Задание 1. Выберите научный текст по специальности и рассмотрите его со следующих
точек зрения:
Рассуждение, описание это или повествование?
Какой метод - индуктивный или дедуктивный - использует автор?
Сформулирована ли гипотеза?
Как строится доказательство?
Какие термины использовал автор?
Выдержана ли автором логичность и точность изложения?
Задание 2. Прочитайте текст. Докажите его принадлежность к научному стилю. Выделите лексические, морфологические и синтаксические средства, присущие научной речи.
Слово – это значимая самостоятельная единица, основной функцией которой является называние.
Каждое слово, кроме служебных слов, имеет значение; только одни слова имеют одно значение: карандаш, автобус, изречение, а другие – несколько: дом, нос, отметка, путь. Однозначных слов в языке сравнительно немного. Гораздо больше слов многозначных, имеющих по два, три, четыре и более значений. Так, в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова зафиксировано 26 значений слова идти. Наличие у слова нескольких (двух и более) значений называется многозначностью или полисемией (от греческого poly – «многое» и sema – «знак»). Чем больше в языке многозначных слов, тем богаче язык.
|
|
В зависимости от того, по какому признаку совершается перенос значения слова, различают три типа полисемии (многозначности): метафору, метонимию и синекдоху.
Метафора – это перенос наименования по сходству признаков. Сходство может быть по форме: яблоко (плод) и яблоко (глазное); по цвету: золотая (вещь) – и золотая (осень); по расположению: нос (человека) и нос (корабля); по функции: дворник (работник) и дворник (стеклоочиститель у автомашины).
Метонимия основана не на сходстве, а на смежности. Явления, реально связанные друг с другом, получают одно и то же наименование: аудитория (помещение) и аудитория (группа слушателей); серебро (металл) и серебро (столовое серебро); тенор (голос) и тенор (певец с таким голосом).
Синекдоха – это перенос названия с целого на его часть и наоборот. Например, правильные черты лица (часть человеческого тела) – списки лиц (списки людей); голова (часть тела) – отчаянная голова (человек).
Задание 3. Используя приводимые ниже клише (то есть устойчивые обороты), присущие научной речи, составьте и напишите доклад по одному из параграфов какого-либо учебника.
В работе (книге, статье, параграфе) анализируется проблема (даётся характеристика, излагается теория, исследуется проблема, обосновывается тезис, обобщается опыт, описывается теория, освещается проблема, показывается сущность, приводится анализ, разбирается проблема, дано описание)...
|
|
Автор анализирует проблему (выявляет сущность, затрагивает вопрос, решает комплекс задач)...
В связи с этим автор касается (выделяет)...
Свои рассуждения автор иллюстрирует конкретными примерами...
По мнению автора,...
Как отмечает (считает) автор,...
Вместе с тем, как подчёркивает автор,...
Особое внимание уделяется...
Важное значение имеет...
Далее освещается проблема (вопрос)...
Характеризуя значение (чего?), автор пишет (отмечает, замечает, подчёркивает): «...».
В этой связи раскрываются также причины...
Касаясь причин..., автор подчёркивает, что...
Во-первых,... во-вторых,... в-третьих,...
Эта проблема может быть рассмотрена в двух основных аспектах:...
В следующей главе прослеживается...
Здесь подчёркивается...
Примером этого могут служить...
При этом подробно освещается роль...
В частности, отмечается, что...
Подчёркивается исключительная важность...
Этот тезис иллюстрируется примером.
«...», – указывает в связи с этим автор.
Это положение подкрепляется, в частности, примером...
В заключение автор делает вывод...
В итоге делается следующий вывод: «...».