Конспект и самоанализ урока музыки

Учитель: Козырева Инга Олеговна.

Методист: доцент Б.С. Рачина.

Дата: 16.12.2010

время: 9:55-10:35

класс: 2 «в»

программа: Д. Б. Кабалевский.

Тема: Танцы.

Цель: Расширять представления детей о жанре «танца» на базе имеющихся знаний об этом жанре.

 

Задачи:

· расширять представление детей о танцах «Менуэт» и «Полонез»;

· научить детей слышать в музыкальных произведениях пульсацию;

· закреплять ощущение трехдольной пульсации на примере «Менуэта» и песни «Наш край» Д. Кабалевского;

· познакомить детей с двухдольной пульсацией на примере песни «Слон и скрипочка», «Пёстрый колпачок»;

· совершенствовать навык музыкально-пластической деятельности;

· формировать вокально-хоровые навыки.

 

методы:

· словесные (беседа, диалог, разъяснение, пояснение);

· наглядные (слуховая и зрительная наглядность);

· метод эмоциональной драматургии.

 

Основные понятия, изучаемые на уроке:

Танец Балет П.И. Чайковский
Песня Симфония В.А. Моцарт
Марш Пульс Й. Гайдн
     

«мА-ма» (полонез, вальс, полька»)

 

«мА-мо-чка» (полька)

 

 

 

задания для учащихся:

· выучить первый куплет песни Г. Струве «Пёстрый колпачок»;

· выразительно исполнить песню Д. Кабалевского «Наш край»;

· исполнить пластический этюд "Менуэт" под музыку В.А. Моцарта;

· сочинить мелодию на стихи (музыкально-творческая деятельность);

· вспомнить основные жанры (песня, танец, марш);

· уметь различать двухдольность и трехдольность в музыкальных произведения, «Полонез» из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро» и песни Д. Кабалевского «Наш край»;

· определить музыкальные инструменты, которые звучат в «Детской симфонии» Й. Гайдна.

Оборудование:

· доска;

· фортепиано;

· музыкальный центр;

· проектор;

· компьютер.

 

· Вход, организация ________________________________ 9:55-9:56

· Распевание:______________________________________ 9:56-9:58

· Слушание: («Полонез»)____________________________ 9:58-10:02

· Музыкально-пластическая деятельность: («полонез»)__ 10:02-10:04

· Пение: («Пёстрый колпачок») ______________________ 10:04-10:13

· слушание: («Менуэт» В.А. Моцарт) _________________ 10:13-10:17

· Музыкально пластическая деятельность

(«Менуэт» В.А. Моцарт)________________________________ 10:17-10:19

· пение: («Наш край») ______________________________ 10:19-10:25

· слушание: (Й.Гайдн «Детская симфония»)____________ 10:25-10:32

· Музыкально-творческая деятельность _______________ 10:32-10:34

· обобщение: ______________________________________ 10:34-10:35

структурный план урока:

Вид деятельности Музыкальный материал Время (мин)
1 Вход в класс, приветствие П.И. Чайковский «Полонез» из балета «Лебединое озеро» 1
2 Приветствие «Здравствуйте ребята - добрый день» 2
3 Слушательская деятельность «Полонез» П.И Чайковского 4
4 Музыкально-пластическая деятельность «Полонез» П.И. Чайковского 2
5 Певческая деятельность Г. Струве, слова: Н. Соловьёвой «Пёстрый колпачок» 9
6 Слушательская деятельность   В. А. Моцарт «Менуэт» 4
  7   Музыкально пластическая деятельность     В.А. Моцарт «Менуэт» 2
8 Певческая деятельность   Муз. Д. Кабалевский, слова А. Пришельца «Наш край» 6
9 Слушательская деятельность   Й. Гайдн «Детская симфония» 7
10 Музыкально-творческая деятельность   Вокальная импровизация на стихи 2
11 Обобщение     1

 

 

Содержание урока:

Вход в класс, приветствие:

У: Здравствуйте ребята, давайте поприветствуем друг друга.

Ребята, сегодня у нас будет не простой урок, а урок – соревнование, давайте с вами разделимся на 3 команды. У нас будет три колонки, первая у двери, вторая посередине, третья у окна. За каждый правильный ответ я буду ставить плюсик.

Делю доску на три части.

У: Какие основные жанры вы знаете?

Д: Песня, танец, марш.

У: Какие танцы вы знаете?

Д: Менуэт, полька, полонез, вальс.

У: Ребята, кто узнал, какая музыка звучала, когда вы вошли?

У: Какой жанр?

Д: Танец.

У: Какой танец?

Д: Полонез.

У: Молодцы.

Учитель пишет на доске «Полонез».

Слушательская деятельность:

У: Ребята, как называется музыкальный спектакль, где главным является жанр танца?

Д: Балет.

У: Какие балеты вы можете назвать?

Д: «Спящая красавица» и «Лебединое озеро».

У: Может быть, мне кто-нибудь назовёт композитора?

Д: П.И. Чайковский.

Учитель показывает слайд с портретом, пишет на доске имя композитора.

У: Давайте, вспомним, какой же пульс имеет «полонез», приготовили ладошки, мы будем шагать. Начинаем с правой руки.

Приготовились, начали.

У: Ребята, все шаги у нас были одинаковые или какие-то выделялись?

Д: Разные.

У: У нас выделялась всё время правая рука?

Д: нет, они чередовались

У: Давайте с вами посчитаем, сколько у нас от одного сильного звука до другого.

Учитель считает с детьми во время звучания музыки.

Д: Три.

У: Пульс полонеза считается на 3.

Учитель пишет цифру 3 рядом с полонезом.

У: Давайте возьмём проверочное слово из трёх слогов «ма-мо-чка», подставим под музыку.

Играю, произнося слово «мамочка» под музыку.

Музыкально-пластическая деятельность:

У: Давайте с вами встанем, и станцуем руками «Полонез», но будьте внимательны, когда в музыке зазвучат колокольчики, мы будем их изображать, смотрите на меня, я вам помогу. У нас есть небольшое вступление. Начинаем с правой руки (со стороны двери). Включаю запись, Делаю всё вместе с детьми.

У: Все молодцы.

Певческая деятельность:

Задачи:

· создать условия для целостного восприятия песни;

· осваивать мелодию и текст песни;

· добиваться напевности мелодии, плавного звучания;

· продолжать формирование навыка певческого дыхания;

· работать над выразительностью исполнения фраз;

· выразительно исполнить первый куплет песни.

У: Ребята, к нам сегодня в гости пришёл сказочный гость, а вот кто нам подскажет песня, послушайте, пожалуйста.

Исполняю песню «Пёстрый колпачок».

Д: Песня про гнома.

У: Нашего гостя зовут «Танец».

Учитель показывает гнома.

Эта песня называется «Пёстрый колпачок» Сегодня он будет у нас в гостях.

У: В каком жанре написана песня, которую я вам спела?

Д: Песня, танец

У: Какой танец?

Д: Полька

У: Давайте с вами попробуем найти пульс этой песенки. Приготовили ладошки, давайте прохлопаем.

У: Ребята у нас все звуки были одинаковые или какие-то выделялись?

Д: Выделялся первый звук

У: Правильно. Ребята, сколько звуков от одного сильного до другого сильного?

Д: Два.

У: Наша песня считается на два, и имеет пульс 2.

Учитель пишет слово полька и цифру 2 рядом с ним.

У: Давайте споём эту песню.

 

 Разучивание песни:

· Пою первую фразу («Раз сидел весёлый гном на пеньке под ёлкой»);

· проговариваю слова первой фразы;

· обращаю внимание на певческую посадку детей;

· выстраиваю первый звук;

· пропеваю с детьми первую фразу;

· выделяем главное слово в первой фразе («под ёлкой..»)

· пою вторую фразу («И латал свой колпачок хвойною иголкой…»)

· сравниваем первую и вторую фразы;

· пропеваем вторую фразу, затем соединяем 1 и 2 фразы;

· в припеве работаю над чистым интонированием сексты и выразительным исполнением;

· концертное исполнение 1 куплета.

 

Слушательская деятельность:

У: Ребята, гном наш живёт в сказочном королевстве, в большом, красивом замке.

