Структура проектной и учебно-исследовательской работы

Цели и задачи проектной и учебно-исследовательской  деятельности

Целью учебного проектирования является полное и органичное включение проектной деятельности в образовательный процесс школы; изменение психологии его участников и перестановка акцентов с традиционных образовательных форм на сотрудничество, партнерство учителя и ученика, их совместный поиск новых комплексных знаний; овладение умениями использовать эти знания при создании своего интеллектуального продукта; формирование ключевых компетенций, необходимых для жизни и успешной самореализации человека в информационном обществе; воспитание личности выпускника, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире, важнейшими качествами которой являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Задачи:

· Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);

· Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов;

· Умение пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

· Развитие умения анализировать;

· Развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

· Вовлечение в творческое проектирование всех участников образовательного процесса – учителей, обучающихся и их родителей, создание единого творческого коллектива единомышленников, занятых общим делом воспитания и самовоспитания современной творческой личности;

  • Расширение и совершенствование области тематического исследования в проектной деятельности; совершенствование электронной формы проектов; поиски новых направлений и форм творческого проектирования;

· Ознакомление учащихся с методами и технологиями проектной деятельности;

· Реализация потенциала личности;

3.Принципы организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся:

o  интегральность – объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;

o непрерывность – процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания учащихся;

o межпредметное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда

Типология форм организации проектной деятельности (проектов) обучающихся в образовательном учреждении

•Виды проектов:

O информационный (поисковый),

O исследовательский,

O творческий,

O социальный,

O прикладной (практико-ориентированный),

O игровой (ролевой),

o инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения);

•по содержанию: монопредметный, метапредметный;

• по количеству участников: индивидуальный, парный, малогрупповой(до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы)

• по длительности (продолжительности) проекта: от проекта-урока до вертикального многолетнего проекта;

• по дидактической цели: ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр.

Индивидуальный проект представляет собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы автор проекта — самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану — это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.

Исследовательские проектыполностью подчинены логике, пусть небольшого, но исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее не известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

Информационные проектыизначально направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

Творческие проекты литературные вечера, спектакли, экскурсии.Эти проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.)

Ролевые, игровые, приключенческие проекты - участники таких проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои; имитируются социальные или деловые отношения, осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями. Результаты этих проектов намечаются в начале их выполнения, но окончательно вырисовываются лишь в самом конце

Прикладной проект. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих учащихся. Например: документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий (в природе, в обществе, в организации); проект закона; справочный материал; словарь; аргументированное объяснение какого-либо физического, химического явления; проект зимнего сада школы и т.д.

Структура проектной и учебно-исследовательской работы

Структура проектной и учебно-исследовательской деятельности включает следующие компоненты:

· анализ актуальности проводимого исследования;

· целеполагание, формулировку задач, которые следует решить;

· выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;

· планирование, определение последовательности и сроков работ;

· проведение проектных работ или исследования;

· оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования;

· представление результатов в соответствующем использованию виде.

       Основными элементами структуры индивидуального проекта являются:

  • Титульный лист
  • Оглавление
  • Введение
  • Основная часть
  • Заключение
  • Библиографический список
  • Приложения.

На титульном листе необходимо указать следующую информацию:

 

1) Название проекта о формляется заглавными буквами.

2) Сведения об авторе (авторах) - указать Фамилию, Имя, Отчество (полностью);

название учебного заведения, класс.

3) Сведения о научном руководителе - указать Фамилию, Имя, Отчество (полностью), должность и место работы.

Пример оформления титульного листа.

 

  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24» города Чебоксары Чувашской Республики Итоговый индивидуальный проект Древнейшие виды письменности                                                                                   Выполнил(а): ученик (ца) 5 а класса                                                                              МБОУ «СОШ№24» г.Чебоксары                                                                     Яковлева Ирина Сергеевна                                                                                              Научный руководитель:                                                                                              Иванов Иван Иванович,                                                                                              учитель истории МБОУ «СОШ№24» г.Чебоксары     Чебоксары-2017

 

В оглавлении приводятся основные заголовки работы с указанием страниц.

Введение. Во введении кратко обосновывается актуальность выбранной темы,

цель и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, указываются методы исследования, сообщается, в чем заключается ценность полученных результатов, приводится характеристика источников для написания работы, краткий литературный обзор и степень изученности данной проблемы, характеристика личного вклада автора работы в решение избранной проблемы.

Основная часть. В основной части работы приводится методика и техника

исследования, излагаются и обсуждаются полученные результаты. Содержание основной части работы должно точно соответствовать теме и полностью ее раскрывать.

Заключение содержит выводы, к которым автор пришел в процессе анализа

собранного материала (при этом желательно подчеркнуть их самостоятельность, новизну, теоретическое или практическое значение результатов).

Литература. Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТом 7.1-

2003. В тексте ссылки нумеруются в квадратных скобках, номер указывает на источник в списке литературы. В статье, рекомендуется использовать не более 10 литературных источников

 

В приложении помещаются дополнительные материалы, которые способствуют лучшему пониманию полученных автором результатов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: