Между тем, необходимо отметить и недостатки данного договора по отношению к его сторонам

Итак, к недостаткам для франшизодателя относятся:

определенное снижение прибыли с франшизного предприятия - франшизополучателя за счет того, что франшизодатель получает лишь определенный процент от валовой прибыли франшизополучателя, что существенно меньше, чем если бы франшизное предприятие принадлежало самому франшизодателю;

сложность контроля удаленных франшизных предприятий-франшизополучателей для франшизодателя, поскольку владельцы франшиз - не наемные работники и руководить ими на расстоянии достаточно сложно, а плохая репутация лишь одного франшизного предприятия способна испортить репутацию всей франчайзинговой сети франшизодателя, поставить под сомнение качество товара или услуг в сети, бросить тень на товарный знак правообладателя - франшизодателя;

определенная проблема с отчетностью предприятий-франшизополучателей в сети, поэтому франшизодатель не может быть уверен в том, что все франшизополучатели представляют ему правдивый отчет о своей франшизной деятельности в регионе;

обучая франшизополучателя тонкостям франшизного бизнеса, передавая ему свой накопленный успешный опыт, франшизодатель фактически готовит себе потенциального конкурента, особенно если с течением времени, набравшись опыта, франшизополучатель выйдет из франшизной системы франшизодателя и станет уже реальным конкурентом;

определенные трудности сохранения коммерческой тайны франшизодателя, поскольку франшизополучатель имеет доступ к коммерческим секретам, проходя обучение по франшизной программе франшизодателя на действующих франшизных предприятиях.

К недостаткам для франшизополучателя следует отнести:

для того чтобы купить франшизу и начать работать, франшизо-получателю необходимо иметь определенный начальный капитал, величина которого изменяется в значительных пределах в зависимости от вида деятельности франшизы;

франшизополучатель, приобретая франшизу у франшизодателя, должен помнить, что он работает в своем франшизном предприятии не один, а в рамках франшизной системы франшизодателя; он является важным связующим звеном в сети владельцев франшизы и должен соблюдать все правила франчайзингового сотрудничества, предписанные для него франшизодателем в договоре о предоставлении франшизы. Однако для тех владельцев франшизы, кто может разумно построить свои отношения с франшизодателем, некоторая потеря свободы при работе во франшизной системе не является серьезным недостатком;

франшизополучатель перед подписанием франчайзингового договора должен помнить, что договор франчайзинга обычно заключается с франшизодателем на относительно большой срок (от нескольких лет до нескольких десятков лет), что не дает возможности владельцу франшизы "попробовать" этот бизнес и, если не понравилось, бросить без существенных материальных потерь;

франшизодатель может продать весь свой действующий франшизный бизнес, в результате чего управление перейдет к новому франшизодателю, причем политика компании и франшизные процедуры могут радикально измениться и не обязательно в благоприятную для франшизополучателя сторону;

франшизополучатель перед подписанием франшизного договора должен помнить, что потеря репутации франшизодателя, как правило, ведет к потере доброго имени и репутации владельца франшизы.

Характеристика договора франчайзинга

Если исходить из общего определения договора франчайзинга и практики его применения в международной торговле, то такое соглашение:

- представляет собой вид предпринимательской сделки, вследствие чего его сторонами могут быть только предприниматели;

- является взаимообязывающим договором, поскольку права и обязанности по данному договору возникают как у франчайзера, так и у франчайзи;

- рассматривается как комплексный договор, совмещающий элементы пользования правами на интеллектуальную собственность, оказания услуг, купли-продажи, отношений товарищества (партнерства);

- вследствие своего предпринимательского характера является возмездным;

- представляет собой, как правило, срочную сделку;

- характеризуется только ему присущим предметом сделки, которым является "деловой комплекс" - система осуществления предпринимательской деятельности, включающая права на интеллектуальную собственность - фирменное название, товарный знак, ноу-хау, коммерческую тайну и иные промышленные права, а также авторские права и информацию, позволяющую определенным способом производить или продавать товары или оказывать услуги потребителям;

- не является в чистом виде меновой сделкой, в силу того что, хотя интересы его сторон не совпадают, присутствует общая заинтересованность франчайзера и франчайзи в успешном осуществлении договора (особенно в случае выплаты вознаграждения в виде процента от полученной франчайзи прибыли)*(114).

 

Договор коммерческой концессии в Российской Федерации

 

Следует отметить, что в России франчайзинг как один из развивающихся договорных инструментов предпринимательской деятельности, используемый для привлечения иностранных инвестиций, пока не имеет специального законодательного определения. Однако отдельные элементы правового механизма франчайзинга в российском законодательстве представлены в нормах гл. 54 ГК РФ, именуемой "Договор коммерческой концессии".

Понятие договора

В соответствии со ст. 1027 ГК РФ по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

Предмет договора

Предметом договора коммерческой концессии являются действия по передаче правообладателем пользователю комплекса имущественных прав, включающего права пользования средствами индивидуализации (товарный знак, коммерческое обозначение) и охраняемую информацию (ноу-хау).

Стороны договора

Сторонами договора коммерческой концессии являются правообладатель комплекса исключительных прав и их пользователь. Поскольку данный договор является предпринимательским, его субъектами могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Правообладатель - это лицо, которому принадлежат те исключительные права, использование которых он разрешает пользователю. В качестве правообладателя способна выступать фирма, пользующаяся высокой деловой репутацией, деловым авторитетом, имеющая мощный коммерческий и производственный потенциал.

Пользователь - это лицо, приобретающее возможность использовать исключительные права. Пользователем может стать независимый субъект, который обладает собственным имуществом, отвечает по своим обязательством этим имуществом, осуществляет предпринимательскую деятельность по своему усмотрению и на свой риск.

Для пользователя коммерческая концессия значительно снижает предпринимательский риск и ускоряет окупаемость капиталовложений. Оставаясь собственником своего предприятия, он получает возможность работать под хорошо известной вывеской и выходит на рынок с определенным преимуществом перед конкурентами, лишенными такой возможности*(126).

Форма договора

Договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора влечет его недействительность. Такой договор считается ничтожным. Такое требование закона связано с тем, что договор коммерческой концессии, с одной стороны, может быть заключен только между предпринимателями, т.е. профессиональными участниками гражданского оборота, а с другой - подлежит государственной регистрации.

С 1 октября 2014 года предоставление права использования в предпринимательской деятельности пользователя комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав по договору коммерческой концессии подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. При несоблюдении требования о государственной регистрации предоставление права использования считается несостоявшимся. ( Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам)

Цена договора

Цена договора определяется суммой вознаграждения, которое правообладатель выплачивает пользователю (ст. 1030 ГК РФ). На практике наиболее распространенной формой оплаты является сочетание фиксированной суммы (так называемый паушальный платеж), которая выплачивается сразу после заключения договора, и периодических (чаще всего годовых) платежей (так называемое роялти*(127)) в виде отчислений определенного процента от суммы оборота (товаров, работ, услуг).

Обязанности сторон

По договору коммерческой концессии правообладатель обязан:

- передать пользователю техническую и коммерческую документацию и представить иную информацию, необходимую пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по договору коммерческой концессии, а также проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав;

- выдать пользователю предусмотренные договором лицензии, обеспечив их оформление в установленном порядке;

Если договором коммерческой концессии не предусмотрено иное, правообладатель обязан:

- обеспечить регистрацию договора;

- оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучение и повышение квалификации работников;

- контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора коммерческой концессии.

Обязанности пользователя:

- использовать при осуществлении предусмотренной договором деятельности фирменное наименование и/или коммерческое обозначение правообладателя в соответствии с договором;

- обеспечивать соответствие качества производимых им на основе договора товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых или оказываемых непосредственно правообладателем;

- соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как они используются правообладателем (в том числе касающихся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, используемых пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору прав);

- оказывать покупателю (заказчику) все дополнительные услуги, на которые он мог бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу), непосредственно у правообладателя;

- не разглашать секреты производства правообладателя и другую полученную коммерческую информацию;

- информировать покупателя (заказчика) о том, что фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации используются в силу договора коммерческой концессии.

  Договор коммерческой концессии Лицензионный договор Договор о Совместной  деятельности Договор  агентирования, комиссии
Сфера применения Предпр. Деят. Предпр. Деят. Предпр. Деят. Или иная Предпр. Деят. Или иная
Предмет договора Передается комплекс прав, в т.ч. право на фирм. Наим. Передается как правило  одно право Вести совместную деятельность Осуществлять посредническую деятельность в интересах другого лица
Детализация Более детализированный Более узкая направленность    
Возмездность Всегда возмездный Может быть и и безвозмездным Внесение вкладов Агентский может быть и и безвозмездным
Стороны Только комм. Организ. И инд. предприниматели Могут быть и граждане и некоммерческие организации Только комм. Организ. И инд. предприниматели Могут быть и граждане и некоммерческие организации
Самостоятельность Пользователь самостоятельно ведет  свою деятельность   Сотрудничество- это лишь одно из условий договора, пользователь подчинен правообладателю   Ведут деятельность в интересах простого товарищества, достигают общую цель Сотрудничество –  это основополагающий  принцип Агент или комиссионер связаны с принципалом или комитентом, действуют в интересах этого лица, у этих лиц возникают права и обязанности
Взаимоотношения сторон Доверительный характер   Доверительный характер  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: