Рздел V. Системы перемещения очистных и проходческих комбайнов

Тема 9. Общие сведения о системах перемещения. Механизмы перемещения выемочных машин с гибким тяговым органом: цепным с встроенным и вынесенным механизмом подачи, гидравлической или электрической подачей. Бесцепные системы подачи очистных комбайнов (траковые, шагающие, фрикционные и цевочные) мощность для их работы.

Органы перемещения горных машин. Механизмы подачи горных машин предназначены для перемещения комбайнов или стру­гов во время работы и совершения различных технологических маневровых операций, а также для поддержания постоянного контакта породоразрушающего инструмента с массивом породы.

Особенность механизмов подачи горных машин заключается в том, что они должны обеспечивать относительно малые скорости перемещения и развивать значительные тяговые (напорные) усилия. Современные очистные комбайны перемещаются со скоростью до 20 м/мин с тяговым усилием до 600 кН. Струговые установки перемещаются вдоль лавы со скоростью до 2,0 м/с и с тяговым усилием до 600 кН. У буровых проходческих комбайнов напорные усилия достигают 35000 кН при скорости подачи ротора на забой до 6,0 м/ч.

Требования, предъявляемые к органам перемещения, и их классификация. Независимо от предназначения и конструктивного исполнения механизмы подачи гор­ных машин должны отвечать следующим основным требованиям:

обеспечивать максимальные значения скорости подачи и усилия подачи (напора), регламентируемые соответствующими нормативными документами;        

иметь бесступенчатое (плавное) регулирование рабочей скорости подачи во всем диапазоне ее изменения при ручном и автоматическом управлении и чётко фикси­ровать необходимую скорость;

обеспечивать надежное ограничение максимального тягового (напорного) усилия;

 очистные комбайны с гибким тяговым органом должны иметь устройства для га­шения колебаний тягового органа, а работающие на наклонных пластах иметь уст­ройства, удерживающие комбайны в лаве при обрыве тягового органа; проходческие стреловые комбайны с гусеничным механизмом подачи должны иметь маневровую скорость подачи;

быть удобными, безопасными в управлении и надежными в эксплуатации.

Назначение механизмов перемещения. Механизмы перемещения (подачи) горных машин предназначены для:
- перемещения комбайнов или стругов во время работы;
- совершения различных технологических маневровых операций;
- поддержания постоянного контакта породоразрушающего инструмента с массивом породы.

Требования, предъявляемые к механизмам перемещения.
- реверс ведущего элемента системы перемещения и реверс исполнительного органа очистного комбайна должны быть независимыми друг от друга;
- очистные комбайны с гибким тяговым органом должны иметь устройства для гашения колебаний тягового органа, а работающие на наклонных пластах иметь устройства, удерживающие комбайны в лаве при обрыве тягового органа;
- быть удобными, безопасными в управлении и надежными в эксплуатации

Классификация механизмов перемещения
по типу регулятора скорости:
 - с гидравлическим регулятором;
- с электрическим регулятором;
по месту установки:
 - встроенные;
- вынесенные.

Классификация механизмов перемещения
по типу и конструкции тягового органа:
- с гибким тяговым органом - цепные и канатные;
- с жестким (для встроенных механизмов перемещения) тяговым органом - на основе цевочных и зубчатых реек

Структурная схема систем перемещения

Вынесенная система перемещения комбайнов

Достоинства:

минимально возможная длина очистного комбайна;

индивидуальный привод и значительные тяговые усилия;

использование всей мощности двигателя комбайна на разрушение угля.

Недостатки:

- наличие в лаве двух движущихся ветвей тягового органа, что затрудняет передвижение забойного конвейера;

- усложнение системы перемещения и управления ею за счет наличия двух механизмов перемещения

Встроенная система перемещения комбайнов

Достоинства:

 неподвижный тяговый или опорный орган

 относительная простота как самой системы перемещения, так и управления ею.

Недостатки:

 удлинение комбайна на величину длины механизма перемещения, что ухудшает проходимость комбайна в условиях тонких пластов;

 использование части мощности двигателя комбайна на привод механизма перемещения.

Вынесенная система перемещения узкозахватных комбайнов для тонких пологих пластов (комбайны К103, ГШ200В, УКД200, КА80, КА200)

1 выемочный комбайн

2 вертикально замкнутая (бесконечная) цепь

3 привод вынесенной системы перемещения

4 привод скребкового конвейера

Вынесенная система перемещения узкозахватных комбайнов для тонких пологих пластов
(комбайны К103, ГШ200В, УКД200, КА80, КА200)

Приводы I и II, головки конвейера 1, конвейерный привод 2, тяговая цепь 3, портал 4, комбайн 5, холостая ветвь 6 цепи, оградительно-поддерживающий желоб 7, исполнительные органы 8, лыжа 9, приводной электродвигатель 10, входной 11 и выходной 12 редукторы, электромагнитная муфта скольжения 13, приводная звездочка 14.

Вынесенная система перемещения комбайнов для крутонаклонных и крутых пластах (комбайны «Поиск 2Р», «Темп-1»)

1 Лебедка типа 1ЛГКНМ2Э;

2 Предохранительный канат;

3 Рабочий канат;

4 Очистной комбайн;

5 Отклоняющие блоки.

Встроенная система подачи
Очистной комбайн перемещается по раме забойного конвейера

 

 1 круглозвенная цепь,

2 приводные звезды, 

3 забойный конвейер,

4 прицепное устройство,

5 опорные гидродомкраты,

 6 ручьи для цепи,

Встроенный механизм перемещения с цевочным зацеплением на основе жесткого тягового органа
(узкозахватные комбайны 2ГШ68, 2КШЗ)

 

1 зубчатое колесо,

2 приводное колесо, 

3 рейка,

4 конвейер,

5 валики-цевки,

 6 комбайн

Встроенный механизм перемещения с цевочным зацеплением на основе жесткого тягового органа
(узкозахватные комбайны 2ГШ68, 2КШЗ

Встроенный механизм перемещения с цевочным зацеплением на основе жесткого тягового органа
(узкозахватные комбайны 2ГШ68, 2КШЗ)

Структурная схема механизма перемещения с гидравлическим вариатором скорости

электродвигатель М

редуктор П1

вариатор скорости ВС

редуктор П2

выходной элемент ВЭ.

Электрический вариатор скорости
на базе электромагнитной муфты скольжения

ЭД – электродвигатель;

Р1 и Р2 – соответственно входной и выходной редукторы;

ЭМС - электромагнитная муфта скольжения;

1 – якорь;

2 – индуктор;

3 – ярмо с обмоткой возбуждения;

ВЭ – выходной элемент (приводная звездочка

Структурная схема механизма перемещения с гидравлическим вариатором скорости

электродвигатель М

редуктор П1

вариатор скорости ВС

редуктор П2

выходной элемент ВЭ.

Электрический вариатор скорости
на базе частотно-регулируемого электропривода

БП – блок частотнорегулируемого питания

ЭДП – электродвигатель переменного тока

МПМ – муфта предельного момента

Р – редуктор

ВЭ – ведущий элемент

Ходовое оборудование проходческих комбайнов

шагающее (буровые ПК)























Скорость подачи

Скорость подачи (м/с) очистного комбайна определяется максимальной заданной производительностью

 

 

-заданная производительность, тс

-ширина захвата органа разрушения, м

- мощность пласта, м

-плотность, т/м3

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: