(пер. М.Ю.Лермонтова), «Мальчик с сурком» (пер. С.Заяицкого)
Ночная песня странника Над всеми вершинами Тишина... Во всех макушках Ты не ощутишь Почти никакого дуновения. Птички молчат в лесу, Подожди только; скоро Отдохнешь и ты. Гете (подстрочный перевод) | Горные вершины Спят во тьме ночной, Тихие долины Полны свежей мглой; Не пылит дорога, Не дрожат листы... Подожди немного – Отдохнешь и ты! Лермонтов | Ночная песня странника На всех вершинах – Покой. В листве, в долинах Ни одной Не вздрогнет черты... Птицы дремлют в молчании бора. Подожди только: скоро Уснёшь и ты! Брюсов |
Заполните таблицу
Подстрочный перевод стихотворения Гете | Перевод Лермонтова | Перевод Брюсова | |
1. Можно ли точно определить место и время действия? | |||
2. Выделите основные образы, созданные поэтом. | |||
3. Выпишите изобразительные средства, которые использовал поэт: эпитеты, метафоры, олицетворение | |||
4. Каково общее настроение стихотворения? | |||
5. Определите смысл последней строки. |
Сделайте выводы:
|
|
1. Какой поэтический перевод наиболее близок к оригиналу?
2. Как меняется смысл стихотворения в зависимости от перевода?
3. Почему переводчики отступают от авторского текста?
Лексическая работа. Найди в словаре и выпиши значения слов:
Контраст -
Ирония -
Аллегория -
Работа с учебником. Опираясь на текст статьи учебника (с.60), ответьте на вопрос: Почему слово «сосна» в своем переводе Ф.И.Тютчев и Ап.Н.Майков заменили на «кедр»? Подумай, почему М.Ю.Лермонтов оставил слово «сосна»?
Анализ поэтического текста. Проанализируй разные переводы текста стихотворения Г.Гейне.
ИЗ ГЕЙНЕ На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна. И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. И снится ей всё, что в пустыне далёкой - В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утёсе горючем Прекрасная пальма растёт. Лермонтов | С чужой стороны На севере мрачном, на дикой скале Кедр одинокий под снегом белеет, И сладко заснул он в инистой мгле, И сон его вьюга лелеет. Про юную пальму всё снится ему, Что в дальних пределах Востока, Под пламенным небом, на знойном холму Стоит и цветёт, одинока… Тютчев 1826 | *** Инеем снежным, как ризой, покрыт, Кедр одинокий в пустыне стоит. Дремлет, могучий, под песнями вьюги, Дремлет и видит — на пламенном юге Стройная пальма растёт и, с тоской, Смотрит на север его ледяной. Майков <1866> |
- Какие слова используют поэты, описывая север? Каким вам представляется первый герой?
- Каков сон героев? Что им чудится? Найдите в переводах различия в описании юга? Какие прилагательные используются для характеристики пальмы?
- В отличие от Тютчева и Майкова, Лермонтов избегает в своем стихотворении слова «пламенный». Почему?
- Каково настроение каждого из произведений?
- В чем аллегорический смысл стихотворений?
- Определите тему каждого стихотворения. Какое из стихотворений, на ваш взгляд, звучит наиболее трагично? Аргументируйте свой выбор.
Подведение итогов урока.
|
|
Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения; наизусть по желанию ученика.
Щегловская Тамара Николаевна,
учитель гимназии №1 г.Углич
Урок внеклассного чтения по рассказу И.С.Тургенева «Муму»
Цель: - показать нравственную силу Герасима; раскрыть трагизм судьбы крепостных.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Часто рассказ И.С.Тургенева «Муму» остается в памяти читателей жуткой историей об утопленной собаке, вызывая недоуменный вопрос: «Почему же Герасим не ушел вместе с нею в деревню?»
Вместе с тем рассказ этот не так уж прост и для взрослого читателя. Чтобы понять его правильно, нам сегодня необходимо дать полную характеристику главного героя Герасима, попытаться понять его поступки, разобраться в тех человеческих отношениях, которые происходили во времена жизни Тургенева. Это и является целями нашего сегодняшнего урока.
Текст вы знаете хорошо, рассказ вам понравился (об этом говорят ваши рисунки), и вы будете активно работать на уроке. Итак, начинаем.
II. Индивидуальное задание.
Время написания рассказа «Муму» – 1852 год. Какова историческая основа данного произведения? Чем характеризуется это время в России? Об этом нам расскажет…
(Короткий рассказ о крепостном праве заранее подготовленного ученика.)
В России 19 века люди жили при крепостном праве. Это значило, что существовали богатые помещики и бедные крестьяне, которые полностью подчинялись своим хозяевам. У одного барина было много людей, но это были именно «люди», «челядь», «холопы». Они целый день в работе, они ютятся в каморках, устают, недосыпают, и всё это для того, чтобы угодить своему хозяину, ублажить его, выполнить любое его желание. Некоторые помещики даже не считали своих крепостных за людей. По поводу крепостных они говорили: «Моя вещь. Что хочу, то с ней и делаю. Я хозяин»!
Тем и страшна была сила произвола крепостников, что именно у этого сословия была возможность делать всё, что заблагорассудится, со своими крепостными людьми. Именно при крепостном строе существовало самое страшное право – эксплуатация одного человека другим. Вот что такое крепостное право.