Социально-педагогическое сопровождение молодой семьи

Задачи

 информирование по всем важным для молодой семьи вопросам;

 помощь молодым людям в оценке брачного партнера и принятии решения

о вступлении в брак;

 создание мотивации на сознательное родительство (помощь в планировании

семьи, преодоление проблем, связанных с ожиданием ребенка);

 консультирование по вопросам семейного воспитания;

 помощь конфликтным семьям


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 



172


 

 

Глава 2. Социально-педагогическая деятельность

специалиста по работе с молодежью


Рекомендуемая литература

Беличева С.А. Основы превентивной психологии. — М.,1994.

Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. — М., 2000.

Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. — М., 1991.

Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. — М., 1986.

Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание. — М., 1988.

Гребенников И.В. Основы семейной жизни. — М., 1991.

Киpпичник А.Г., Ижицкий В.П. Летние объединения старшеклассни-

ков. – М., 1984.

Кон И.С. Психология старшеклассника. — М., 1980.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.,

1983.

Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. — М.,

1988.

Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. — М., 1981.

Новикова Л.И. Школа и среда. — М., 1985.

Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. — М., 2000.

Поташник М.М., Вульфов Б.З. Педагогические ситуации. — М., 1983.

Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса

в школе. — М., 2000.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

Глава 3

Педагогическое обеспечение развития

социальной активности молодежи

 

Только тот, кто сохранил в себе возмож-

ность во всякую минуту стать лицом к лицу

с своей собственной душой, не отделяясь от

нее никакими предубеждениями, никакою

привычкою, — только тот способен идти по

дороге самоусовершенствования и вести по

ней других.

К.Д. Ушинский

 

1. Развитие молодежного

самоуправления

1. Что можно называть молодежным самоуправлением?

2. Что такое движущая сила развития молодежного само-

управления?

3. Каковы критерии развития самоуправления в молодежной

группе?

4. Перечислите принципы развития самоуправления и раскрой-

те их содержание.

 

Самоуправление, по сути, сокращенное словосочетание — «са-

мостоятельное управление». Насколько самостоятельны школь-

ники, студенты или молодые рабочие, которые сами ничего не

решают, а лишь организуют то, что им подсказывают руководи-

тели? Могут ли они сами принимать решения без их помощи?

Для того чтобы понять сущность такого сложного явления, как

молодежное самоуправление, необходимо вычленить его из более

общего понятия, определить характерные признаки.

Начнем с того, что самостоятельное управление — это тоже

управление, его определенная характеристика. Следовательно,

когда говорят о самоуправлении, речь ведут о реализации моло-

дыми людьми определенных управленческих функций в рамках

делегированных им полномочий и ответственности.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 







174


 

 

Глава 3. Педагогическое обеспечение развития

социальной активности молодежи


 

Молодежное самоуправление является одной из форм органи-

зации жизнедеятельности молодых людей, которые можно клас-

сифицировать по тому, кто является субъектом этой организации.

Если коллективом управляет только руководитель без какого-ли-

бо привлечения его членов, то речь идет об авторитарной форме

управления, если же сами члены коллектива решают проблемы,

то такую форму организации можно назвать демократической.

Часто самоуправление подменяется группой людей, которые ими-

тируют участие коллектива в управлении. Такая группа, по сути,

создает «неофициальную бюрократию» и никакого отношения

к подлинному процессу развития самоуправления не имеет.

Молодежное самоуправление — фоpма организации жизне-

деятельности молодежных групп, обеспечивающая развитие

их самостоятельности в принятии и реализации решения для

достижения групповых целей.

Цель деятельности и выступает в роли системообразующего

фактора процесса развития самоуправления. Определение целей

деятельности может осуществляться в различных формах. Они

могут устанавливаться руководителями, общественными орга-

низациями, самими органами самоуправления. Цель может быть

поставлена в форме определения конечного результата. Другой

формой постановки цели может быть оповещение о предстоящей

деятельности (проведение предметной недели, вахт и т.д.). Третьей

наиболее общей формой является поиск путей совершенствова-

ния деятельности в целом. В процессе развития самоуправления

осуществляется переход от постановки целей организатором

к постановке целей самими органами самоуправления.

Таким образом, в качестве системообразующего фактора

процесса развития самоуправления выступает цель деятель-

ности, которая одновременно является одной из сторон

основного противоречия, обусловливающего развитие моло-

дежного самоуправления. Важно, чтобы цели деятельности не

были внесены со стороны, извне в молодежную группу. Они

должны вытекать из актуальных потребностей этой группы

или объединения.

Цель работы органов самоуправления определяется общей

целью, стоящей перед сообществом, частью которого является

молодежная группа. Если для процесса управления желательно,

но необязательно принятие этих целей, то для развития самоуп-

равления это условие является непременным.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 

1. Развитие молодежного самоуправления


 

 






175


 

 

Определяя основное противоречие, мы исходим из того, что

процесс развития самоуправления прежде всего ориентирован

на молодых людей. От их отношения к целям деятельности, уста-

навливаемых педагогом или органом самоуправления, зависит их

участие в решении управленческой задачи. Будучи общественной

по своей направленности, работа органов самоуправления су-

щественным образом зависит от отношения к цели деятельности

каждого молодого человека, от наличия у него мотивов участия

в этой деятельности. Возникает основное противоречие между

целями деятельности группы, содержанием, процедурой органи-

зации и отношением к ним каждого участника группы.

Условием разрешения этого противоречия и превращения его

в движущую силу является сформированность группового моти-

ва действия, которая понимается как диалектическое единство

мотивов членов группы.

Мотивация групповой деятельности не сводится к простому

суммированию мотивов индивидов, а определяется особеннос-

тями их интеграции и иерархизирования.

Групповые мотивы отражают отношение группы не только

к целям деятельности, но и к ее содержанию и процедуре орга-

низации. При этом в различных молодежных группах домини-

рующим может быть любой из названных мотивов.

Между целями и содержанием деятельности коллектива и от-

ношением к ним каждого человека возникает основное проти-

воречие, которое можно pазpешить, сфоpмиpовав групповой

мотив как интегрирующий мотивы отдельных членов группы.

Цель, поставленная руководителем, оpганами самоуправления,

пpевpащается в мотив группового действия, когда члены группы

видят, что удовлетворение их потpебностей зависит от достижения

этой цели.

Педагог, поставив цель перед коллективом, как правило, стре-

мится к тому, чтобы она обязательно была принята. Добившись

этого, он часто сам становится организатором коллективной реа-

лизации этой цели, выдвинув в качестве единственно возможного

свой вариант ее достижения.

Самоуправление развивается только тогда, когда молодые люди

оказываются в ситуации выбора решения, в котором определяют-

ся пути решения поставленной проблемы (см. схему, с. 176).

Именно принятие решения является ключевым для формиро-

вания мотива группового действия.


Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


 

 




176


 

 

Глава 3. Педагогическое обеспечение развития

социальной активности молодежи


 

Подведение итогов, групповая рефлексия позволяют подвести

студентов к новой цели совместной деятельности. При этом на пос-

ледующих этапах с каждым циклом все самостоятельнее определя-

ется цель, реализуемая впоследствии студенческим коллективом.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: