ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ
(РОССТАТ)
ПРИКАЗ
Декабря 2014 г.№ 734
Москва
Об утверждении Официальной статистической методологии организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен |
В соответствии с подпунктом 5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. № 420,
п р и к а з ы в а ю:
1. Утвердить прилагаемую Официальную статистическую методологию организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен, и ввести ее в действие с 1 января 2015 г.
2. С введением в действие указанной в пункте 1 настоящегоприказа Официальной статистической методологии организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен признать утратившими силу:
|
|
постановление Росстата от 30 декабря 2005 г. № 110 «Об утверждении «Методологических положений по наблюдению за потребительскими ценами на товары и услуги и расчету индексов потребительских цен»;
приказ Росстата от 28 августа 2012 г. № 467 «Об утверждении изменений в Методологические положения по наблюдению за потребительскими ценами на товары и услуги и расчету индексов потребительских цен, утвержденные постановлением Росстата от 30 декабря 2005 г. № 110».
Руководитель | А.Е. Суринов |
УТВЕРЖДЕНА приказом Росстата от «30» декабря 2015г. № 734 |
Официальная статистическая методология
организации статистического наблюдения
за потребительскими ценами на товары и услуги
и расчета индексов потребительских цен
Москва 2014г.
Оглавление
Введение................................................................................................... | 4 | ||
I. Общие положения............................................................................... | 4 | ||
II. Область применения показателей статистики потребительских цен........................................................................ | 6 | ||
III. Охват индекса потребительских цен............................................... | 7 | ||
IV. Основные этапы организации статистического наблюдения за потребительскими ценами................................... | 8 | ||
4.1. Отбор населенных пунктов..................................................... | 9 | ||
4.2. Отбор базовых организаций торговли и сферы услуг......... | 10 | ||
4.3. Формирование потребительского набора товаров и услуг и отбора их видов с конкретными потребительскими свойствами.............................................................................. | 13 | ||
4.4. Порядок регистрации цен и тарифов на отдельные виды товаров и услуг.................................... | 20
| ||
4.5. Замена товаров (услуг) и объектов наблюдения при регистрации потребительских цен............................... | 24 | ||
4.5.1. Замена товара (услуги)-представителя............................. | 24 | ||
4.5.2. Замена объекта наблюдения (базовой организации)...... | 27 | ||
4.5.3. Методы формирования отсутствующих цен в случае замены товаров (услуг) и объектов наблюдения........... | 28 | ||
4.6. Особенности наблюдения за ценами на сезонные товары..................................................................................... | 31 | ||
4.7. Проверка достоверности информацииоб уровнях потребительских цен.............................................................. | 35 | ||
V. Классификаторы, используемые при расчете индекса потребительских цен......................................................... | 36 | ||
VI. Расчет показателей статистики потребительских цен.................. | 38 | ||
6.1. Этапы расчета индекса потребительских цен...................... | 38 | ||
6.2. Порядок формирования весов для расчетаиндексов потребительских цен и средних цен на товары и услуги... | 39 | ||
6.2.1. Формирование структуры потребительских расходов населения, используемой в качестве весов для расчета индексов потребительских цен и средних цен на товары и услугипо субъекту Российской Федерации................................................. | 40 | ||
6.2.2. Формирование структуры потребительских расходов населения, используемой в качестве весов для расчета индексов потребительских цен и средних цен на товары и услугипо Российской Федерации (федеральному округу)................................................... | 44 | ||
6.3. Расчет индивидуальных и сводных индексов потребительских цен............................................................ | 46 | ||
6.3.1. Расчет индивидуальных и сводных индексов потребительских цен по субъекту Российской Федерации................................................... | 46 | ||
6.3.2. Расчет индивидуальных и сводных индексов потребительских цен по Российской Федерации (федеральному округу).................................................... | 50 | ||
6.4. Расчет индекса потребительских цен к различным базисным периодам............................................................ | 52 | ||
6.5. Базовый индекс потребительских цен................................... | 55 | ||
6.6. Расчет средних потребительских цен на товары и услуги... | 56 | ||
6.6.1. Расчет средних потребительских цен на товары и услуги по субъекту Российской Федерации................. | 56 | ||
6.6.2. Расчет средних потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации (федеральному округу)................................................... | 57 | ||
6.7. Исчисление стоимости наборов товаров и услуг................. | 58 | ||
Краткий глоссарий.................................................................................. | 60 |
Введение
Целью настоящейОфициальной статистической методологии организации статистического наблюденияза потребительскими ценами на товары и услугии расчета индексов потребительских цен (далее – Методология)является определение порядка наблюдения за потребительскими ценами (тарифами) на товары и услуги, алгоритмов исчисления средних цен и индексов потребительских цен на территории Российской Федерации. Методология распространяется на отношения, связанные со статистической деятельностью по проведению федерального статистического наблюдения за ценами на потребительские товары и услуги, обработку и хранение первичных статистических данных, формирование официальной статистической информации, и является обязательной для использования территориальными органами Росстата.
Настоящий документ является переработанной и дополненной версией Методологических положений по наблюдению за потребительскими ценами на товары и услуги и расчету индексов потребительских цен, утвержденных постановлением Росстата от 30 декабря 2005 г. № 110.
Методология подготовлена с учетом рекомендаций, изложенных в «Резолюции об индексах потребительских цен», принятой 17-ой Международной конференцией статистиков труда, а также «Руководства по индексу потребительских цен», разработанного МОТ, МВФ, ОЭСР, Евростатом, ЕЭК ООН и Всемирным банком.
|
|
Основные методологическиепринципы наблюдения за потребительскими ценами разработаны с учетом положенийФедерального закона от 29 ноября 2007г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».
I. Общие положения
Наблюдение за ценами и расчет индексов потребительских цен осуществляется ежемесячно в рамках Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008г. № 671-р.
Федеральное статистическое наблюдение за уровнем и динамикой потребительских цен осуществляется с применением методологии и инструментария, которые,в соответствии с подпунктом 5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г.№ 420,разрабатываются и утверждаютсяРосстатом.
Информации о весах, индивидуальных индексах и средних потребительских ценах на наблюдаемые виды товаров и услуг размещается на официальном сайте Росстата в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть Интернет).
Рассчитанные и опубликованные ежемесячные данные об индексах потребительских цен на товары и услуги являются официальной статистической информацией и не подлежат корректировке.
Данные о потребительских ценах на товары и услуги являются информационной основой формирования системы показателей статистики потребительских цен, включающей:
индекс потребительских цен и тарифов на товары и услуги (ИПЦ)1характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением. Он измеряет отношение стоимости фиксированного перечня товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода;
базовый индекс потребительских цен (БИПЦ)1–в отличие от ИПЦ исключает краткосрочные неравномерные изменения цен под влиянием отдельных факторов, которые носят административный, а также сезонный характер и не связаны с общеэкономическим положением в стране;
|
|
измененение средних потребительских цен (тарифов) на отдельные виды товаров и услуг рассчитывается каксоотношение цен в отчетном и предыдущемпериодах.Изменение средних цен на товары отличается по своему экономическому содержанию от индексов цен на эти товары, т.к. учитывает не только ценовой фактор, но и структурные, ассортиментные сдвиги;
средняя потребительская цена (тариф)1 на отдельный вид товара (услуги) – средняя величина из уровней цен на товар(услугу)-представитель, зарегистрированных в различных организациях торговли (сферы услуг). Средние цены формируются под влиянием многообразных ассортиментных, а также территориальных сдвигов, сезонных колебаний и других структурных факторов: появление новых и исчезновение старых товаров, изменение доли отдельных товаров с различным уровнем цен в объеме реализации, открытие (закрытие) организаций торговли или их перепрофилирование, территориальные сдвиги в размещении товаров с региональной дифференциацией цен, сезонные колебания цен и т.д.;
стоимость условного (минимального) набора продуктов питания определяется на основе единых весов (количествапродуктов питания по видам) и фактических средних потребительских цен на них по России и субъектам Российской Федерации;
___________
1 Значение понятия приведено в целях настоящей Методологии.
стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации исчисляется на основе единогоколичества товаров и услуг, а также фактическихсредних потребительских цен по России и субъектам;
индекс стоимости жизни (ИСЖ) 1–показатель, характеризующий отношение стоимости набора товаров и услуг в отдельных городах к среднероссийскому значению и позволяющий определить насколько один и тот же установленный набор потребительских товаров и услуг с едиными объемами их потребления в различных городах России дороже (или дешевле) по сравнению с данными в среднем по России, т.е. позволяет измеритьсоотношение стоимости жизни в этих городах с ее среднероссийским значением.
ИСЖ является обобщенным показателем, позволяющим охарактеризовать различия в расходах на приобретение определенного набора товаров и услуг в пространстве в фиксированный момент времени, в отличие от ИПЦ, который измеряет изменение общего уровня цен в стране или в определенных географических областях во времени (Методологические рекомендации по расчету индексов стоимости жизни в отдельных городах Российской Федерации утверждены приказом Росстата от 8 августа 2012г. № 440).
II. Область применения показателей