Рефлексия проведенного занятия

 

1) В чем изменяется социальная ситуация развития ребенка в период его поступления в школу?

2) Зачем необходимо диагностирование будущего первоклассника, какие параметры оно должно включать, в первую очередь?

3) Какой из рассмотренных типов, на Ваш взгляд, наиболее благоприятен для учителя?

4) Каким образом рассматриваемые типы учебной адаптации связаны с семейной ситуацией?

5) Встречались ли Вы с другой классификацией нарушения школьной адаптации, в чем ее специфика?

 

План самостоятельного изучения проблемы

 

4.1. Дошкольный период. Развитие личности дошкольника. Готовность ребенка к обучению в школе. Когнитивное развитие дошкольника. Речевое развитие ребенка. Речь и мышление в теории Л. С. Выготского. Дооперациональное мышление дошкольника по Ж. Пиаже. Воображение дошкольника. Развитие эмоционально - волевой сферы.

Темы по самообразованию

1. Методики выявления готовности ребенка к школе.

2. Игра как средство психологического развития дошкольника.

Рекомендуемая литература.

1. Бугрименко Е. А., Венгер А. Л., Поливанова К. Н., Сушкова Е. Ю. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов.

2. Зеньковский В.В. Психология детства. - М., 1996.

3. Новоселова С.Л. Родителям о детских играх и игрушках.- М.,1992.

4.2. Школьный период. Развитие личности.  Резервы психологического развития, имеющиеся у младших школьников. Развитие трудолюбия у детей в начальных классах. Адаптация ребенка к школьной жизни. Ведущий вид деятельности. Новообразования возраста. Диагностика познавательной сферы младшего школьника. Особенности обучения детей - первоклассников. Роль наследственности, социума и деятельности в развитии личности первоклассника. Развитие мотивов поведения, самосознания и самооценки. Психологическая готовность к обучению в школе. Тестовые методики изучения готовности к обучению когнитивной сферы первоклассника и выявления особенностей развития личности ребенка. Влияние социальной обстановки в семье на личностное развитие ребенка. Психологические особенности общения детей со сверстниками. Моральные суждения, их аргументация и   социальная компетентность ребенка. Научение и мышление в процессе школьного обучения. Конкретно - операциональные суждения младших школьников по Ж. Пиаже. Проблемы в обучении детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Темы по самообразованию

1.Психологический смысл готовности к обучению в школе 6- и 7-летних детей.

2. Психические новообразования младшего школьника.

3. Когнитивное развитие детей младшего школьного возраста.

4. Развитие личности младшего школьника в свете различных психологических подходов.

5. Возможность психологической помощи детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Литература

 

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.:Генезис, 2000. - 298 с.

2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе (Ш) Избранные психологические труды. - М., 1995.

3. Бугрименко Е.А., Поливанова К.Н., Венгер А.Л., Сушкова Е.Ю. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов /Под ред. В.В.Слободчикова. Метод. разработки для школьного психолога. – Томск: «Пеленг», 1992.- 91 с.

4.  Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - М.,1995.

5. Дегтярёв В.А., Белкина Т.О. К вопросу о степени разработанности проблемы социально-психологической адаптации личности в психологической науке /Теория и практика в современных и социальных исследованиях: сборник научных статей по результатам всероссийской конференции /под ред. И.С.Морозовой, М.С.Яницкого. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. - С. 176-177.

6. Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. - М., 1975.

7. Жилина Н.Н. Психологическое сопровождение социально-педагогической поддержки личности ребёнка // Дополнительное образование. – 2001. - №1. – С. 14-15.

8. Кемпбелл Р. Как справиться с гневом ребёнка. - СПб: Мирт, 2002. – 192 с.

9. Комплексная целевая программа г.Новокузнецка «Здоровье и образование». – Новокузнецк: ИПК, 2003. – 38 с.

10. Конвенция о правах ребёнка. Всеобщая декларация прав человека. – Томск: Филиал МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2003.

11.  Котик О.А., Т.С. Каранова, Г.Н. Скопова Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса // Заместитель директора школы. - – 2003. - № 3.

12.  Левина И.Л. Школьная адаптация и ее нарушения. – Новокузнецк: ИПК, 2002. – 142 с.

13. Мухина В.С. Психология детства и отрочества: Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов ВУЗов.. - М.: Институт практической психологии, 1998. - 488 с.

14. Обухова О. Ф. Этапы развития детского мышления. - М., 1992.

15. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. 2-е изд. - М..: Просвещение. Учебная литература, 1996. - 352 с.

16. Рогов Е.И.Настольная книга практического психолога в образовании. - М, 1995.

17.   Рабочая книга школьного психолога. - / Под ред. Н.Э.Касаткиной, С.П.Зуевой, Кемерово, ОблИУУ, КГУ, 1995. – 223 с.

18.  Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие в 4-х томах. - М.: Генезис, 2000.

19.  Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов. Составитель Л.М.Семенюк. / Под редакцией Д.И.Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 256 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: