Налог — это принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций
Функция налога — это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.
В современных условиях налоги выполняют три основные функции:
· фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (источник доходов государства);
· регулирующая функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность (регулятор экономической системы).
· контрольная функция, эта система мер воздействия ориентирована на обеспечение контроля со стороны государства за финансово-хозяйственной деятельностью граждан и различных организаций. Легитимность источников дохода и направление расходов полученных средств также попадает в фокус внимания при реализации данной функции налоговых органов.
|
|
Саму суть такого контроля можно описать следующим образом: производится оценка соответствия налоговых поступлений и обязательств. Другими словами, проверяется полнота и своевременность исполнения своих обязательств налогоплательщиком.
Степень реализации функций налогов зависит от того, каким набором экономических инструментов пользуется государство. В совокупности они представляют собой налоговый механизм, посредством которого реализуется налоговая политика государства.
Классификация налогов:
· по уровням бюджета:
федеральные
региональные
местные
· по методам взимания:
прямые - взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков;
косвенные - выступают как надбавка к цене или тарифу, фактически взимаясь с потребителя, хотя налог государству перечисляет налоговый агент.
· по характеру налоговых ставок:
пропорциональные - ставка налога не изменяется по мере роста налогооблагаемой базы (НДФЛ);
прогрессивные - по мере роста базы возрастает и ставка налога (транспортный налог);
регрессивные - по мере роста базы ставка налога сокращается (Единый социальный налог).
Развитые и развивающиеся страны имеют различные налоговые структуры. Развитые экономики обычно имеют высокую долю прямых налогов в бюджетных поступлениях (около 60%). В США эта доля превышает 85%, а наибольшая часть налогов уплачивается физическими лицами. Развивающиеся страны стремятся увеличить свои поступления большей частью за счет косвенных налогов, которые легче собрать.
|
|
Налоговая система, базирующаяся на косвенных налогах, является регрессивной, с более высокой долей налогов, уплачиваемых бедняками со своих доходов, чем налогов, уплачиваемых богатыми.
В области налоговой политики чрезвычайно важно установить оптимальную величину налоговой нагрузки на экономику. Если ставки налогов завышены, то подрываются стимулы к нововведениям, снижается трудовая активность, налогоплательщики уклоняются от уплаты налогов, часть предпринимателей уходит в «теневую экономику».
Как выглядит налоговая система РФ
Налогообложение в России можно отобразить посредством следующей структуры:
целевые отчисления в 15 внебюджетных государственных фондов;
налоговый контроль и методы исчисления налогов;
совокупность сборов, пошлин, налогов и других платежей, которые взимаются на территории страны в установленном законодательством порядке;
компетенция органов государственной власти в сфере налогового регулирования и способы их взаимодействия.
Принципы формирования системы
Когда происходит формирование налоговой системы, в качестве основы и ориентира используются определенные принципы:
Налоги разделяются по уровням изъятия.
Обязательное наличие механизма, который будет блокировать возможность двойного налогообложения.
Грамотное сочетание гибкости и стабильности налоговой системы, необходимые для обеспечения соблюдения экономических интересов участников общественного производства. При этом должна наблюдаться стабильность в правилах реализации налогов. Речь идет о ставках, элементах и видах системы, которые предельно редко корректируются при изменении экономических условий.
Изучая функции налоговой системы, стоит отметить и такой принцип ее формирования, как единый уровень ставок для всех предприятий. Если у различных организаций фиксируются равные доходы при одинаковых условиях их получения, то они должны облагаться одними и теми же налогами.
Структура системы налогообложения должна быть комплексной и сочетать в себе различные виды сборов и платежей.
В обязательном порядке в процессе формирования системы налогообложения должны быть реализованы такие принципы, как удобство формы, экономность, равномерность, точность и отсутствие чрезмерного давления.
Единая налоговая ставка должна быть дополнена грамотной системой льгот, которые имеют целевой и адресный характер, связанный с защитой окружающей среды, стимулированием НТП и социальной сферой.
Если оценивать налоги по способу взимания, то их можно разделить на косвенные и прямые.
Косвенные устанавливаются в форме надбавок к цене тарифов на услуги (таможенные пошлины, акцизы, НДС) или цены на товары. Функции налогов такого типа сводятся к тому, чтобы стимулировать предприятия, удерживать сумму налога с других плательщиков и сдавать эти средства впоследствии финансовому ведомству.
Прямыми налогами облагается непосредственно имущество и доходы плательщиков. В качестве объекта налога может выступать доход субъектов (процент, зарплата, прибыль) и стоимость имущества (основные средства, земля и др.).