Игры и упражнения для работы в группе

Игры и упражнения на знакомство.

Объявление»

Цель:знакомство участников, раскрепощение, развитие навыков эффективного общения.

Описание: Необходимо составить текст газетного объявления с подзаголовком «Хочу познакомиться». В нем нужно указать свои основные увлечения, любимые занятия. Чем вы занимаетесь в свободное время? Чем можете заинтересовать другого человека, чем помочь ему? Необходимо помнить, что это обращение к живому человеку, следует находить искренние слова. По объему текст объявления не должен превышать одной странички.

2. «Мой новый знакомый – человек особенный, потому что…».

Цель: знакомство участников, ориентация внимания участников на достоинствах и уникальности друг друга, развитие навыков эффективного общения.

Описание: Упражнение выполняется в диадах. Каждый из участников после непродолжительной беседы представляет своего партнера по следующему образцу: «Мой новый знакомый – человек особенный, потому что он очень любит путешествовать автостопом». Время выполнения упражнения 5-7 минут.

Приветствие без слов».

Цель: знакомство раскрепощение, сплочение участников.

Описание: Участникам предлагается в течении 2-3 минут свободно передвигаться по помещению и успеть за это время поприветствовать всех участников группы. Делать это нужно, не произнося ни слова, любыми другими способами: кивком головы, рукопожатием, объятием и т.д. При этом каждый способ участник вправе использовать только один раз, для каждого следующего приветствия нужно придумать новый способ.

Обсуждение: Кому сколько человек удалось поприветствовать? Что было сложнее – придумывать новые способы приветствия или демонстрировать их, с чем это связано? Возможно, у кого-то возникал психологический дискомфорт. Если да, то в какие именно моменты, чем он вызван?

 


Приложение 3


Игры и упражнения на сплочение.

На льдине».

Цель: сплочение участников, формирование взаимного доверия. Демонстрация основного принципа командной работы: выиграть индивидуально нельзя, это могут сделать только все вместе.

Описание: На полу расстилается большой газетный лист. Ведущий зачитывает инструкцию: «Представьте себе, что вы оказались на отколовшийся льдине, дрейфующей посреди бушующего моря. Льдина – это ваша газета. Вам всем нужно разместиться на ней и продержаться минуту, чтобы дождаться спасателей. Касаться пола за пределами газеты нельзя – кто сделает это, тот считается «утонувшим». Когда участники разместятся на своих «льдинах» и продержатся в таком положении 10-15, секунд ведущий сообщает, что шторм отломил часть от льдины, и отрывает часть от газеты, предлагая участникам разместиться на том, что осталось. Так повторяется 3-4 раза. Необходимо продержаться как можно дольше.

Техника подразумевает тесный телесный контакт участников и включает элемент совместного риска, поэтому не рекомендуется проводить ее как в недостаточно «разогретых» группах, где участники демонстрируют зажатость и стеснение, так и в чрезмерно активных, трудно управляемых группах.

Обсуждение: Сначала участники делятся эмоциями и чувствами, возникшими в процессе выполнения упражнения, затем ведущий просит привести примеры жизненных ситуаций, где проявляются сходные механизмы.

 

Стихии».

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие невербальных навыков в общении, сплочение группы.

Описание: Ведущий заранее на листочках заготавливает названия стихий: «вода», «земля», «огонь», «воздух». Каждый участник вытягивает по одному листочку, выбранная стихия остается в тайне. Ведущий дает задание невербально изобразить стихию, затем объединиться в группы (найти свою стихию). При выполнении упражнения участники молчат.

Обсуждение: участники делятся чувствами, возникшими при выполнении упражнения.

Горная тропа».

Цель: развитие навыков телесного контакта, невербальной коммуникации и координации совместных действий.

Описание упражнения: участники встают в плотную шеренгу, создавая «скалу», на которой торчат выступы, образованные из выставленных рук и ног участников, наклоненных вперед тел. Задача водящего – пройти вдоль этой «скалы» по «горной тропе», не упав в «пропасть», т.е. не став за пределы линии («горной тропы»), образованной ступнями остальных участников.

Обсуждение: Какие чувства возникали у водящих и у составляющих «скалу» при выполнении данного упражнения? Что помогало, а что мешало справится с заданием?


Приложение 4


Упражнения на развитие коммуникативных навыков.

Очередь».

Цель: развитие коммуникативных навыков, умение вызвать доверие к себе, используя вербальные и невербальные средства.

Описание: Из группы выбирается несколько человек из которых один – водящий. Остальные становятся друг за другом в очередь, водящий должен пройти к прилавку магазина без очереди. Он завязывает разговор с каждым из стоящих в очереди, пытаясь достичь своей цели. При этом все участники получают свои инструкции (неизвестные другим участникам) – например, не пропустить «нахала» к прилавку или взять его к себе в компаньоны для чего-либо.

Обсуждение: После проигрывания обсуждается успешность или неуспешность основного участника, вербальные и невербальные компоненты установления контакта. Участники из «очереди» делятся впечатлениями, что побуждало их идти навстречу просьбе, а что снижало это желание.

Автобус».

Цель: развитие навыков восприятия невербальной информации.

Описание: Выбираются двое желающих, которые садятся в центре круга. Ведущий объясняет ситуацию: вы едите в автобусе, который остановился на красный свет. В окно вы замечаете, что в соседнем автобусе едет ваш приятель, которого вы давно не видели. Окна автобусов закрыты, но вы хотите договориться о встрече с ним в каком-то определенном месте и в какое-то определенное время. В вашем распоряжении одна минута. В упражнении по очереди участвуют все желающие.

Обсуждение: Легко ли было понять партнера? Легко ли было выразить свои мысли без слов? Какими средствами вы пользовались? Что помогало, что мешало понять партнера?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: