Признаки волевых качеств школьников

МЕТОДИКИ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

Изучение познавательной потребности

       Предложена В. С. Юркевич и была первоначально предназначена для учителей, которые на основе наблюдений и бесед с другими учителями, а также с родителями школьника должны выбрать ответы на вопросы следующей анкеты:

 

п/п Вопросы Возможные ответы Балл
1 Как часто ученик подолгу занимается какой-нибудь умственной работой (час-полтора — для младшего школьника, несколько часов подряд — для подростков)? а)часто б) иногда в) очень редко 5 3  1
2 Что предпочитает школьник, когда задан вопрос на сообразительность? а) помучиться, но самому найти ответ б) когдакак в) получитьготовый ответ от других 5 3  1
3 Много ли читает школьник дополнительной литературы? а) постоянно, много б) иногдамного, иногда ничего не читает в) малоили совсем ничего не читает 5 3  1
4 Насколько эмоционально ученик относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой? а) очень эмоционально  б) когда как в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями) 5  3 1
5 Часто ли задает вопросы? а)часто б)иногда в) очень редко 5  3 1

Обработка и интерпретация результатов:

Интенсивность познавательной потребности определяется полученной суммой баллов:

17—25 баллов — потребность выражена сильно,

 12-16 бал­лов — умеренно,

меньше 12 баллов — слабо.



Изучение направленности на приобретение знаний (модификация И.А.Мещеряковой).

Проведение исследования. Если возраст исследуемых не превышает 12-13 лет, исследователю предлагается проводить опрос в виде интервью и самому фиксировать ответы в заранее подготовленном бланке.

Инструкция. Давай поговорим с тобой о том, как ты учишься. Я буду задавать тебе вопросы, а ты – отвечать на них. Чтобы тебе было проще это делать, я предложу тебе два ответа, а ты выберешь самый правдивый из них. 

Исследователю следует убедиться в том, что ребенок правильно понял инструкцию.

Текст опросника

1 Что ты делаешь, получив плохую отметку?

    а)Придя домой, сразу садишься за уроки, повторяя и то, что плохо ответил:

6) Придя, домой садишься смотреть телевизор или играть на компьютер, так как  думаешь, что урок по этому предмету будет еще нескоро          

2.                                                       Что ты делаешь, получив хорошую отметку?

а)       Ты  добросовестно готовишься к следующему уроку;

б)      Ты не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно не спросят.

 

3. Бывает ли, что ты не доволен своим ответом, а не отметкой?

а)           да;

б) нет.

  

4. Чем является  для тебя учеба?

  а) познание нового;

б)      обременительное занятие.

5. Зависят ли твои отметки от того, как тщательно ты делаешь домашнее задание?

а) да;     б) нет.

6. После получения низкой отметки ты анализируешь, что ты сделал неправильно?

а) да;     б) нет.

7. Зависит ли твое желание готовить домашнее задание от того, выставляют ли за него отметки?

а) да;     б) нет.

8. Легко ли ты втягиваешься в учебу после каникул?

а) да;     б) нет.

9. Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из-за болезни учителя?

а) да;     б) нет.

10. Перейдя в следующий класс, ты получаешь новые учебники. Тебя интересно,  о чем в них идет речь?

а) да;     б) нет.

11.Что, по-твоему, лучше — учиться или болеть:
а) учиться;   б) болеть.

12.Что для тебя важнее — отметки или знания:
а) отметки;  б) знания.

Обработка и интерпретация результатов

За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется 1 балл.

Ключ к опроснику. О мотивации на приобретение знаний свидетельству­ют ответы а) на вопросы 1 —6, 8-11 и ответы б) на вопросы 7 и 12.

Сумма баллов (от 0 до 12) свидетельствует о степени выраженности мо­тивации на приобретение знаний.





Методика «Направленность на отметку» (Е.П. Ильин, Н.П. Курдюкова)

Проведение исследования. Если возраст исследуемых не превышает 12-13 лет, исследователю предлагается проводить опрос в виде интервью и самому фиксировать ответы в заранее подготовленном бланке. Подразумевается выбор одного из ответов («Да» или «Нет»). Инструкцию сформулировать по аналогии с предыдущим заданием.

Вопросы

1. Помнишь ли ты, когда получил первую в жизни двойку?

2. Беспокоит ли тебя, что твои отметки несколько хуже, чем у других учеников класса?

3. Бывает ли, что перед контрольной работой сердце у тебя начинает

4. учащенно биться?

5. Краснеешь ли ты при объявлении тебе плохой отметки?

6. Если в конце недели ты получил плохую отметку, у тебя а выходной день плохое настроение?

7. Если тебя долго не вызывают, это тебя заботит?

8. Волнует ли тебя реакция сверстников на полученную тобой отметку9

9. После получения хорошей отметки готовишься ли ты к следующему уроку как следует, хотя знаешь, что все равно скоро не спросят?

10. Тревожит ли тебя ожидание опроса?

11.  Было бы тебе интересно учиться, если бы отметок вообще не было?

12.  Захочешь ли ты, чтобы тебя спросили, если будешь знать, что отметку за ответ не поставят?

13. После получения отметки на уроке ты продолжаешь активно работать?

Обработка и интерпретация результатов

Начисляется по I баллу за ответы «Да» на вопросы по позициям 1 -9 и за ответы «Нет» — по позициям 10-12. Подсчитывается общая сумма баллов.

Чем больше набрана сумма баллов, тем в большей степени у учащегося выражена направленность на отметку.

Сопоставление баллов по этой методике и методике «Направленность на приобретение знаний» показывает преобладание той или иной тенден­ции у данного ученика: на знания или на отметку.



Использование метода наблюдения оценки волевых качеств (А.И. Высоцкий)

Довольно полную характеристику волевой активности субъекта можно получить, наблюдая за его настойчивостью, инициативностью, решитель­ностью, самостоятельностью, выдержкой, организованностью и дисципли­нированностью, проявляемых в каком-нибудь виде деятельности. Эти волевые качества, отражающие активирующую и сдерживающую функции воли, наиболее ярко проявляются в действиях и поступках субъектов, удобны для наблюдения, характерны для всех видов деятельности (учение, труд, Спорт, общественная работа). Что касается целеустремленности, то о ней можно судить по проявлению указанных выше качеств.

Признаки волевых качеств школьников

 

Признаки дисциплинированности:

· сознательное выполнение установленного в данной деятельности по­рядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил в спорте и т.д.);

· добровольное выполнение правил, установленных коллективом (класса, членами кружка, группой товарищей по труду, спорту и т. д.);

· недопущение проступков (уход без разрешения с занятий, неявка на воскресник и т. п.);

· соблюдение хорошего повеления при изменении обстановки.

Признаки самостоятельности:

· выполнение субъектом посильном деятельности без помощи и посто­янного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выпол­нить учебное, трудовое задание и т. п.);

· умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ от­дохнуть и т. д.);

·  умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав;

· умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного пове­дения в новых условиях деятельности.

Признаки настойчивости:

· стремление постоянно доводить начатое дело до конца;

· умение дли­тельно преследовать цель, не снижая "энергии в борьбе с   трудностями:

· умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности;

· умение проявить упорство при изменившейся обстановке (смене кол­лектива, условий труда и т. д.)

Признаки выдержки:

· проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, неудачи и т. п.);

· умение держать себя в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслу­женном обвинении и т. д.);

· умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т.д.); умение контро­лировать свое поведение в непривычной обстановке.

Признаки организованности:

· соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в дея­тельности (держать в порядке книги, рабочее место, предметы труда и развлечений и т. п.);

· планирование своих действий и разумное их чередование; рациональ­ное расходование времени с учетом обстановки; умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении об­становки.

Признаки решительности:

· быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того пли

· другого действия или поступка;

· выполнение принятого решения без колебаний, уверенно;

· отсутствии  растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоционального возбуждения;

· проявление решительных действий в непривычной обстановке.

Признаки инициативности:

· проявление субъектом творчества, выдумки, рационализации;

· участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других;

· активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов;

· стремление проявить инициативу в непривычной обстановке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: