Семинар 4. Развитие малой группы

1. Развитие малой группы. Основные элементы групповой динамики.Цели группы.

2. Механизмы развития малой группы: идиосинкразический кредит, психологический обмен, разрешение внутригрупповых противоречий (двухфакторная модель).

3. Нормы группы. Конформное поведение, типы конформности.

4. Совместимость в группе.

5. Групповая сплоченность.

 

,

Литература: [1, 2, 3, 5, 16, 17, 18]

Контрольные вопросы

1. В каких значениях употребляется термин групповая динамика?

2. Поясните выражения «групповая цель является конвергенцией личных целей» и «групповая цель является индуктором взаимодействия»?

3. Какие стадии выделил Б. Такмен в сферах эмоциональной и деловой активности группы?

4. Какие функции выполняют нормы в малой группе?

5. В чем заключается метод подставной группы?

6. Как формируются групповые нормы?

7. Заполните таблицу:

Таблица 3

Факторы конформного поведения

Факторы Способствуют проявлению конформного поведения Не способствуют проявлению конформности
Личностные особенности    
Возраст    
Характеристики группы    
Особенности деятельности    

8. В чем отличие между конформностью и конформизмом?

9. Как трактовать конформное поведение: как позитивное или негативное?

10. Для чего предназначены гомеостатические методы?

11. Назовите признаки срабатываемости в малой группе?

12. Что способствует росту групповой сплоченности?

Семинар 5. Управление малой группой

1. Управление малой группой: лидерство и руководство

2. Теории лидерства: теории «великого человека», теория черт, поведенческие теории, ситуационные теории, системные теории лидерства.

3. Классификация типов лидерства. Феномен ролевой дифференциации лидерства.

4. Стили руководства. Стили руководства по К.Левину. Теория Д. Мак Грегора.

 

Литература: [1, 2, 3, 5, 13, 14, 16, 18]

Контрольные вопросы

1. В чем отличие лидерства и руководства и в чем их сходство?

2. Почему теория черт оказалась несостоятельной? Действительно ли черты личности не являются существенным фактором для выдвижения в позицию лидеров?

3. Почему исследователи отказались от поведенческого подхода в построении теории лидерства и перешли к ситуационному?

4. В чем суть вероятностной модели эффективности Ф.Фидлера? К какому типу теорий лидерства она относится?

5. Какие две фундаментальные лидерские роли выделили Р.Бейлзи Ф.Слейтор? Как они трактуют причины ролевой дифференциации лидерства?

6. Охарактеризуйте стили руководства руководителя, ориентированного на задачу, и руководителя, ориентированного на отношения? От чего зависит эффективность этих стилей управления?

7. Каковы убеждения руководителей с авторитарным и демократическим стилем управления согласно теории Д.МакГрегора?

8. Какой стиль руководства – авторитарный, демократический или нейтральный –является оптимальным для управления малой группой? Заполните таблицу:

Таблица 4

Стили руководства и их эффективность

Стили руководства Поведенческие проявления руководителя В каких сферах деятельности стиль управления является оптимальным
Авторитарный    
Демократический    
Нейтральный    

 

 



Раздел 4. Социальная психология общения

Категория общение раскрывает существенную сторону человеческого бытия. В процессе общения осуществляется взаимный обмен деятельностями, представлениями, идеями, установками, интересами и т.д., развивается и проявляется система субъект-субъектных отношений. Рассматриваемое в этом плане общение выступает как особая форма активности субъекта. Ее результат – не преобразованный предмет (материальный или идеальный), а отношения с другим человеком, другими людьми.

В структуре общения обычно выделяют три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в уз­ком смысле слова, состоит в обмене информацией между общаю­щимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в орга­низации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: