Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.
Рассказ «Старуха Изергиль»
Своеобразие стиля ранней прозы Горького. Проблема романтизма: традиция и новаторство. Философская проблематика. Особенности жанра, сюжета и композиции рассказа. Проблема героя. Художественный мир рассказа (пейзаж, портрет).
Пьеса «На дне»
«На дне» как социально-философская драма. Сюжет и конфликт пьесы. Социальная, этико-философская и нравственная проблематика пьесы. Система образов. Столкновение жизненных позиций в пьесе; разное понимание правды и справедливости. Традиция русской драматургии и новаторство Горького-драматурга.
Творчество М.А.Горького в оценке критиков и литературоведов.
11 класс
Аудиторные занятия | 84 часа |
Аудиторные сочинения | 10 часов |
Резерв (в том числе на обобщение изученного) | 11 часов |
Всего | 105 часов |
Литературный процесс в русской литературе XIX – XX вв.
Вводное занятие – 2 часа
Понятие о единстве литературного процесса. Преемственность сюжетов и мотивов как основа литературной традиции. Жанр (актуализация изученного ранее). Проблема традиции и новаторства.
|
|
Русская литература XIX века (систематизация изученного материала)
Лирика
Обзорное занятие – 1 час
Теория: система стихосложения, размеры, рифма, жанры, изобразительные средства, лирический герой. Актуализация изученного ранее.
В.А.Жуковский, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет – 3 часа
Основные жанры и темы поэзии XIX века. Своеобразие лирического мира каждого из перечисленных поэтов.
Лиро-эпические и эпические жанры
Обзорное занятие – 1 час
Теория: проблема жанров, сюжет, композиция, тема, проблематика, идея, проблема автора. Актуализация изученного ранее.
И.А.Крылов. Басни – 1 час
Социально-историческая и общественная проблематика басен Крылова. Художественный мир басен. Актуализация изученного ранее.
А.С.Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Роман «Евгений Онегин». М.Ю.Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Н.В.Гоголь. Поэма «Мертвые души» – 4 часа
Творчество Пушкина, Лермонтова, Гоголя как эпос нового русского мира. Проблема героя. Нравственно-философская основа произведений. Актуализация изученного ранее.
И.А.Гончаров. Роман «Обломов». И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети» – 2 часа
Отражение исторической эпохи второй половины 1850-х – 1860-х гг. в романах. Проблема героя. Своеобразие сюжетов. Значение темы любви: традиции и своеобразие. Актуализация изученного ранее.
Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир» – 3 часа
|
|
Становление русской жизни в романах Достоевского и Толстого. Проблема выбора героем жизненной и мировоззренческой позиции как основание нравственно-философских систем творчества Достоевского и Толстого. Изображение внутреннего мира героя как новый этап в развитии русской социально-психологической прозы. Актуализация изученного ранее.
М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказки – 1 час
Проблематики сказок Салтыкова-Щедрина. Сатира как способ отражения социально-политической системы в России конца 1860-х – 1870-х гг. Художественный мир сказок. Актуализация изученного ранее.
А.П.Чехов. Рассказы – 2 часа
Проза Чехова как высший этап развития русской литературы на рубеже веков. Актуализация изученного ранее.
Драматургия XVIII – XIX веков
Обзорное занятие – 1 час
Теория: жанры, сюжет, композиция, система персонажей. Актуализация изученного ранее.
Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль». А.С.Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». А.Н.Островский. Драма «Гроза» – 4 часа
Развитие русской драматургии как единый преемственный процесс. Русская драматургия и русский театр. Актуализация изученного ранее.
Русская литература конца XIX – середины XX веков
Лирика
«Серебряный век» в русской поэзии – 3 часа
К.Д. Бальмонт. Стихотворение «Я – изысканность русской медлительной речи». А. Белый. Стихотворение «В полях». В.Я. Брюсов. Стихотворение «Весна». И.Северянин. Стихотворение «Ананасы в шампанском». В.В.Хлебников. Стихотворение «Заклятие смехом». Р.Ивнев. Стихотворение «Надо мной светит солнце горящее…»
Понятие «Серебряный век». Роль традиции поэзии XIX в. в формировании новых поэтических направлений. Основные направления (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм).
А.А. Блок – 5 часов
Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы», «На железной дороге», «Фабрика»
Проблема стиля лирики Блока: неоромантизм и символизм. Основные мотивы. Философские идеи и образы. Национальное и историческое. Любовь как мистерия и реальность в лирике Блока. Поэтический мир стихотворений.
Поэма «Двенадцать»
Поэма «Двенадцать» как социально-философское произведение. Образ революции как идейная и сюжетная основа поэмы. Стихия и человек. Реальность, фантасмогория и символика в поэме. Смысл финала. Своеобразие жанра и композиции. Образы героев. Поэтический мир произведения.
А.А. Ахматова – 4 часа
Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень», «Приморский сонет», «Не с теми я, кто бросил землю...»
Основные мотивы лирики Ахматовой. Своеобразие изображения любовного чувства в лирике Ахматовой. Выражение гражданской позиции. Тема Родины. Стилевое своеобразие лирики Ахматовой (от акмеизма к индивидуальности творческой манеры). Пушкинские мотивы в лирике Ахматовой. Поэтический мир стихотворений.
Поэма «Реквием»
История создания поэмы. Социально-историческая основа произведения. Личное, национальное и общечеловеческое в поэме. Библейские мотивы. Своеобразие пафоса поэмы. Поэтический мир произведения.