Показываю слайд дворца.

Как раз сейчас в этом замке проходит бал, и на нём танцуют. Ребята, а какие вы знаете старинные танцы?

Д: Менуэт.

Если не скажут, я тогда говорю, что давайте я вам подскажу, этот танец называется менуэт. Пишу на доске слово «Менуэт».

У: Кто мне скажет, какой пульс у менуэта? какое проверочное слово мы ему подставляли из трёх слогов?

Д: «Мамочка».

У: Какой пульс имеет наш танец?

Д: Три.

Пишу рядом со словом менуэт цифру три.

У: Давайте представим себя на балу у нашего сказочного персонажа, включаю слайд 1 дворец и менуэт.

Музыкально-пластическая деятельность:

У: Девочки давайте встанем и вспомним движения.

  Делаю отдельно с девочками

У: Хорошо, теперь давайте отдельно с мальчиками.

Повторяю движения с музыкой.

У: Давайте все встанем и станцуем менуэт. Ребята кто помнит движения?

У: Выходит мальчик и девочка

У: Начинают девочки. Приготовились, начали,

Дети исполняют менуэт под музыку В.А. Моцарта «Менуэт».

У: Этот менуэт написал австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт. Показ слайда.

У: Молодцы, все хорошо станцевали.

У Давайте с вами посмотрим небольшой фрагмент видео. Как в те времена танцевали.

Показ видео танца «менуэт», с помощью проектора.

У: Ребята, как называется танец, который танцуют в те времена?

Д Менуэт.

У: Менуэт, какого композитора мы послушали?

Д: В.А. Моцарта.

Певческая деятельность:

Задачи:

· исполнить целиком первый куплет, я допеваю второй;

· добиваться ведения фразы;

· сравнить 1, 3 и 2, 4 фразы;

· добиваться напевности мелодии, плавного звучания;

· продолжать формирование навыка певческого дыхания;

· выразительно исполнить 2 куплета песни в концертном варианте.

 

У: Гном нам показал своё сказочное королевство, давайте и мы расскажем ему, где мы живём, но рассказ наш будет не простой, а музыкальный.

У: Спины выпрямили, руки на коленки, сели на край стульчика и ноги поставили на пол. Выстроим первый звук.

Показываю слайд песни «Наш край».

Будьте внимательны, у нас есть вступление, посмотрите на меня, я вам всё покажу.

исполнение песни.

У: Давайте с вами разберём слова второго куплета

читаю текст (протяжнее, нежнее, плавно, напевнее), сравниваю фразы. Говорю про снятия, что они мягкие, тянуть гласные.

У: Ребята, а когда у нас идёт мелодия наверх, как вы думаете, что происходит?

открывается вся широта природы, красоты.

У: давайте встанем и споём первый и второй куплет. Выстраиваю первый звук, напоминаю слова, у нас есть вступление.

Исполнение.

У: Ребята, нашему гному так понравился наш рассказ, что он остался очень доволен, и сделал нам музыкальный подарок, давайте послушаем. Но мы будем не просто слушать, а ещё думать какие же там инструмент играют. Выключаю свет, включаю запись Й. Гайдн «Детская симфония».

У: Мы с вами послушали детскую симфонию австрийского композитора Й. Гайдна.

Пишу на доске «Детская симфония» и Гайдн.

У: Вам она понравилась?

Д: Да.

У: Ребята, а как вы думаете, почему Йозеф Гайдн назвал её детской?

Д: …..

У: какие там были музыкальные инструменты?

Д: кукушка (свистулька), труба, трещотки, барабан, треугольник.

Вокальная импровизация:

У: Ребята, мы сегодня нашему гостю и пели, и танцевали, теперь покажем, как мы сочиняем.

У: Посмотрите, пожалуйста, на слайд, кто хочет попробовать сочинить?

Обобщение:

У: Ребята, какой персонаж, у нас сегодня побывал в гостях?

Д: Гном.

У: Какие мы сегодня пели песни?

Д: «Наш край», «Пёстрый колпачок».

У: Каких композиторов слушали?

Д: Й. Гайдн, В.А. Моцарт, П.И. Чайковский.

У: Ребята, какие вы основные жанры знаете?

Д: Песня, танец, марш.

У: Какие жанры у нас сегодня были?

Д: Песня, танец

У: Какие танцы?

Д: Полонез, менуэт.

У: Молодцы! Вы все хорошо запомнили! Досвидания, увидимся на следующем уроке.

 

Самоанализ урока:

Вначале урока, я попыталась детей настроить на урок, что получилось не сразу. Дети входили в класс под музыку П.И. Чайковского «Танец с кубками» из балета «Лебединое озеро». В классе я попыталась сразу установить хорошую дисциплину и хорошую атмосферу, что получилось не сразу.

Данный урок включал в себя различные виды деятельности (слушание, музыкально-пластическая, певческая и вокальная импровизация) и различную интересную музыку (знакомую и незнакомую детям).

Певческая деятельность (распевание) на мой взгляд, прошла не очень успешно, потому что я была не очень готова к пению, поэтому распевание было не совершенно, и отсюда звук был вялым. Дети слушали и отвечали достаточно активно на уроке. Урок был построен как соревнование, поэтому дети активно отвечали на поставленные вопросы. На мой взгляд, в слушательской деятельности я не смогла реализовать все поставленные задачи, которые хотела. Я плохо следила за временем, и поэтому мне постоянно не хватало времени на некоторые виды деятельности. Мне не хватает уверенности в себе и эмоциональности, чтобы добиваться большего результата. Я пыталась создать довольно хорошую атмосферу и общаться с детьми доброжелательно. На мой взгляд, я выбрала хороший тон общения с детьми, что проявлялось в свободном взаимодействии. Дети хорошо реагировали на все мои вопросы и предложения.

На моём уроке было достаточно много музыкально-пластической деятельности, что детям очень нравилось. Практически после каждого вида деятельности детям было предложено задание, связанное с движением. Например, пластический этюд под музыку, которую слушали на уроке, пластическое интонирование песни, выученной на уроке. Дети с удовольствием играли и выполняли все задания. Но музыкально-пластическая деятельность обычно вызывала у детей много радости, и они начинали шуметь, поэтому приходилось собирать их внимание. Приходилось организовать класс, что на этом уроке было сделать намного проще, потому что у всех детей на парте стояли таблички с именем и фамилией. Я обращалась к детям по имени, что мне придавало некую уверенность и детям это нравилось. Музыкально-пластическая деятельность у нас была под музыку П.И. Чайковского «Полонез» и под «Менуэт» В.А. Моцарта. Чтобы детей увлечь на уроке, я использовала сказочного персонажа «гнома», которого мы назвали танец. Этот персонаж сопровождал нас весь урок, и все вопросы я задавала от его лица, т.е. «гном спрашивает…», дети этого персонажа с удовольствием приняли. Этот персонаж мне очень помог в организации и заинтересованности детей. Они слушали именно гнома, что он скажет и что же будет дальше.

Певческая деятельность мне кажется, что мне не хватало выразительности, при показе, дети не понимали, что я от них хочу. Я ставила перед детьми конкретную задачу, но добиться её не могла, или просто мне не хватало умений и навыков этого сделать. Детям песни очень понравились, но с моей не эмоциональностью, я не смогла добиться того, чего хотелось бы.

Единственный плюс, то, что я хорошо обращаюсь со всей техникой, поэтому урок я пыталась по максимуму разнообразить, видео, изображения, фильмы, музыка. Детям это очень нравилось, они ещё больше входили в мир музыки. Если это был менуэт, то я им показывала фрагмент, как танцевали в те времена, дворец, где танцевали и в чём, т.е. в каких нарядах. Дети это с восторгом воспринимали.

Кульминацией урока должна была быть «Детская симфония» Й. Гайдна, но в связи с моей неуверенностью и рассеянностью, я не уследила за временем, и перепутала материал, зато у меня прошло хорошее обобщение.

Урок, я считаю, не совсем удался, но я буду стараться, и всё получится. Я, конечно, стала более пластичной и более эмоциональной, но это недостаточно для показа детям. Но детям понравился в целом урок, чему я очень рада, хотя ещё работать и работать.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: