Примерная схема наблюдения за поведением ребенка (Опросник. Ребенок глазами взрослого)

Ф.И.О. ребенка________________ Возр_____________

Дата заполнения____________ Заполнил: родитель, психолог, педагог_________

Подчеркните часто выраженные ситуационно-личностные реакции, признаки и виды расстройств поведения и эмоций у ребенка. Добавьте, которые не указаны.

АГРЕССИВНОСТЬ. В мимике: сжимает губы; краснеет; бледнеет; сжимает кулаки. Физическая: ломает игрушки или постройки; рвет книжки; ребенок толкает сверстника; походя, ударяет встречных; кусается; плюется. Скрытая: щиплет других, говорит обидные слова, когда не слышит взрослый. Вербальная: ругается; говорит обидные, нецензурные слова. В виде угрозы: замахивается, но не ударяет; пугает других. Какреакция на ограничение: сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий; препятствие стимулирует агрессивное поведение. Направленная на себя: кусает себя; щипает себя; просит себя стукнуть еще раз

ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ. В физических действиях: неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие; плюнуть. В речи: может неожиданно грубо ответить; сказать нецензурное слово

НЕГАТИВИЗМ. В физических действиях: делает все наоборот; с трудом включается в коллективную игру. Как отказы: отказывается даже от интересной для всех деятельности. Вербальный: говорит слова «не хочу», «не буду», «нет»

ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ. В движениях: отворачивается спиной, утрирует движения на занятии; падения с криками, ударами об пол в ответ на требования взрослого. Как ориентация на собственное со
стояние и поведение: стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятий; делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих

ОБИДЧИВОСТЬ (эмоциональная неустойчивость). В мимике: недовольное выражение лица; плачет. Как реакция на препятствие: обижается при проигрыше в игре, другой деятельности. Реакция на оценку другими: болезненно реагирует на замечания, повышенный тон голоса

Стр. 8

КОНФЛИКТНОСТЬ. Чувствительность к провокации: сам провоцирует конфликт; отвечает конфликтно на конфликтные действия других. Как эгоцентризм и недостаточность ориентации на состояние: не учитывает желаний и интересов сверстников; не учитывает замыслы, намерения других детей в совместной деятельности, во взаимоотношениях со сверстниками. Как трудность переключения: не уступает игрушек

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТГОРОЖЕННОСТЬ. Как центробежные тенденции: когда все дети вместе, стремится уединиться. Как эмоциональная поглощенность деятельностью: входит в помещение и сразу идет к игрушкам; занят своим делом и не замечает окружающих. Особенности речевого поведения: не использует речь как средство общения; когда говорит, то речь не обращена к собеседнику. Как псевдоглухота: не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает содержание требования; не реагирует на переход с обычной речи на шепотную. Особенности зрительного контакта: избегает смотреть в лицо собеседнику; Особенности социальных эмоций: воспринимает людей как неодушевленные предметы; не ориентируется на эмоциональное состояние других людей

ДУРАШЛИВОСТЬ. В физических действиях и мимике: дурачится; передразнивает в движениях. Как реакция на замечание: реагирует смехом на замечания взрослого; похвала и порицание не оказывают значительного изменения в поведении ребенка. Как нарушение социальных норм и ограничений: веселым поведением, глупыми шутками выводит окружающих из себя

НЕРЕШИТЕЛЬНОСТЬ. В социальных отношениях с другими: избегает ситуации устного опроса на занятии; не отвечает, хотя знает ответ; отказывается от ведущих ролей в играх; проявляет застенчивость, стесняется новых людей. Проявления в речи: использует слова: «не знаю», «может быть», «трудно сказать»; ребенок не отвечает на вопрос, хотя знает верный ответ. В физических действиях: боится спрыгнуть с возвышения в ситуации неопределенности. И реакция на новизну: ребенок проявляет тормозные реакции; поведение в новой ситуации менее вариативное, чем в привычной. В деятельности: затрудняется в принятии решения в условиях выбора, дефицита времени

Стр. 9

СТРАХИ. Конкретные: страх пылесоса; страх собаки; страх темноты; страх от порывов ветра. Социальные: страх новых людей в новой ситуации; страх публичного выступления; страх остаться одному. Реакция на новизну: боится входить в новое помещение

ТРЕВОГА. В мимике: блуждающий, отстраненный взгляд. В речи: ребенок не может объяснить причины избегающего поведения, тревоги. В движениях: неожиданно вздрагивает; осторожно ходит. Во взаимоотношениях с другими: спит вместе с родителями; стремится быть поближе к взрослому

СКОВАННОСТЬ. В речи: запинается в речи. В движениях: двигательноскован; неловок в новой ситуации

ЗАТОРМОЖЕННОСТЬ. В познавательной активности: ни чем не интересуется; не знает чем себя занять. В зрительном восприятии: бездеятельно смотрит по сторонам. В речи: говорит слишком тихо. Время реакции: темп действий (движений) замедлен; при выполнении действий по сигналу запаздывает

ЭГОЦЕНТРИЧНОСТЬ. Как отношение к себе: считает, что все игрушки, все конфеты, все внимание окружающих для него. Во взаимоотношениях: навязывает свою игру или желания детям. В речи: использует местоимение «я»

ИЗБЕГАНИЕ УМСТВЕННЫХ УСИЛИЙ. В условиях свободной деятельности: не смотрит мультики; устает от чтения книг взрослым. На организованных занятиях: быстро устает от доступного по возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу).

ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ. Сосредоточенность: смотрит по сторонам на занятии. И содержание помощи ребенку: приходится словесно повторять задание несколько раз; требуется сочетание слова с показом способа действия. В речи: переспрашивает условия выполнения задания

РАСТОРМОЖЕННОСТЬ (двигательная). И особенности планирования действий: поспешно планирует собственные действия. Избыточный темп и количество действий: темп действий убыстрен; количество действий избыточно (много лишних движений); действует раньше условленного сигнала. И длительность сдерживания гиперактивности: встает на первой половине занятия, когда другие дети еще сидят. И длительность овладения состоянием: быстро возбуждается и медленно успокаивается от шумной игры

Стр. 10

РАСТОРМОЖЕННОСТЬ (речевая). Громкость речи: говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса. И темп речи: темп речи убыстрен; речь взахлеб; переговаривается на занятии, несмотря на замечания взрослого

НЕ ПОНИМАНИЕ СЛОВЕСНЫХ ИНСТРУКЦИЙ. Сложных: путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции взрослого. Простых: ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания

ЗАСТРЕВАЕМОСТЬ. В деятельности: рисует многократно повторяющиеся элементы. Во взаимоотношениях: навязчив при общении; привлекает к себе внимание. В речи: повторяет многократно одну и ту же фразу (просьбу); навязчивые хмыкание, поперхивания. В сфере чувств и эмоций: застревает на обиде; нетерпимость к замечаниям. И трудности переключения: с трудом переключается. В мышлении: трудность осмысления материала в условиях дефицита времени. Навязчивые, стереотипные действия и движения: биение, грызение, глотание, выдергивание, дергание, обкусывание, кручение, сосание, сжимание-расжимание, посасывание, раскачивание, постукивание, потирание, пощипывание, подергивание, ковыряние, поглаживание, почесывание

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ. Умственная: быстро устает от задания, требующего умственной активности; устает, когда читают книжку; устает на первой части организованного занятия. Физическая: быстро устает на прогулке; устает от физической нагрузки; теряет работоспособность на первой трети организованного занятия; необходимо варьирование сложности задания, требующего физических усилий; работоспособность колеблется в течение дня; чередование повышенной и пониженной работоспособности

Стр. 11


Таблица анализа симптомов расстройств поведения и эмоций у детей

симптомы или виды расстройств

выраженность симптома: 0 - никогда, 1 - иногда, 2 - часто, 3 - почти всегда, 4 - непрерывно.

негативизм, упрямство                          
демонстративность                          
агрессивность                          
конфликтность                          
вспыльчивость                          
обидчивость                          
дурашливость, гипертимность                          
пониженный фон настроения                          
нерешительность                          
страхи, тревожность z                        
скованность                          
заторможенность                          
эгоцентричность, эгоистичность z                        
эмоциональная отгорожен ность                          
избегание умственных усилий                          
дефицит внимания                          
гиперактивность                          
многоречивость                          
псевдоглухота                          
не понимание простых словесных инструкций                          
не понимание сложных словесных инструкций                          
застреваемость                          
сниженная умственнаяная работоспособность                          
сниженная физическая работоспособность                          
Ф.И.О. ребенка Дата заполнения Кто заполнил                          

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: