Современные проблемы арт-менеджмента в России и пути их решения

См. 6.

В советские годы формула творчества определялась просто: «национальное по форме и социалистическое по содержанию». Ныне определение новой культурной парадигмы затруднено отсутствием доминирующей идеи. Государство, проведя экономические реформы, сейчас взяло под опеку практически все сохранившиеся учреждения культуры, приняло Закон о культуре, правда, при этом сами процессы культурной жизни вписало почти в те же формы, что были отлиты еще в советские годы: иные пока не придуманы.

Модель функционирования культуры в России практически европейская, она большей частью патронируется государством. Только в Штатах культура развивается частным образом. Там есть гигантский Национальный фонд пожертвователей культуры, из которого финансируются организации культуры, к тому же именно там наиболее развит институт меценатства и спонсорства, всемерно поощряемый государством в виде налоговых льгот. Пример Германии или Франции, где культура большей частью субсидируется государством, нам ближе, но при этом мы не обладаем, ни европейским опытом, ни практикой жизни в условиях свободного рынка. Публичные и частные формы проявления творчества ныне, кажется, не контролируются столь жестко и сурово, как прежде, но идеологический диктат сменился властью рынка. Индустрия культуры потеснила собственно творчество. Победу давно празднует западный масс-культ.

Рынок означает, что спрос диктует предложение. Естественно, ситуация потребовала новых работников. В стране мгновенно появился арт-менеджмент нового толка. Неофициальный, чутко реагирующий на конъюнктуру (совокупность условий, в которых в данный момент протекает деятельность на рынке). Ориентирующийся в среде художников (нередко это сами художники, освоившие новую роль), знающий их возможности и уже поднаторевший в искусстве продажи. Наряду с государственными музеями и выставочными залами появились частные галереи и салоны. Публичные манифестации новых и часто авангардных художественных проектов стали реалиями нынешнего дня. Правда, вписаться в них удается не всем художникам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: