Методика усвоения к «Величина.» обр. обл. воспитанниками младшей гр

1 мл гр. Представления и умения (программа).Особенности:*-дети не различают В., не различают параметры.* не понимают относительности В. (не понятно, как одна и та же игрушка может быть больше какой-либо и меньше какой-либо).*- часто закрепляют признак В. как постоянный за данным предметом.*-дети не умеют соотносить В. предметов (большую куклу укладывают в маленькую кроватку),*-быстрее запоминают слова, обозначающие В. предметов, если эти слова правильно употребляются взрослыми.

Работа с детьми 3 г строится на осн. практич. упр., дид. игр, индивид. работы.

В нач. г. пед может провести неск. дид. упр. с целью определения уровня подготовл. детей. Упр. «покажи большого мишку, принеси маленький кубик».

В этом возрасте быстрее и легче дети запоминают то, что делают в практической деятельности. Пед. подбирает дид. игры, в к-рых дети будут упражняться в определен. больших и маленьких предметов (в эту коробку будем собирать только большие кубики, а вот в эту маленькую – только маленькие кубики). Выполняя задания на группировку, восп. привлекает детей к практическому обследованию В.*-обхватывание предмета руками, ладошками, *-прием разведения рук

Закрепл. зн. о параметрах «большой-маленький» - картинки, иллюстр. к сказкам.

После усвоения п. «большой и маленький» пед. вводит п. «высокий-низкий».(можно использовать прием показа высоты руками.,-движен. руки снизу вверх.

2 мл гр Представления и умения (программа)

При ознакомлении детей с параметрами В. важно соблюдать последовательность:

1)длина, 2)ширина, 3)высота, 4)объем, 5)толщина. На ознакомление с каждым параметром-2-3 занятия. Для показа подбирать предметы с ярко выраженным параметром. На первых этапах – плоскостной материал.

Методические приемы: *-показ и интонационное выделение данного параметра.

-прием «пальчик бежит по дорожке».*-прием разведения пальцев рук (чаще при показе ширины), разведения рук.,*-многократное повторение детьми данного параметра.,*-показ данного параметра движением руки в определенном направлении:

длина-движение руки справа-налево или слева-направо; ширина-движение пальца снизу вверх, сверху вниз; высота-только снизу вверх. объем-круговое движение рукой, толщина-прием разведения рук. Менять нагл. материал.

После усвоения параметров В. обучают сравнению предметов по величине.(прием наложения и приложения плоскостных предметов).

Нал. и прилож. по длине. ( Одна полоска накладывается на другую. Дети делают вывод, что оранж. полоска длиннее жел., потому, что она выглядывает из-под желт., -«ступеньки». С левой стороны края выравниваются, сверху прикладывается. При сравнении по длине полоски могут отличаться по цвету, но д.б. одинак. по ширине.)

Нал. и прилож. по ширине. (кладем полоски одна на другую, сравнивая внизу. Шире, потому, что выступает из-под зеленой. -«ступеньки» по ширине)

Налож. и прилож. по высоте. (налож - у основания выравниваются. Прилож-одна полоска прикладывается к другой с левой стороны).

Правило при сравнении предметов во 2 мл гр –отличаться только 1 параметром.

Сравнивая объемные предметы, использ. только прием прилож., располагая их рядом.

Наибольшие трудности –сравнение предметов по толщине.(тонкий и толстый карандаш, веревка, тонкий и толстый ствол дерева). По возможности исп. прием приложения.

10. Методика …«Величина» в средней группе.

В нач.года упр. в сравнении размера пр-тов отводится небольшая часть занятий, они вместе с работой по обучению счету. Цель упр. - закрепить умение сравнивать2 пр-та контрастн. и одинак. размера по дл., шир., высоте, толщ.и объему, пользуясь приемами приложения и наложения, а также на глаз. Педагог постепенно уменьшает разницу в размере пр-тов.Использ. пр-ты, с которыми дети постоянно встречаются: шарфики, ленточки, веревки, листы бумаги, коробочки, башенки, матрешки. Сравнивая размер пр-тов на глаз, дети посредством приложения проверяют правильность своего предположения. Полезно задавать вопросы: "Как узнать, какая ленточка шире? Как надо приложить? Как проверить, что синий шарфик шире белого?".Во II кварт. детей начинают учить сравнивать размеры пр-тов, рассматривая сразу 2 измерения: длину и ширину. В ср гр. ограничиваются сравнением длины и шир. плоских пр-тов.

Длина или шир. выявляется в ходе сравнения 2 пр-тов, отличающихся только длиной либо шириной. Необходимо использовать двигательный анализатор -предлагать детям провести рукой вдоль пр-тов при сравнении их длины, поперек - ширины, снизу вверх - высоты. Внимание детей обращается на то, по какому предмету пальчик "дольше бежит": по длин.или коротк. Разводя руки или раздвинув пальцы, дети показывают, какой длины (шир.) предмет. Вос-ль фиксирует их внимание на степени разведения рук:широко раздвинули, немного, чуть-чуть раздвинули. Дети сравнивают длину и ширину пр-тов, находят пр-ты, равные по ширине, но разные по длине, равные по длине, но не равные по ширине, равные по длине и ширине. Данной работе посвящают 3 занятия. После того как дети научатся сравнивать размеры (дл., шир, выс) 2 пр-тов, переходят к упр. в установлении отношений между размерами 3-5 пр-тов. Дети учатся раскладывать пр-ты в ряд в порядке возрастания или убывания размера по длине, ширине, высоте, толщине и, наконец, по объему в целом. Сначала дети раскладывают 3 пр-та в ряд по порядку, ориентируясь на образец упорядоченного ряда.В дальнейшем они учатся действовать по правилу: разложить пр-ты в ряд по порядку с самого длинного можно, выбирая каждый раз самый длинный предмет из оставшихся. Дети должны каждый предмет сравнивать с пр-тами, находящимися впереди и сзади него.(Кр. цилиндр выше син.Кр. цилиндр ниже жел.).Назвать размер пр-тов "по порядку", "пошагать по лесенке вверх и вниз", фиксируя в сознании чтокаждый следующий предмет больше или меньше предыдущего. Раскладывая полоски и др.пр-ты разной длины, дети подравнивают их края слева, а раскладывая пр-ты разной ширины, подравнивают (совмещают) верхние или нижние края пр-тов, добиваясь, чтобы они находились на одной прямой линии. Некоторые дети затрудняются подравнивать края с одной стороны (дать им листы бумаги, на которых вдоль левого края (при сравнении полосок по длине) проведена вертикальная линия). Большое внимание уделяют развитию глазомера-найти на глаз предмет, больший (меньший) образца, равный образцу, выбрав его из 4-5 пр-тов. Дети учатся находить пр-ты, равные мерке. Знания закреплять в разных видах деят-сти: рисовать ленточки, дорожки, равные и не равные по длине и ширине. Подбирать полоски нужного размера для ремонта книг, коробок. Сравнивать высоту и толщину стебля, длину, ширину и толщину листьев и пр. Вне занятий использовать дид. игры.

 

11. Методика …«Величина» в старшей группе.

Упр. в сопоставлении пр-тов. От сопост.пр-тов, отлич.1 измерением, переходят к сопост. по 2-3 измерениям. ("Какая дощечка длиннее?Какая шире (уже)? Какая толще (тоньше)?"). Используют пр-ты, с которыми дети постоянно встречаются в деят-сти (ленты, шарфики, скакалки).Воссоздают отнош.по представлению: нарисовать 2 дорожки, чтобы одна из них была длиннее другой.Упр. на изменение размера пр-тов: 2 вида: изменение отдельных измерений объекта при сохранении его общей массы и уравнивание размеров пр-тов.: столбик пластилина сделали длиннее (раскатали), зато он стал тоньше. Упражняя в уравнивании размеров пр-тов, предлагают подобрать, а позднее изготовить предмет, равный образцу, подобрать полоску для ремонта книги (коробки), палочку для вертушки и пр. Если пр-ты непосредственно сопоставить нельзя, то вводится посредник – мерка. В этот период использ. мерку большего размера, чем измеряемый предмет. Особое место-.упр. в группировке и упорядочивании пр-тов по отдельным измерениям (по длине, ширине и др.). "По какому признаку можно сгруппировать пр-ты? В каком порядке строить ряд пр-тов? Как выбирать нужный по порядку предмет?" Выбирать надо каждый раз самый большой или самый маленький предмет среди всех оставшихся.Усложнение -количество пр-тов (до 10 шт.); упр. в подборе и построении в ряд не отдельных пр-тов, а пар пр-тов; используют пр-ты, отличающиеся уже не только одним, но и 2-3 измерениями. Одни и те же пр-ты размещаются в ряд то по одному, то по другому признаку (цилиндры сначала расставляют в порядке возрастающей высоты, а затем в порядке возрастающей толщины).Знакомят с нек.свойст.упорядоч. множества пр-товв ходе практич. действий. Построив рядперечисляют: кр. полоска длиннее син., но короче жел. Транзитность. (зел. выше кр., а кр. - выше син.-значитзел. выше и син., и др.за ней.) Игры: "Кто первый?" Угадай, кто выше (ниже) ростом". "Петя выше Саши, а Саша выше Коли. Кто из мальч. самого низкого роста? А самого высокого?" Опираясь на наглядн.матер., а позднее - на основе словесного описания. Наглядн.- для доказательства правильности ответа.

Свойства упорядоченного ряда. Дети с помощью мерки сравнивают размеры пр-тов специально составленного ряда и убеждаются в том, что любой предмет в ряду (начиная со второго) на одну и ту же величину больше (меньше) соседнего. Для закрепления игры "Угадайте, где пропущено!", "Угадайте, которого не хватает!", "Который лишний?"

Большое внимание развитию глазомера.В ст. гр.- измерять расстояние шагами.(на прогулке). Затем на глаз определить, сколько шагов до того или иного пр-та,затем делают проверку шагами.Сравнения по представлению:. Детям дают задания: какого размера тот или иной предмет, какой высоты забор, назвать пр-ты, которые больше, меньше (длиннее, короче) образца или равны ему; или просто сказать, какой величины карандаш, чашка, мяч, сравнив их с теми, которые видели раньше; Детидолжны научиться не только выделять длину, ширину, высоту пр-та, но и оценивать его сравнительный объем.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: