Учитель: Козырева Инга Олеговна.
Методист: доцент Б.С. Рачина.
Дата: 16.12.2010
время: 9:55-10:35
класс: 2 «в»
программа: Д. Б. Кабалевский.
Тема: Танцы.
Цель: Расширять представления детей о жанре «танца» на базе имеющихся знаний об этом жанре.
Задачи:
· расширять представление детей о танцах «Менуэт» и «Полонез»;
· научить детей слышать в музыкальных произведениях пульсацию;
· закреплять ощущение трехдольной пульсации на примере «Менуэта» и песни «Наш край» Д. Кабалевского;
· познакомить детей с двухдольной пульсацией на примере песни «Слон и скрипочка», «Пёстрый колпачок»;
· совершенствовать навык музыкально-пластической деятельности;
· формировать вокально-хоровые навыки.
методы:
· словесные (беседа, диалог, разъяснение, пояснение);
· наглядные (слуховая и зрительная наглядность);
· метод эмоциональной драматургии.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
Танец | Балет | П.И. Чайковский | ||
Песня | Симфония | В.А. Моцарт | ||
Марш | Пульс | Й. Гайдн | ||
«мА-ма» (полонез, вальс, полька»)
| ||||
«мА-мо-чка» (полька) |
задания для учащихся:
· выучить первый куплет песни Г. Струве «Пёстрый колпачок»;
· выразительно исполнить песню Д. Кабалевского «Наш край»;
· исполнить пластический этюд "Менуэт" под музыку В.А. Моцарта;
· сочинить мелодию на стихи (музыкально-творческая деятельность);
· вспомнить основные жанры (песня, танец, марш);
· уметь различать двухдольность и трехдольность в музыкальных произведения, «Полонез» из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро» и песни Д. Кабалевского «Наш край»;
· определить музыкальные инструменты, которые звучат в «Детской симфонии» Й. Гайдна.
Оборудование:
· доска;
· фортепиано;
· музыкальный центр;
· проектор;
· компьютер.
· Вход, организация ________________________________ 9:55-9:56
· Распевание:______________________________________ 9:56-9:58
· Слушание: («Полонез»)____________________________ 9:58-10:02
· Музыкально-пластическая деятельность: («полонез»)__ 10:02-10:04
· Пение: («Пёстрый колпачок») ______________________ 10:04-10:13
· слушание: («Менуэт» В.А. Моцарт) _________________ 10:13-10:17
· Музыкально пластическая деятельность
(«Менуэт» В.А. Моцарт)________________________________ 10:17-10:19
· пение: («Наш край») ______________________________ 10:19-10:25
· слушание: (Й.Гайдн «Детская симфония»)____________ 10:25-10:32
· Музыкально-творческая деятельность _______________ 10:32-10:34
· обобщение: ______________________________________ 10:34-10:35
структурный план урока:
№ | Вид деятельности | Музыкальный материал | Время (мин) |
1 | Вход в класс, приветствие | П.И. Чайковский «Полонез» из балета «Лебединое озеро» | 1 |
2 | Приветствие | «Здравствуйте ребята - добрый день» | 2 |
3 | Слушательская деятельность | «Полонез» П.И Чайковского | 4 |
4 | Музыкально-пластическая деятельность | «Полонез» П.И. Чайковского | 2 |
5 | Певческая деятельность | Г. Струве, слова: Н. Соловьёвой «Пёстрый колпачок» | 9 |
6 | Слушательская деятельность | В. А. Моцарт «Менуэт» | 4 |
7 | Музыкально пластическая деятельность | В.А. Моцарт «Менуэт» | 2 |
8 | Певческая деятельность | Муз. Д. Кабалевский, слова А. Пришельца «Наш край» | 6 |
9 | Слушательская деятельность | Й. Гайдн «Детская симфония» | 7 |
10 | Музыкально-творческая деятельность | Вокальная импровизация на стихи | 2 |
11 | Обобщение | 1 |
|
|
Содержание урока:
♫ Вход в класс, приветствие:
У: Здравствуйте ребята, давайте поприветствуем друг друга.
Ребята, сегодня у нас будет не простой урок, а урок – соревнование, давайте с вами разделимся на 3 команды. У нас будет три колонки, первая у двери, вторая посередине, третья у окна. За каждый правильный ответ я буду ставить плюсик.
Делю доску на три части.
У: Какие основные жанры вы знаете?
Д: Песня, танец, марш.
У: Какие танцы вы знаете?
Д: Менуэт, полька, полонез, вальс.
У: Ребята, кто узнал, какая музыка звучала, когда вы вошли?
У: Какой жанр?
Д: Танец.
У: Какой танец?
Д: Полонез.
У: Молодцы.
Учитель пишет на доске «Полонез».
♫ Слушательская деятельность:
У: Ребята, как называется музыкальный спектакль, где главным является жанр танца?
Д: Балет.
У: Какие балеты вы можете назвать?
Д: «Спящая красавица» и «Лебединое озеро».
У: Может быть, мне кто-нибудь назовёт композитора?
Д: П.И. Чайковский.
Учитель показывает слайд с портретом, пишет на доске имя композитора.
У: Давайте, вспомним, какой же пульс имеет «полонез», приготовили ладошки, мы будем шагать. Начинаем с правой руки.
Приготовились, начали.
У: Ребята, все шаги у нас были одинаковые или какие-то выделялись?
Д: Разные.
У: У нас выделялась всё время правая рука?
Д: нет, они чередовались
У: Давайте с вами посчитаем, сколько у нас от одного сильного звука до другого.
Учитель считает с детьми во время звучания музыки.
Д: Три.
У: Пульс полонеза считается на 3.
Учитель пишет цифру 3 рядом с полонезом.
У: Давайте возьмём проверочное слово из трёх слогов «ма-мо-чка», подставим под музыку.
Играю, произнося слово «мамочка» под музыку.
♫ Музыкально-пластическая деятельность:
У: Давайте с вами встанем, и станцуем руками «Полонез», но будьте внимательны, когда в музыке зазвучат колокольчики, мы будем их изображать, смотрите на меня, я вам помогу. У нас есть небольшое вступление. Начинаем с правой руки (со стороны двери). Включаю запись, Делаю всё вместе с детьми.
У: Все молодцы.
♫ Певческая деятельность:
Задачи:
· создать условия для целостного восприятия песни;
· осваивать мелодию и текст песни;
· добиваться напевности мелодии, плавного звучания;
· продолжать формирование навыка певческого дыхания;
· работать над выразительностью исполнения фраз;
· выразительно исполнить первый куплет песни.
У: Ребята, к нам сегодня в гости пришёл сказочный гость, а вот кто нам подскажет песня, послушайте, пожалуйста.
Исполняю песню «Пёстрый колпачок».
Д: Песня про гнома.
У: Нашего гостя зовут «Танец».
Учитель показывает гнома.
Эта песня называется «Пёстрый колпачок» Сегодня он будет у нас в гостях.
У: В каком жанре написана песня, которую я вам спела?
Д: Песня, танец
У: Какой танец?
Д: Полька
У: Давайте с вами попробуем найти пульс этой песенки. Приготовили ладошки, давайте прохлопаем.
У: Ребята у нас все звуки были одинаковые или какие-то выделялись?
Д: Выделялся первый звук
У: Правильно. Ребята, сколько звуков от одного сильного до другого сильного?
Д: Два.
У: Наша песня считается на два, и имеет пульс 2.
|
|
Учитель пишет слово полька и цифру 2 рядом с ним.
У: Давайте споём эту песню.
Разучивание песни:
· Пою первую фразу («Раз сидел весёлый гном на пеньке под ёлкой»);
· проговариваю слова первой фразы;
· обращаю внимание на певческую посадку детей;
· выстраиваю первый звук;
· пропеваю с детьми первую фразу;
· выделяем главное слово в первой фразе («под ёлкой..»)
· пою вторую фразу («И латал свой колпачок хвойною иголкой…»)
· сравниваем первую и вторую фразы;
· пропеваем вторую фразу, затем соединяем 1 и 2 фразы;
· в припеве работаю над чистым интонированием сексты и выразительным исполнением;
· концертное исполнение 1 куплета.
♫ Слушательская деятельность:
У: Ребята, гном наш живёт в сказочном королевстве, в большом, красивом замке.
Показываю слайд дворца.
Как раз сейчас в этом замке проходит бал, и на нём танцуют. Ребята, а какие вы знаете старинные танцы?
Д: Менуэт.
Если не скажут, я тогда говорю, что давайте я вам подскажу, этот танец называется менуэт. Пишу на доске слово «Менуэт».
У: Кто мне скажет, какой пульс у менуэта? какое проверочное слово мы ему подставляли из трёх слогов?
Д: «Мамочка».
У: Какой пульс имеет наш танец?
Д: Три.
Пишу рядом со словом менуэт цифру три.
У: Давайте представим себя на балу у нашего сказочного персонажа, включаю слайд 1 дворец и менуэт.
♫ Музыкально-пластическая деятельность:
У: Девочки давайте встанем и вспомним движения.
Делаю отдельно с девочками
У: Хорошо, теперь давайте отдельно с мальчиками.
Повторяю движения с музыкой.
У: Давайте все встанем и станцуем менуэт. Ребята кто помнит движения?
У: Выходит мальчик и девочка
У: Начинают девочки. Приготовились, начали,
Дети исполняют менуэт под музыку В.А. Моцарта «Менуэт».
У: Этот менуэт написал австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт. Показ слайда.
У: Молодцы, все хорошо станцевали.
У Давайте с вами посмотрим небольшой фрагмент видео. Как в те времена танцевали.
Показ видео танца «менуэт», с помощью проектора.
У: Ребята, как называется танец, который танцуют в те времена?
|
|
Д Менуэт.
У: Менуэт, какого композитора мы послушали?
Д: В.А. Моцарта.
♫ Певческая деятельность:
Задачи:
· исполнить целиком первый куплет, я допеваю второй;
· добиваться ведения фразы;
· сравнить 1, 3 и 2, 4 фразы;
· добиваться напевности мелодии, плавного звучания;
· продолжать формирование навыка певческого дыхания;
· выразительно исполнить 2 куплета песни в концертном варианте.
У: Гном нам показал своё сказочное королевство, давайте и мы расскажем ему, где мы живём, но рассказ наш будет не простой, а музыкальный.
У: Спины выпрямили, руки на коленки, сели на край стульчика и ноги поставили на пол. Выстроим первый звук.
Показываю слайд песни «Наш край».
Будьте внимательны, у нас есть вступление, посмотрите на меня, я вам всё покажу.
исполнение песни.
У: Давайте с вами разберём слова второго куплета
читаю текст (протяжнее, нежнее, плавно, напевнее), сравниваю фразы. Говорю про снятия, что они мягкие, тянуть гласные.
У: Ребята, а когда у нас идёт мелодия наверх, как вы думаете, что происходит?
открывается вся широта природы, красоты.
У: давайте встанем и споём первый и второй куплет. Выстраиваю первый звук, напоминаю слова, у нас есть вступление.
Исполнение.
У: Ребята, нашему гному так понравился наш рассказ, что он остался очень доволен, и сделал нам музыкальный подарок, давайте послушаем. Но мы будем не просто слушать, а ещё думать какие же там инструмент играют. Выключаю свет, включаю запись Й. Гайдн «Детская симфония».
У: Мы с вами послушали детскую симфонию австрийского композитора Й. Гайдна.
Пишу на доске «Детская симфония» и Гайдн.
У: Вам она понравилась?
Д: Да.
У: Ребята, а как вы думаете, почему Йозеф Гайдн назвал её детской?
Д: …..
У: какие там были музыкальные инструменты?
Д: кукушка (свистулька), труба, трещотки, барабан, треугольник.
♫ Вокальная импровизация:
У: Ребята, мы сегодня нашему гостю и пели, и танцевали, теперь покажем, как мы сочиняем.
У: Посмотрите, пожалуйста, на слайд, кто хочет попробовать сочинить?
♫ Обобщение:
У: Ребята, какой персонаж, у нас сегодня побывал в гостях?
Д: Гном.
У: Какие мы сегодня пели песни?
Д: «Наш край», «Пёстрый колпачок».
У: Каких композиторов слушали?
Д: Й. Гайдн, В.А. Моцарт, П.И. Чайковский.
У: Ребята, какие вы основные жанры знаете?
Д: Песня, танец, марш.
У: Какие жанры у нас сегодня были?
Д: Песня, танец
У: Какие танцы?
Д: Полонез, менуэт.
У: Молодцы! Вы все хорошо запомнили! Досвидания, увидимся на следующем уроке.
Самоанализ урока:
Вначале урока, я попыталась детей настроить на урок, что получилось не сразу. Дети входили в класс под музыку П.И. Чайковского «Танец с кубками» из балета «Лебединое озеро». В классе я попыталась сразу установить хорошую дисциплину и хорошую атмосферу, что получилось не сразу.
Данный урок включал в себя различные виды деятельности (слушание, музыкально-пластическая, певческая и вокальная импровизация) и различную интересную музыку (знакомую и незнакомую детям).
Певческая деятельность (распевание) на мой взгляд, прошла не очень успешно, потому что я была не очень готова к пению, поэтому распевание было не совершенно, и отсюда звук был вялым. Дети слушали и отвечали достаточно активно на уроке. Урок был построен как соревнование, поэтому дети активно отвечали на поставленные вопросы. На мой взгляд, в слушательской деятельности я не смогла реализовать все поставленные задачи, которые хотела. Я плохо следила за временем, и поэтому мне постоянно не хватало времени на некоторые виды деятельности. Мне не хватает уверенности в себе и эмоциональности, чтобы добиваться большего результата. Я пыталась создать довольно хорошую атмосферу и общаться с детьми доброжелательно. На мой взгляд, я выбрала хороший тон общения с детьми, что проявлялось в свободном взаимодействии. Дети хорошо реагировали на все мои вопросы и предложения.
На моём уроке было достаточно много музыкально-пластической деятельности, что детям очень нравилось. Практически после каждого вида деятельности детям было предложено задание, связанное с движением. Например, пластический этюд под музыку, которую слушали на уроке, пластическое интонирование песни, выученной на уроке. Дети с удовольствием играли и выполняли все задания. Но музыкально-пластическая деятельность обычно вызывала у детей много радости, и они начинали шуметь, поэтому приходилось собирать их внимание. Приходилось организовать класс, что на этом уроке было сделать намного проще, потому что у всех детей на парте стояли таблички с именем и фамилией. Я обращалась к детям по имени, что мне придавало некую уверенность и детям это нравилось. Музыкально-пластическая деятельность у нас была под музыку П.И. Чайковского «Полонез» и под «Менуэт» В.А. Моцарта. Чтобы детей увлечь на уроке, я использовала сказочного персонажа «гнома», которого мы назвали танец. Этот персонаж сопровождал нас весь урок, и все вопросы я задавала от его лица, т.е. «гном спрашивает…», дети этого персонажа с удовольствием приняли. Этот персонаж мне очень помог в организации и заинтересованности детей. Они слушали именно гнома, что он скажет и что же будет дальше.
Певческая деятельность мне кажется, что мне не хватало выразительности, при показе, дети не понимали, что я от них хочу. Я ставила перед детьми конкретную задачу, но добиться её не могла, или просто мне не хватало умений и навыков этого сделать. Детям песни очень понравились, но с моей не эмоциональностью, я не смогла добиться того, чего хотелось бы.
Единственный плюс, то, что я хорошо обращаюсь со всей техникой, поэтому урок я пыталась по максимуму разнообразить, видео, изображения, фильмы, музыка. Детям это очень нравилось, они ещё больше входили в мир музыки. Если это был менуэт, то я им показывала фрагмент, как танцевали в те времена, дворец, где танцевали и в чём, т.е. в каких нарядах. Дети это с восторгом воспринимали.
Кульминацией урока должна была быть «Детская симфония» Й. Гайдна, но в связи с моей неуверенностью и рассеянностью, я не уследила за временем, и перепутала материал, зато у меня прошло хорошее обобщение.
Урок, я считаю, не совсем удался, но я буду стараться, и всё получится. Я, конечно, стала более пластичной и более эмоциональной, но это недостаточно для показа детям. Но детям понравился в целом урок, чему я очень рада, хотя ещё работать и работать.