К практическому занятию № 2

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ г.Семей

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ практического ЗАНЯТИЯ № 1 -18

 

Специальность: 5В130100 «Общая медицина»

Дисциплина: Патологическая физиология-1

Кафедра: Кафедра патологическая физиология

Курс: 2, IV семестр

 

 

                                                                  

 

                                                               Составители: профессор М.МУнисьянова

                                                                                                доцент Н.И.Распопина

                                                                                      .   доцент Н.М.Уразалина

                                                                      старший преподаватель Мадиева М.Р.

 

Семей – 2010 г.

 

 

Утверждена на заседании кафедры

Протокол № _____

от "____" _________ 2010_ г.

 

Заведующий кафедрой ___________________________Унисьянова М.М.

д.м.н., профессор

 

Утверждена на заседании кафедры

Протокол № _____

от "____" _________ 2011_ г.

 

Заведующий кафедрой ___________________________Унисьянова М.М.

д.м.н., профессор

 

Переутверждена на заседании кафедры

Протокол № _____

от "____" _________ 2012 г.

 

Заведующий кафедрой       ___________________________ Жетписбаев Б.А.

д.м.н., профессор, академик

 

Переутверждена на заседании кафедры

Протокол № _____

от "____" _________ 2013 г.

 

Заведующий кафедрой  ___________________________ Жетписбаев Б.А.

д.м.н., профессор, академик

 

Переутверждена на заседании кафедры

Протокол № _____

от "____" _________ 201_ г.

 

Заведующий кафедрой  ___________________________ Жетписбаев Б.А.

д.м.н., профессор, академик

 

 

Методические рекомендации

К практическому занятию №1

Специальность: 5В130100 «Общая медицина»

Тема: Предмет, задачи и методы патологической физиологии. Общая нозология 

2. Цели занятия:

- закрепить знания по предмету, задачам патофизиологии и нозологии;

- научить студентов планировать и проводить эксперименты на животных;

- научить студентов определять фазы эксперимента;

- закрепить навыки обработки и анализа результатов опытов.

3. Задачи обучения:

- дать знания основ общей нозологии;

- научить студентов различать стадии эксперимента;

- выработать у студентов навыки проведения научного эксперимента.

4.  Основные вопросы темы:

1. Предмет патологической физиологии. Место и значение патофизиологии в системе высшего медицинского образования, ее связь с другими науками. Основные задачи патологической физиологии.

2. Методы патологической физиологии. Общие принципы построения медико-биологических экспериментов. Значение экспериментального метода, преимущества и недостатки моделирования патологических процессов на животных в изучении болезней человека. Морально-этические аспекты работы с лабораторными животными.

3. Основные понятия общей нозологии: здоровье, болезнь, предболезнь, патологическая реакция, патологический процесс, патологическое состояние.

4. Болезнь как диалектическое единство повреждения и защитно-приспособительных реакций организма («полом» и «физиологическая мера» по И.П.Павлову). Критерии болезни.

5. Основные принципы классификации болезней.

6. Стадии болезни, их характеристика.

7. Смерть как исход заболевания. Виды смерти. Стадии умирания, характеристика. Патофизиологические основы реанимации. Постреанимационная болезнь, понятие, основные механизмы развития.

5. Методы обучения и преподавания:

1. Презентация кафедры и аппаратуры, знакомство с порядком работы на кафедре.

2. Работа в группе под руководством преподавателя, выполнение практической работы:

Воспроизведение острой постгеморрагической гипотонии и её экспериментальная терапия.

     Ход работы: Кролика фиксируют к специальному вивисекционному столу. По средней линии шеи производится анестезия 0,25% раствором новокаина. Затем отпрепаровываются сонная артерия и яремная вена, берутся на лигатуры, вводятся канюли. Регистрируют исходные данные артериального давления (посредством ртутного манометра), число дыхательных движений, поведение. Результаты опыта заносятся в таблицу 

Показатели

Исходные данные

После кровопотери

После аутогемо-трансфузии ч/з 10-15 мин.

Ч/з 1мин. Ч/з 2мин. Ч/з 5 мин.
ЧДД          
АД          
Поведение          

       В градуированный сосуд с раствором 5% лимонно-кислого натрия медленно выпускают кровь до снижения уровня артериального давления 50 мм.рт.ст. Наблюдают за состоянием животного ч/з 1 минуту, 2 минуты, 5 минут, после чего производят аутогемотрансфузию в сочетании (по показаниям!) с необходимыми фармакологическими средствами (адреналин). Спустя 10-15 минут повторно регистрируют АД и дыхание. Результаты анализируются, делается вывод.

ВЫВОД:

Литература

Основная

1. Патологическая физиология под ред. А.Д.Адо и Л.М.Ишимовой.-М.,1980 г. -С 4-18,

23-31,80-84.

2. Патологическая физиология под ред. А.Д.Адо и В.В.Новицкого. -Томск, 1994 г. –С 4-27, 31-33.

3. Лекция.

4. Граф «Патофизиология как наука».

5. Сборник тестовых заданий в 4-х томах.- Семипалатинск, 2002.

Дополнительная

1. А.Д.Адо. Вопросы общей нозологии.–М., “Медицина”, 1985 г.

2. М.Б.Славин. Системное моделирование патологических процессов –М., “Медицина”,1987 г -286 с.

3.“Патофизиология”, курс лекций под ред. П.Ф.Литвицкого. –М., “Медицина”, 1997 г.

7. Контроль знаний:  Тесты, собеседование по вопросам темы занятия.

1. Назовите основной метод патофизиологии:

1. серологический

2. биохимический

3. сравнительно-эволюционный

4. физико-химический

5. экспериментально-физиологический

2. Назовите вторую фазу патофизиологического эксперимента:

1. изучение физиологических параметров интактного животного

2. изучение исходов морфофункциональных показателей экспериментального животного

3. моделирование патологического процесса

4. построение рабочей гипотезы о механизмах конкретного патологического процесса

5. диагностика болезней человека

3. Основное назначение третьей фазы патофизиологического эксперимента:

1. проверка рабочей гипотезы и построение теории, патогенеза изучаемого процесса

2. разработка принципов симптоматической терапии

3. изучение показателей, которые можно определить термином болезнь

4. поэлементное воспроизведение всей цепи причинно-следственных взаимоотношений

5. обоснование диагноза болезни

 

4. Кто является основателем патологической физиологии, как самостоятельной науки:

1. Мечников И.И.

2. Сеченов И.М.

3. Пашутин 3. 3.

4. Павлов И.П.

5. Сиротинин Н.Н.

5. Как называется опыт в исключительных случаях проводимый на человеке:

1. включение

2. парабиоза

3. сравнительной патологии

4. “экспериментум круцис”

5. выключение

Методические рекомендации

к практическому занятию № 2

Специальность: 5В130100 «Общая медицина»

1. Тема: Общая этиология и патогенез. Влияние на организм пониженного     

                   барометрического давления

2. Цель занятия: Усвоить основные понятия общей этиологии и патогенеза

3. Задачи обучения:

· овладеть методикой моделирования высотной болезни

· проанализировать результаты эксперимента и объяснить основные понятия общего патогенеза на примередействия на организм пониженного барометрического давления.

4. Основные вопросы темы:

1. Этиология, определение понятия. Роль причины и условий в возникновении болезней. Этиотропный принцип профилактики и лечения болезней.

2. Классификация этиологических факторов и их характеристика. Роль факторов внешней среды и особенностей организма в возникновении болезней. Экологические аспекты общей этиологии.

3. Психогенные патогенные факторы. Понятие об иатрогенных болезнях. Значение социальных факторов в сохранении здоровья и возникновении болезней человека. Роль социальных факторов в патологии детского возраста и снижении детской смертности

4. Патогенез, определение. Повреждение как начальное звено патогенеза. Уровни повреждения. Причинно-следственные отношения в патогенезе. Ведущее звено патогенеза, «порочные круги», понятие, примеры.

5. Патофизиология внутриутробного развития: классификация, этиология, общие закономерности развития патологических процессов во внутриутробном периоде.

6. Действие на организм пониженного барометрического давления. Высотная болезнь, основные проявления, патогенез.

5. Методы обучения и преподавания:

Выполнение практических работ:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: