Учреждение образования
«Витебский Государственный университет имени П. М. Машерова»
«УТВЕРЖДАЮ»
Ректор УО «ВГУ им. П.М. Машерова»
_____________________ А. П. Солодков
«____» ____________________ 2009 г.
Регистрационный № УД-__________/ р.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Учебная программа для специальности
1-03 01 01 «Изобразительное искусство и черчение. Технология»
1-03 01 01 «Изобразительное искусство»
(код специальности) (наименование специальности)
Факультет художественно-графический
(название факультета)
Кафедра педагогики
(название кафедры)
Курс (курсы) II
|
|
Семестр (семестры) IV
2009
рограмма составлена на основании: базовой учебной программы для педагогических специальностей «Педагогическая практика студентов II и III курсов»
Одобрена в качестве базовой: протокол № 9 от 24 февраля 2006 г.
Автор-составитель: ст преподаватель
Керножицкая И.Е.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры педагогики
(название кафедры)
№ 9 18.06.2009
(дата, номер протокола)
Заведующий кафедрой
___________ Н. А. Ракова
(подпись) (И.О. Фамилия)
одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом Учреждения образования «Витебский государственный университет имени П. М. Машерова»
(наименование высшего учебного заведения)
(дата, номер протокола)
Председатель
___________
(подпись) (И.О. Фамилия)
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В системе профессионального обучения студентов университета важная роль принадлежит учебной психолого-педагогической практике, которая является органической частью учебно-воспитательного процесса.
Являясь начальным этапом практического освоения педагогической профессии, практика позволяет студенту увидеть работу современной школы, что называется «изнутри», ознакомиться с содержанием, методами, приемами деятельности педагога в конкретных условиях обучения и воспитания, обогатить себя опытом знаний, действий, эмоционально-чувственных переживаний, внести коррективы в первоначальные представления о назначении и особенностях педагогической деятельности. Благодаря определенным организационным и методическим условиям у студента в период практики появляется возможность по-новому осмыслить учебный материал, приобретенный на занятиях, наполнить теоретические положения реальным значением наблюдаемых явлений и фактов, применить психолого-педагогическую теорию в различных видах учебно-воспитательной работы, увидеть степень собственной готовности к работе с детьми. Практическое соприкосновение с педагогической деятельностью помогает студенту не только осознать правильность выбора профессии, но и внести профессиональное становление в собственную жизнедеятельность, принять гуманистические цели образования и воспитания как личностные.
|
|
Учебная практика осуществляется на базе школ города, в которых сложились и закрепились эффективные формы и методы практического обучения студентов.
Групповой методист распределяет студентов по классам и осуществляет организационное и методическое руководство. Он помогает студентам адаптироваться к условиям учебно-воспитательного процесса в школе, конкретизирует требования практики, уточняет задания и методику их выполнения, раскрывает содержание отдельных видов работы, рекомендует необходимую литературу, определяет график консультаций и методических занятий, проводит индивидуальные собеседования, анализирует текущую работу студентов, оценивает результаты.
Психолого-педагогическая практика – это процесс своеобразной материализации, т.е. применения, реализации психолого-педагогической теории в учебно-воспитательной деятельности и успешности тренировочных упражнений по выработке профессиональных умений и навыков и связанных с ними личностных свойств и качеств.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Целевая направленность практики – подготовка студентов к будущей педагогической деятельности.
Задачи практики состоят в том, чтобы помочь студенту:
- дополнить, обогатить, закрепить теоретические знания по педагогике, осмыслить их прикладное значение;
- оценить себя с точки зрения предрасположенности к педагогической работе с детьми;
- развить педагогические умения и профессиональные качества;
- формировать потребность в самообразовании, в совершенствовании творческой индивидуальности.
В процессе практики, если она методически правильно организована и достаточно эффективно проводится, достигается синтез опыта знаний, опыта действий и опыта эмоциональных переживаний. Практика помогает студентам не только осмысливать практическую работу, но и обеспечивает «переход» теоретических знаний на язык практических действий, т.е. развивает систему общепедагогических умений:
- анализировать явления и ситуации школьной жизни с педагогических позиций;
- изучать личность школьника и коллектив учащихся с целью диагностики и проектирования их развития и воспитания;
- определять конкретные учебно-воспитательные задачи и возможные условия их решения;
- организовывать детей на выполнение поставленных задач;
- выбирать формы и методы взаимодействия с детским коллективом и отдельными учащимися;
- выявлять эффективность воспитательных дел и мероприятий;
- анализировать опыт других учителей с целью заимствования полезных идей;
- проектировать и корректировать собственную деятельность, делать ее анализ, прикладывать усилия для преодоления недостатков;
|
|
- осуществлять деловое сотрудничество с учителями и администрацией школы;
- управлять своим эмоциональным состоянием, проявлять доброжелательность, уверенность, оптимизм.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
При разработке содержания учебной практики принято исходить из известных в научно-методической литературе идей и подходов к решению данной проблемы:
1) установление тесной связи между целевой направленностью практики и ее деятельностной и результативной сторонами;
2) учет возрастающих требований к личности школьного учителя и его профессиональной подготовке;
3) определение основных видов и форм деятельности студента-практиканта, обеспечивающих ему возможность:
- осмысления прикладного значения теоретических знаний;
- формирования педагогических умений и навыков;
- развития профессионально-личностных свойств и качеств.
4) ориентирование на осмысление студентами ценностей педагогической деятельности, осознание этой деятельности как сферы своего морального, мировоззренческого самоопределения.
Практическое обучение конкретизируется в следующих направлениях деятельности студентов (таблица).
Ознакомление:
- с учебно-воспитательной работой школы;
- со школьной документацией;
- с основными направлениями профессиональной деятельности учителя;
- с творческим, исследовательским подходом учителя-предметника к организации процесса обучения школьников;
- с функциональными обязанностями классного руководителя и содержанием его работы по разным направлениям;
- с организацией дополнительного образования в школе;
- с работой ученического самоуправления в школе и классе.
Изучение:
- особенностей отдельных школьников и классного коллектива;
- методики организации урока в опыте творчески работающих учителей;
- планирования и организации воспитательной работы классного руководителя.
Участие в текущей учебно-воспитательной работе в школе и в классе:
- помощь классному руководителю в подготовке и различных форм внеурочной воспитательной деятельности;
|
|
- диагностика уровня развития учащегося и классного коллектива;
- проведение индивидуальной работы по предмету специальности, проверка тетрадей, творческих работ школьников;
- разработка и проведение воспитательных мероприятий;
- выполнение микроисследований, связанных с выполнением учебно-исследовательских заданий по педагогике.
Анализ и самоанализ процесса и результатов практики:
- участие в обсуждении содержания деятельности студентов-практикантов;
- выполнение заданий и ведение аналитических записей в дневнике о практике и ее проблемах;
- самооценка уровня сформированности педагогических умений;
- подготовка отчетной документации.
Указанные направления работы студентов в школе дают лишь общие представления о ее системе и логике. Содержание деятельности практики детализировано в заданиях (приложение 1, 2).
Таблица
ПЛАН ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