У древних греков существовало предание, что все говорили на одном языке. Гермес внес наречия, и появилось много народов. Так же в античном мире появились попытки объяснения научного языка. В древней Греции связывают появление языка с появлением человека (демокрит)
В Др Риме возникло 500 теорий, делятся на 2 группы:
1) Индивидуалистические
· Звукоподражательная – возникла в античном мире»дар речи обусловлен воспроизведением окружающей среды» - понимает язык как дар природы, как явление индивидуальное, а не социальное. Не раскрывает истинных причин возникновения речи. Число слов для подражания ограничено
· Междометная теория – возникла в глубокой древности сторонники связывали возникновение речи с переходом междометий в другой части речи
«язык сформировался на основе междометий». Переоценивали роль междометий.
2) Социальные
· Теория общественного договора (Ж.Ж. Руссо) не дает окончательного решения вопроса о происхождении языка, она лишь показывает, как влияет на язык субъективный фактор. Чтобы люди смогли договариваться между собой, они должны владеть средством общения
|
|
· Теория трудовых выкриков (Нуаре) мышление и действие были неразрывны, и совместную трудовую деятельность люди сопровождали возгласами. Эти возгласы превратились в слова
теория ограничена => язык рассматривается ни как средство общения и выражение мысли, а лишь как эмоциональное средство, сопутствующее труду
· Теория жестов (кинетическая) – человек пользовался не звуками а жестами жесты используются лишь в дополнении к речи.
Биологические предпосылки возникновения речи (Дарвин)
· У питекантропов речь была не членораздельная
· Неадертальцы – речь членораздельная
· Гомосапиенс – человек
Выводы:
· Происхождение языка следует рассматривать в связи с происхождением человека
· Вопрос о происхождении языка можно решить с помощью археологии и других наук
· Язык появился, когда у предков возникла потребность в общении
· Совокупность коммуникативных фактов должна обладать функциями языка: сообщать, выражать понятия, называть предметы
Люди стали высказывать сомнения по поводу теории Дарвина
Язык – общественное явление, и могут возникнуть только в обществе
Взаимодействие языков в историческом развитии.
- сосуществование;
- смешение;
- скрещивание.
• Сосуществование — длительное взаимное влияние друг на друга двух или более смежных языков. Ни один из языков не теряет своей самостоятельности. Но в результате сосуществования они могут приобрести некоторые общие черты (Кавказ).
• Смешение — 2 языка сталкиваются на одной территории. Один из них оказывает влияние на другой, после чего они расходятся, и каждый из них продолжает развиваться самостоятельно (англ. + франц. во время Норманского завоевания Англии).
|
|
• Скрещивание — схождение на одной территории двух языков, из которых сохраняется только один, а второй исчезает, обогатив отдельными словами язык-победитель. Если исчезает язык местного населения, который перешел на язык победителей, то это явление называется субстратом. Явление субстрата можно увидеть на примере образования французского и и испанского языков; когда римляне завоевали Францию, то население перешо на латинский язык (латынь стала иной — современный французский язык). Но если завоеватели сами переходят на язык местного населения, то это явление назывется суперстратом (во франц. яыке сохранились элементы франков / германских племен).
Понятие о звуке речи
Существует три стороны звука: акустическая, анатомо-физиологическая и общественная (социальная).
Ведущей стороной является социальная сторона, потому что особенности звуков в разных языках является результатом длительной традиции.
Ообщие речевые навыки говорящего определяют особенности образования звуков и осоьенности их звучания (например во франц. Языке наряду с «носовыми» гласными возникают «чистые» гласные, твердость и мягкость т и л)
Акустические и анатомо-физиологические свойства звуков важны своей связью с общественной функцией. При помощи акустических свойств звука мы воспроизводим и узнаем, различаем звуки.
Вывод: поэтому акустический подход — подход с точки зрения слушающего, анатомо-физиологический — подход с точки зрения говорящего.
Звук человеческой речи материален к своей природе. Он возникает в процессе работы органов речи и воспринимается с помощью органов слуха. Языкознание основное влияние направляет на изучение социальной общественной стороны звука. Существует 3 стороны звука: акустическая, анатомо-физиологическая и общественная. Все эти три стороны выстраиваются в единстве, но ведущей стороной является социальная сторона, т.к. особенности звуков в разных языках явились результатом долгих традиций. Акустические и анатомо-физиологические свойства звука важны своей связью с общественной функцией. Акустические свойства звука – это свойства, который дают возможность узнавать и различать звуки. Поэтому акустический подход - это подход с точки зрения слушающего, а анатомо-физиологический – это подход с точки зрения говорящего.