классифицировать явления, т.е. распределять их в смысло-


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

8. Методы педагогических исследований


 

 

61


 

 

вые группы по определенным (задаваемым исследователем)

основаниям.

Формализация. Истинная наука, как известно, возможна лишь

на основании абстрактного мышления, т.е. последовательного

рассуждения человека, протекающего в логической и языковой

форме в виде понятий, суждений, выводов.

Метод единства исторического и логического. Очень часто в пе-

дагогике происходят переоткрытия, когда новые идеи трактуются

так, будто они возникают независимо от прошлого, поэтому

одной из наиболее серьезных и трудных методологических задач

повышения теоретического уровня исследований по педагогике

является установление в них оптимального соотношения исто-

рического и логического начал.

Необходимо обратить внимание на первичность историческо-

го и вторичность логического. Историческое — это объективно

существующая действительность. Логическое производно от

исторического, является мыслительной формой его отражения.

Таким образом, под историческим понимают движение (раз-

витие) предмета, под логическим — отражение этого предмета

в мышлении человека.

Историческое и логическое рассмотрение предмета тесно

взаимосвязаны. Исторический метод без логического слеп, а ло-

гический без изучения реальной истории объекта беспредметен.

При этом абстрактно-теоретический анализ объекта доминирует

при логическом способе, а конкретно-исторический анализ – при

историческом.

Особенностью логического метода является то, что он

позволяет рассматривать явление в развитой его точке, где

процесс достигает полной зрелости. И с этой точки рассмат-

ривается исторический процесс развития объекта. Например,

изучая соотношение теоретического представления объекта

и реалий педагогической практики, можно выдвинуть гипо-

тезу.

Логический метод дает возможность:

 найти общее в отдельном и единичном;

 установить сущность явления, вскрыть закон развития ве-

щей;

 выявить причины и связи в изучаемом предмете;

 определить функции изучаемых объектов;

 вскрыть в случайном необходимое.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

62


 

 

Глава 1. Введение в педагогику юности


 

 

Исторический метод требует:

 дать развернутую интродукцию к теоретическому раскрытию

исследуемой проблемы для того, чтобы выяснить истоки этой

проблемы, показать основные этапы развития, подготовить

к пониманию ее современного состояния (помогает найти

место для своего исследования — «растолкать локтями»);

 сочетать описательно-повество вательные тенденции истори-

ческого изложения рассматриваемой проблемы и элементы

аналитико-обобщающего подхода к ее трактовке с преобла-

данием анализа и обобщения;

 сделать идеи, понятия, важнейшие тезисы, выдвинутые ав-

тором в историческом введении, сквозными для всего иссле-

дования, освещающими, как лучи прожектора, все основные

аспекты изучаемой проблемы.

В историческом введении материала берут свое начало те выво-

ды, формулировки и умозаключения, которые затем уточняются

и углубляются при логическом анализе проблемы, приобретая

более отшлифованный и завершенный характер. В этом также

проявляется тесная взаимосвязь исторического и логического

методов познания (исследования).

Моделирование. Методом моделирования называется такой

общенаучный метод исследования, при котором изучается не сам

объект познания, а его изображение в виде так называемой мо-

дели, но результат исследования переносится с модели на объект

(А.А. Кыверялг). Это один из существенных способов познания,

когда изучение того или иного объекта производится с помощью

изучения другого объекта, в каком-то отношении подобного пер-

вому, с последующим переносом на первый объект результатов

изучения второго. Этот второй объект и называют моделью перво-

го. В науке различают модель-замещение, модель-представле ние,

модель-интерпретацию, модель-исследование.

Моделирование есть процесс построения модели.

Модель отражает предмет не непосредственно, а через сово-

купность целенаправленных действий субъекта:

 конструирование модели;

 экспериментальный и (или) теоретический анализ модели;

 сопоставление результатов анализа с характеристиками ори-

гинала;

 обнаружение расхождений между ними;

 корректировку модели;


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

8. Методы педагогических исследований


 

 

63


 

 

 интерпретацию полученной информации, объяснение обна-

руженных свойств, связей;

 практическую проверку результатов моделирования.

Гносеологическая сущность научных моделей заключается

в том, что они позволяют системно и наглядно выразить знание

о предмете, его функциях, параметрах и пр. Основное назначение

модели – объяснить совокупность данных, относящихся к пред-

мету познания.

 

Эмпирические методы

К эмпирическим методам относят наблюдение, педагогический

эксперимент, методы педагогических измерений (шкали рование,

анкетирование, тестирование, собеседование), анализ результа-

тов учебной деятельности студентов или школьников, анализ,

обобщение передового педагогического опыта и др. Обратим

внимание молодого исследователя на то, что если во введении

к научной работе им указан какой-либо метод, то он должен быть

«виден» в тексте.

Наблюдение. Данный метод заключается в непосредственном

восприятии явлений с помощью органов чувств или в их кос-

венном восприятии через описание другими лицами. Сущность

наблюдения состоит в том, что в сознании исследователя отоб-

ражаются и фиксируются изменения изучаемого объекта, его

количественно-качественные и другие переменные.

При организации наблюдения необходимо выделить его

объекты, определить цели, составить программу (план) на-

блюдения. Так, наблюдение проявления сформированности

признаков конфликтогенности у молодых людей в молодеж-

ном лагере проводилось с помощью следующей программы

наблюдения:

1. Объект конфликта, в котором участвует молодой человек

(несправе дливые действия товарищей: заниженная оценка,

несправедливое требование, грубость, жестокость, оскорб-

ление и т.п.).

2. Настроение молодого человека (в основном хорошее, спокой-

ное, равнодушное, угнетенное, тревожное, тягостное и т.п.).

3. Типичные ситуации, при которых молодой человек испы-

тывает неуверенность в себе, беспокойство (выступления,

участие в дискуссионных и других формах общения и т.п.).


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

64


 

 

Глава 1. Введение в педагогику юности


4. Эмоции, сопровождающие конфликтное поведение (гнев,

злость, раздражение, нетерпение, обида, воодушевление от

предвкушения борьбы, живой интерес к оппоненту, надеж-

да на успех, удовольствие от точно найденной и принятой

соперником аргументации и т.п.).

5. Формы конфликтного поведения (молчание, демонстра-

тивный уход, затаенный гнев, игнорирование обидчика,

едкие замечания; продолжение действий, как будто ничего

не произошло; стремление доказать, что другой человек не

прав; ссоры, применение физического насилия; призыва-

ние на помощь союзников для поддержки; уступки; поиски

справедливого исхода; предпочтение выяснения отношений

с глазу на глаз; использование разных стратегий в зависи-

мости от условий и т.п.).

6. Частота участия в конфликтных ситуациях и конфликтах.

7. Виды конфликтных ситуаций, в которых принимает участие

шко льник (реалистические, беспредметные, ситуации по

поводу внешнего вида, учебной деятельности, поведения).

Метод наблюдения имеет свои достоинства и недостатки, кото-

рые необходимо учитывать исследователю. Главное достоинство

его в том, что исследователь получает ценные факты непосредс-

твенно из жизни, окружающей действительности (в процессе

обучения, в ходе воспитательных мероприятий, родительских

собраний и т.д.). Наблюдая за какой-то одной стороной, ис-

следователь в то же время следит за другими сторонами жизни

и деятельности человека, которые могут объяснить получаемые

факты, подвести к установлению связей, зависимостей и пр.

В процессе наблюдения исследователь ставит перед собой новые

вопросы, рассуждает, строит новые предположения и т.д. В этом

отношении метод наблюдения незаменим. К недостаткам наблю-

дения следует отнести его субъективизм.

Выше уже было сказано, что исследователь при наблюдении

пользуется органами чувств. Индивидуальное восприятие каждым

человеком изучаемого объекта отражается на охвате признаков

(нужно держать в поле зрения все признаки, но не у всех иссле-

дователей это получается), степени и частоте их проявления,

связях между отдельными фактами. Вот почему необходимы

план, программа наблюдения и заранее составленная таблица

для сбора информации — это позволяет в какой-то степени сде-

лать наблюдение более объективным. Кроме этого, наблюдение

требует всегда длительного времени (а хочется быстрее получить


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

8. Методы педагогических исследований


 

 

65


 

 

эмпирический материал). Сколько времени необходимо для

«живого» изучения объекта? Многое зависит от научной про-

блемы, от предмета исследования: если, например, он связан

с родительскими собраниями, то, очевидно, придется не один

учебный год следить за проведением собраний; если изучается

учебный процесс, то может потребоваться от 2—3 месяцев до

2—3 лет. При изучении психолого-педагогических зависимостей

можно ориентироваться на такое явление, как повторяемость

фактов: если в процессе наблюдения факты, фиксируемые в таб-

лице, начинают повторяться, то можно дальше не наблюдать по

данной программе, а переходить к следующей. В таких случаях

устанавливается тенденция, свидетельствующая об устойчивости

наблюдаемого явления.

Анкетирование (или письменный опрос). Основную сложность

при анкетировании представляют разработка анкеты и обработка

полученных ответов. Анкета как научный инструмент есть резуль-

тат тщательной и трудоемкой работы экспертов по ее созданию.

Чаще всего исследователь находит опубликованные анкеты и при

необходимости корректирует их, если они представляются ему

полезными для решения поставленных диагностических задач.

Приведем пример анкеты и покажем некоторые особенности

обработки результатов анкетирования.






























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: