Контроль и самоконтроль в структуре учебной деятельности

В общей структуре учебной деятельности значительное место отводится действиям контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки). Это обусловливается тем, что всякое другое учебное действие становится произвольным, регулируемым только при наличии контролирования и оценивания в структуре деятельности. Контроль предполагает три звена: 1) модель, образ потребного, желаемого результата действия; 2) процесс сличения этого образа и реального действия и 3) принятие решения о продолжении или коррекции действия. Эти три звена представляют структуру внутреннего контроля субъекта деятельности за ее реализацией. П.П. Блонским были намечены четыре стадии проявления самоконтроля применительно к усвоению материала. Первая стадия характеризуется отсутствием всякого самоконтроля. Находящийся на этой стадии учащийся не усвоил материал и не может соответственно ничего контролировать. Вторая стадия - полный самоконтроль. На этой стадии учащийся проверяет полноту и правильность репродукции усвоенного материала. Третья стадия характеризуется как стадия выборочного самоконтроля, при котором учащийся контролирует, проверяет только главное по вопросам. На четвертой стадии видимый самоконтроль отсутствует, он осуществляется как бы на основе прошлого опыта, на основе каких-то незначительных деталей, примет. Ребенок должен соотнести свои собственные действия с заданными образцами. Очень важно, чтобы контроль возвращал ученика к образцу, после чего ученик вносит коррективы, если надо. Очень важно, чтобы у учащихся формировался самоконтроль. Виды самоконтроля: Прогнозирующий Пошаговый Итоговый



Оценка и самооценка в структуре учебной деятельности.

Благодаря оценке ребенок уточняет, решена ли учебная задача и овладел ли он требуемым способом действия.По мере формирования самоконтроля функция оценки может переходить к ученику. Пути формирования адекватной самооценки учебной деятельности: Выявление целей и задач, Подведение итогов, Объяснение ученика требований к их работе, знанию и умению, Развернутая характеристика устных ответов, Небольшие письменные рецензии, Непосредственное требование самооценки.



Общая характеристика мотивации учебной деятельности

Гальперин выделяет: Деловой мотив. Расчет на моральное или материальное вознаграждениеСостязательный интерес. Желание быть не хуже другихПознавательный интерес. Подлинно внутренний, считается основным и наиболее важным.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов:

1) самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;

2) организацией образовательного процесса;

3) субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.);

4) субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу;

5) спецификой учебного предмета.

Мотивация и деятельность

Мотивацию можно определить как совокупность причин Ψ характера, объясняющих поведение человека, его активность и направленность. В Ψ создана и детально разработана теория мотивации различных видов деятельности на достижение успеха, которая проявляется в различной деятельности человека в целом и ученика в частности. У человеческой деятельности проявляется 2 мотива: 1) Мотив достижения успеха. 2) Мотив избегания неудачи

Классификация мотивов учения

Уровни социальных мотивов:

Широкие социальные мотивы: долг, ответственность, понимание социальной значимости учения.

Узкие социальные, или позиционные мотивы. Стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими.

Мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком).

Качество социальных и познавательных мотивов:

Мотивы могут быть:

Содержательными – осознанными, действенными, степень распространенности на другие предметы.

Динамическими – устойчивость мотива, его сила, выраженность, эмоциональная окраска мотива, т.е. связано с психофизиологическими особенностями ребенка.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: