Педагогический проект
«Почему берёза – символ России?»
Выполнила:
Балахонкина Наталья Илларионовна,
воспитатель
Введение.
Ты до того, березонька, красива!
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя немыслима Россия.
И я немыслим без твоей красы.
О. Шестинский
Мы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю.
Мы должны чтить её символы: герб, флаг, гимн и гордиться своей страной. Наша родина – Россия. Россия… Что мы имеем в виду, когда произносим это слово? Какой мы её представляем? Это огромные поля золотой пшеницы, бескрайние луга ярких цветов, ясное голубое небо, тихий закат.
Подсолнух- похожий на солнце, красная земляничка на тонкой ножке, пчёлка собирающая нектар- всё это моя Родина.
А ещё, Родина – это прекрасное дерево. Нет такого другого дерева, которое так горячо любят и воспевают в России. Белая березка – символ красоты русской природы, она прекрасна в любое время года. С давних времен о ней слагали песни, водили вокруг неё хороводы, сочиняли пословицы, загадки, стихи и сказки. Многие художники изображали березку на своих полотнах, а композиторы - посвятили березке свои лучшие песни. Актуальность проекта «Почему берёза - символ России?»
|
|
Актуальность заключается в том, что работа над проектом способствует приобщению детей к народной культуре, воспитанию интереса к историческим корням русского народа. Обогащает чувственный опыт ребёнка, его реальное представление об окружающем мире и вызывает желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране.
Это позволяет научить детей видеть себя потомками и наследниками России.
Цель:
Развитие у дошкольников патриотических чувств: любви к Родине, родной земле, родной природе.
Задачи:
Формировать представление дошкольников о русской березе как символе России.
Расширять знания детей о дереве березе, его качествах, свойствах. Дать возможность почувствовать глубину и красоту русских обрядов связанных с русской березой.
Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Реализация проекта
Этапы работы над проектом
Погружение в проект
Идею с темой проекта дали сами дети, так как, смотря познавательную передачу по телевизору, один мальчик узнал, что берёзы растут в России, а на Кипре нет, а одна девочка сказала, что берёзу считают символом России.
Отсюда сам собой и возник вопрос: «Почему берёза- символ России?».
Хотя зачастую и многие взрослые не могут сразу дать ответ на этот вопрос.
Цель:
Вызвать интерес детей к изучению берёзы - как символа России.
|
|
Задачи:
* Вспомнить с детьми все знакомые им символы России. (флаг, герб, гимн) * Познакомить с деревьями –символами других стран (Канада-клён, Латвия- липа и дуб, Австралия- эвкалипт и т.п.)
* Вызвать желание сравнивать и изучать берёзу с другими деревьями.
2.Планирование деятельности:
Основополагающий вопрос: Что мы знаем о берёзе?
Провести беседы «Россия - наша Родина», «Клён символ –Канады», «Берёза-дерево жизни», "Традиции и обычаи нашего народа, связанные с березкой».
Просмотр презентации «Берёза – глазами великих художников».
Выяснить, где можно найти информацию для работы над проектом *Прочитаем в энциклопедиях, журналах и художественной литературе.
* Посещение библиотеки.
* Посмотрим в интернете.
*Узнаем на занятии.
*Узнаем на экскурсии.
*Спросим у родителей, у воспитателей, старшего воспитателя.
Составлен план работы с детьми и родителями:
• Сбор информации.
• Подбор иллюстративного материала.
• Отбор художественной литературы, историко – публицистического материала.
• Организованная и неорганизованная деятельность.
• Совместная и самостоятельная деятельность.
• Создание в группе мини- музея «Русская берёзка- символ России»
• Презентация проекта.
Осуществление деятельности по решению проблемы
1. Познавательно-исследовательская деятельность (сбор информации) Были сформированы группы детей по интересам.
1. Первая группа детей с родителями искали информацию в энциклопедиях, журналах и художественной литературе.
История происхождения слова «берёза».
«Троица» – праздник русской берёзки.
«Берёзовое царство» – хорошее лекарство.
Берёза в народных приметах.
Стихи, загадки, пословицы, поговорки, частушки о берёзе.
2. Вторая группа детей и родителей искали интересную информацию в интернете о том, почему ствол берёзы белый.
3. Третья группа детей с родителями сходили на экскурсию «Берёзы нашего города» с целью оформления фотовыставки «Берёзки города Отрадного», сбора опавших листьев для гербария «Деревья нашего города» 2. Взаимодействие со специалистами детского сада
- Музыкальный руководитель: знакомство с песнями о берёзе, хороводом
- Педагог-предметник по обучению грамоте:
Словесные игры«Составь предложение со словом «береза», «Подбери родное слово» (подбор однокоренных слов).
составление мини- рассказов, придумывание сказок о берёзке, чтение произведений о берёзе. «Березовый лес» И.Бунин,
Беседа по картине «Березовая роща»,
Заучивание наизусть стихотворения С.Есенина «Белая береза» Заучивание стихотворения «Люблю березку русскую» А. Прокофьева
- Педагог-предметник по ИЗО.
Рисование на тему:
- Рисование акварелью «Золотая березка».
Рисование по стихотворению «Белая береза» С. Есенина.
- Физинструктор: спортивное развлечение "Осенний марафон"Эстафета "Будь здоров"
Работа с родителями
1. Задание для родителей (совместно с детьми): изготовить книжки-малышки «Берёза- символ России»».
2. Конкурс рисунков и поделок «Белая берёза под моим окном..».
3. Совместная экскурсия с родителями в большой парк г. Отрадного.
4. Сбор книжек для оформления книжной выставки «Белая берёза».
5. Подготовить спилы берёзы, для детского творчества
6. Папка-передвижка «Все о русской березе».
7. Изготовление дидактических игр по теме.
4. Деятельность педагогов и детей 1. Просмотр презентаций, фотографий, герба и флага России.
2. Знакомство с разновидностями берёз.
3. Экскурсия на бульвар Узилова, в городской сквер, в городской парк культуры и отдыха.
4. Игровая деятельность по теме (Картотека дидактических игр).
5. Непосредственно образовательная деятельность.
Художественно-эстетическое развитие:
- Аппликация «Русская берёза»,«Деревья родного города»,
|
|
- Конструирование "Объемное деревце"
- Совместный коллаж «Кудрявые деревья- берёзки»
- Изготовление макета бульвара Узилова.
- Изготовление осеннего коллажа. (с использованием листьев берёзы)
-Разучивание хоровода «Во поле берёзка стояла...».
- Оформление спилов (рисование «Берёзка»)
Познавательное и социально-коммуникативное развитие:
- Викторина «Русская березка» (использование малых фольклорных форм).
- Беседы «Мой любимый город», «Деревья нашего города», «Улица, на которой я живу», «Традиции и обычаи связанные с берёзой», «Деревья родного края», «Береза-помощник человека», «Березы тоже плачут».
Рассказ воспитателя о лечебных свойствах березы. ( презентация «Берёза – лекарь»)
- Чтение художественной литературы по теме.
- Составление с детьми рассказов о любимых местах в городе Отрадный.
Оформление и презентация проекта
1. Самодельные дидактические игры
2. Оформление фотовыставки «Берёзы нашего города».
3. Оформление книжек- малышек «Русская берёзка»
4. Оформление мини-музея «Русская берёзка –символ России».
5. Литературная гостиная «Белая берёза под моим окном…» 6. Участие в акции «Посади деревце»
Этап
Оценка результатов и процесса проектной деятельности Входе реализации проекта воспитанники показали свою увлечённость, креативность, узнали много нового. У детей возросла познавательная активность и творческая самостоятельность.
3. Заключение Внедрение данного проекта обеспечило:
Возможность познакомиться с ролью берёзы в культуре России, в традициях и обычаях русского народа и придти к выводу, что «Берёза символ России».
Создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.
Дети рассказывали о том, что они часто стали выходить на прогулки по родному городу, многие родители занялись облагораживанием территории родного двора, а все это укрепляет семьи и воспитывает в детях бережное отношение к родному городу и гордость за свою малую Родину.
Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности при изготовлении книг, альбомов и презентаций о берёзе.
|
|
У детей повысились личностные качества – такие, как коммуникабельность, доброжелательность, трудолюбие, сопереживание.
Дети приобрели навыки необходимые для жизни в обществе:
ответственность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиций других людей.
Литература
1. С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. Воспитательная работа в начальной школе: «Учитель». Воронеж, 2001.
2. Н. Т. Брыкина. Нестандартные и интегрированный уроки. М.: Вако, 2004
3. А. А. Рутковская. Рисование в начальных классах. С-П: Дон Нева,2001
4. Т. А. Шорыгина. Деревья. Какие они? М.: ГНОМ, 2003.
5. Н. С. Авдеев. Русские пословицы и поговорки. Детская литература, 1996
6. Т. Поликарпова. Две берёзы на холме. Детская литература, 2003.
7. Е. М. Тихомирова. Сценарии школьных праздников. М.: Экзамен 2006.
8. О. А. Шаповалова. Сценарии праздников в начальной школе. Саратов:
Лицей, 2005.
Приложение № 1 Пословицы и поговорки о березе
• Береза не угроза: где стоит, там и шумит.
• Ельник, березник чем не дрова?
• За белыми березами тарара живет (язык).
• Когда лист с дуба и березы опал чисто, будет легкий год для людей и скота.
• Коли береза перед ольхой лист распустит, то лето будет сухое; если ольха наперед — мокрое.
• Услан березки считать (по дороге, т. е. сослан в Сибирь).
• Узнаешь вкус березовой каши.
• Пошел по широкой, где березки посажены.
• Березовицы на грош, а лесу и рублем не уплатишь.
• Бог создал человека и создал тальник и березник.
• Стань, белая береза, у меня назади, а красна девица напереди!
• На вознесенье завивают березку: если она не завянет до дня пятидесятницы, то тот, на кого она завита, проживет этот год, а девка выйдет замуж.
• Когда береза станет распускаться, сей овес.
• Толкуй про еловый, а березовый крепче.
• Накормить кого березовой кашей.
• Соловей начинает петь, когда может напиться росы с березового листа.
• Морозко скачет по ельничкам, по березничкам, по сырым боркам, по веретейкам.
• Плотва трется в первый раз на вербной; в другой — когда распустится береза; в третий — на вознесенье.
• Около меня свищет; я туда — свищет, я сюда — свищет; беда, думаю, влез на березу, сижу — свищет; ан это у меня в носу.
• Свинка ходит по бору, щиплет лебеду траву: она рвет, не берет, под березку кладет.
• На сошествие св. духа развивают березки, бросают венки в воду; если тонет — к несчастью, плавает — к добру.
Приложение №2
Дидактические игры: