Методика знакомства с цифрами в учреждении образования

Знакомство с цифрами начинается в ср.гр. Педагог учит детей обозначать результат счета конкретной цифрой и объясняет значимость цифр. Приемы:

1.Показ и называние цифры.                                    4. Худ.слово

2.Обращение к личному опыту детей.                     5.Рассм. строения цифры

3. Выкладывание цифры из палочек.                       6.На что похожа цифра?

                 7. Осязательно-двигательное обследование цифры.

Рассматривание цифры осуществляется по алгоритму:1 показ и назывние,2 обращение к опыту детей «Где видели?». 3 рассматривание цифры,4 выкладывание из палочек, провести по контуру,5 нахождение в окружающей обстановке, если это возможно.

В ст.гр. детей знакомят с 0. Эта цифра обозначает отсутствие предмета. Новые приемы: прописывание цифры в воздухе, детям даются примеры различных шрифтов, обведение по точкам.

 

 

23. Методика формирования умений считать количественными числительными. Обучение счету должно помочь детям понять цель данной деятельности и овладеть ее средствами. В ходе работы постоянно подчеркивается: чтобы узнать,сколько всего предметов, надо из сосчитать. Акцентируя внимание детей на итоговом числе, педагог сопровождает называние его обобщающим жестом (обведение группы предметов рукой) и именует (т.е. произносит название самого предмета). В процессе счета числа не именуются (1,2,3- всего 3 грибочка). Детей побуждают называть и показывать, где 1, где 2 предмета, что служит установлению ассоциативных связей между множествами, содержащими 1,2,3 предмета, и соответствующими словами числительными. Большое внимание уделяют отражению в речи результатов сравнения совокупностей предметов и чисел(матрешек больше, чем петрушек). С первых занятий обучению счету должно строиться так, чтобы дети поняли, как образуется каждое последующее (предыдущее)число, т.е. общий принцип построения натурального ряда. Воспитатель многократно показывает и разъясняет приемы счета, приучает детей вести счет предметов правой рукой слева направо, в процессе счета указывает на предметы по порядку, дотрагиваясь до них рукой, назвав последнее числительное, сделав обобщающий жест, обвести группу предметов рукой. По мере овладения ребенком навыками счетных действий необходимо их свертывать. Последовательность: дети считают вслух, дотрагиваясь до каждого предмета, считают вслух на расстоянии, считают шепотом, про себя. Для закрепления навыков счета используется большое количество упражнений. Чтобы создать предпосылки для самостоятельного счета, меняют счетный материал, обстановку занятий, чередуют коллективную работу с самостоятельной, используют разнообразные игровые упражнения. Счет связывают со сравнением размеров предметов, с различением геометрических фигур и выделением их признаков, с определением пространственных направлений. Для развития деятельности счета существенное значение имеют упражнения в счете с активным участием разных анализаторов: счет звуков (подпрыгни столько раз, сколько звуков услышал),движений (присядьте столько раз, сколько кружков на карточке), на ощупь (сосчитать пуговицы на карточке закрытыми глазами).

Методика формирования умений считать порядковыми числительными.

Порядковый счет более сложный вид счетной деятельности, который опирается на уже приобретенные детьми навыки количественного счета.

Целью порядкового счета является определение места какого-то предмета сред других предметов.

Порядковый счет имеет сходства и отличия с количественным счетом.

Отличия:

- в колич.счете опред. мощность множества, в порядковом место расположения, порядок следования. Т.о кол. и пор. счет отличается своими целями.

- при к.с. пересчитываются все предметы данной совокупности, а при п.с. может вестись до указанного предмета

- формулировка вопросов при к.с – Сколько?; при п.с. – Который? На каком месте? Какой по счету?

- при к.с используется первоначальная форма числительного, при п.с. используются порядковые числительные образованные от количественных.

- при к.с. направление счета не влияет на результат (считай справа налево или наоборот результат не изменится), при п.с. важно указывать детям направление счета, т.е. от какого предмета нужно считать попорядку, т.к. направление счета влияет на результат.

- на результат п.с. влияет и расположение предметов в данной совокупности, а на результат к.с. это не влияет.

Сходства:

- как и в к.с. в п.с. нужно считать правой рукой в указанном направлении.

- не пропускать при счете ни один предмет совокупности.

- согласовывать числительные с родом существит. (м.р. – один, два, три; ж.р. – одна, две, три), при п.с. первый, второй, третий.

- каждое числительное при п.с. соотносится только с одним предметом, как и в к.с.

При обучении детей п.с.:

1. Выставление множеств, определить его род. принадлежность и мощности (что это? – игрушки. Сколько их? – 3)

2. Определение его отличительных признаков, элементов входящих в данное множество (Все ли предметы одинаковы? – Нет)

3. Определение места каждого предмета в данной совокупности (Ребята посмотрите и скажите на каком месте стоит утенок, если счет начинать от него? – Первом)

4. Введение порядковых числительных, значит утенка стоящего на первом месте – первый, щенок стоящий на втором месте – второй, гномик – третий.

5. Вывод и обобщение (т.о. на столе стоит 3 игрушки и если посчитать их слева направо, то утенок – первый, щенок второй – гномик – третий).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: