План лекции:
1. Организационный период.
2. Основной период.
3. Итоговый период.
Список основных терминов:
Лагерная смена. Тематические периоды. Планирование работы. Организация лагерной смены. Оргпериод. Основной период. Итоговый период.
- Организационный период.
Смена – это относительно короткий промежуток времени, который дети проводят в лагере. В основе логики лагерной смены лежит благополучие и комфорт каждого ребенка. Критериями логики являются физическое состояние и эмоциональное настроение. В самом общем виде логику смены можно представить как комплекс последовательных развивающих задач, решать которые предстоит в организационный, основной и итоговый периоды.
Организационный период – первые 3-4 дня, важные и самые ответственные. Существует поверье: «Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена». Оргпериод – это переход из одной жизни в другую, время привыкания детей к новой жизни. Главная цель вожатого в оргпериод – создание условий для скорейшей адаптации детей в лагере и ввода детей в сюжетно-ролевую игру. Для этого необходимо решение следующих задач:
|
|
Организационных:
- обеспечить быстрое знакомство детей друг с другом;
- определить возможности (интеллектуальные, коммуникативные, спортивные и др.) и намерения детей;
- выявить потенциальных лидеров в отряде;
- заложить основы формирования временного детского коллектива: разделить отряд на микрогруппы, выбрать лидерский совет, распределить ЧТП;
- создать условия для проявления детей, возможности для самоутверждения;
- сформировать представление у детей о жизнедеятельности лагеря, совместно с ними спланировать возможное содержание этой жизни.
Методических:
- приучить детей к выполнению распорядка дня;
- научить детей соблюдению санитарно-гигиенических правил и норм;
- обучить детей основам жизни в отрядах, микрогруппах;
Воспитательных:
- что подразумевает формирование основ следующих групп внутренних и внешних отношений:
ребенок-ребенок;
ребенок-группа;
ребенок-взрослый;
мальчик-девочка.
Оргпериод заключается во включении детей в общение и деятельность (первичные коллективно-творческие дела, огоньки знакомств, коммуникативные игры, церемония открытия), посредством которых осуществляется организационное оформление первичных объединений, формирование основ детских коллективов. В этот же период ведется диагностика творческого потенциала участников среды, выявляются лидеры, формируются отношения в объединениях детей (социометрия, тренинги общения, запуск системы ЧТП и т.д.).
Результатом оргпериода должно стать:
|
|
- общее представление о возможностях лагерной смены;
- общие отношения содружества на уровнях ребенок-ребенок, ребенок-вожатый, ребенок-коллектив;
- общее настроение творческой атмосферы;
- общая (совместная) готовность взрослых и детей к различным видам игровой деятельности;
- общее желание делать отдых интересным и праздничным;
- общая социально-ролевая адаптация каждого ребенка к новым условиям и состояниям.
Система деятельности в оргпериод
1 день – Знакомство:
- заезд, регистрация, распределение по комнатам, медосмотр;
- первичное КТД на знакомство («Здравствуйте, мы вам рады», «Ехали мы, ехали…», «Я+ТЫ =МЫ» и т.д.), на выявление творческого потенциала («Кинофестиваль», «Зоопарк», «Аукцион талантов», «Гиннес-шоу» и др.),
- вечерняя свечка или костер (диалоги «О тебе и о себе», огонек «Расскажи мне о себе», первый «Орлятский круг»)
День знакомства самый сложный. Главное не забыть о том, что:
- все дети теперь твои и ты для них самый важный человек – мама, папа, друг и учитель;
- у каждого ребенка свое настроение. Надо наблюдать за всеми, не забывать никого, уделять каждому внимание;
- надо попытаться сразу понравиться детям и постараться полюбить их;
- каждый ребенок – личность. Надо уважать ее.
2 день – адаптация:
- малые формы: а) коммуникативные игры («Плюс – минус», «Контакт», Тренинговые упражнения), б) КТД на выявление лидерства («Театральный калейдоскоп»);
- знакомство с лагерем и его обитателями (КТД «Экскурсия»);
- вечернее дело («Оранжевое настроение», «Крестики – нолики»)
Второй день адаптации закрепляет достижения первого дня, стабилизирует общее состояние детей, настраивает на веселую, радостную атмосферу, формирует активное желание детей участвовать в жизни лагеря.
Главное не забывать о том, что:
- дети могут устать – необходимо чередовать различные виды деятельности;
- темп и динамика всего дня, несмотря на его насыщенность, спокойные и ровные;
- паузы можно заполнить играми, веселыми песнями, спортивными состязаниями.
3 день – самоопределение
- выборы лидера («Необитаемый остров»)
- выборы сената
- вечернее дело «Представление отрядов»
Третий день самоопределения предполагает введение детей в сюжетно-ролевую игру «Оранжевое настроение»
Главное, не забыть о том, что:
- игру «в выборы» дети воспринимают всерьез, поэтому надо поддержать проигравших детей;
- надо позволить детям составлять авторские программы жизни в лагере, осторожно предупреждая невыполнимые положения.
4 день – праздник
- распределение по кружкам
- церемония открытия
- праздничная танцевальная программа
Четвертый праздничный день завершает организационный период.
- Основной период.
Основной период смены – это главный этап развития лагерной смены, когда закрепляются достигнутые результаты организационного периода, стабилизируются отношения детей, взрослых, деятельность расширяется и углубляется в организационном и содержательном направлении.
Цель данного периода - реализация деятельности, спланированной на смену, развитие самоуправления, достижение успеха каждым ребёнком, совместная деятельность. Нужна максимальная самостоятельность и активность детей.
Задачи основного периода:
Ведущая задача – формирование личного статуса ребенка и статуса коллектива, их взаимоотношение и взаимодействие.
· развитие самоуправления и структуры лагеря (через работу микрогруппы, систему дежурного командира, значимые поручения, соревновательность).
· передача управления отрядом и лагерем от отряда к детям (день самоуправления, экзамен в кружках, планирование дел активом, утреннюю линейку проводит президент лагеря).
· создание условий для приобретения ребёнком опыта разной деятельности (кружки, КТД, огоньки анализа дел).
|
|
· создание условий для демонстрации ребёнком приобретённого в лагере опыта (проведение родительского дня, творческие отчёты кружков, открытые отрядные дела для всего лагеря (творческий Арбат, эстафета соседей - экскурсии по отрядному месту)).
Критерий успешности - инициатива ребят.
Структурным звеном основного этапа жизни ребенка в лагере является тематический период. Тематический период – это несколько дней (3-4) объединенные одним тематическим сюжетом («Античность», «Средневековье», «Космос», «Индейцы», «Мушкетеры», «Телевидение» и т.д.).
Результатом основного периода должно стать:
- формирование временных детских коллективов;
- создание атмосферы положительного общения;
- нивелирование негативных эмоциональных настроений, коррекция отклоняющихся поведенческих мотивов;
- обеспечение условий для интеллектуального, творческого, спортивного развития детей.
Педагогическим обеспечением тематических периодов выступают специально разработанные игровые технологии, ситуации, модели поведения и отношений детей и взрослых.
- Итоговый период.
Итоговый период предполагает подведение итогов лагерной смены на двух уровнях: условно-деловом и эмоциональном.
Цель - подведение итогов смены, реадаптация ребёнка к возвращению в свой постоянный детский коллектив.
Задачи:
· Коллективная оценка приобретённого опыта, осознание роста временного детского коллектива (итоговый сбор отряда, вручение грамот, методики на определение уровня развития коллектива - социометрия, прощальный вечер «Я оставляю Вам на память», линейка закрытия смены).
· Самооценка полученного в лагере опыта, осознание личного роста каждым ребенком (прощальный огонёк, прочтение и анализ письма себе на конец смены, прощальный вернисаж - выражение себя через предметы в композиции с названием, оформление общей выставки отряда, КТД «Скоро лагерю скажем «прощай», прогулки по любимым местам, бюро добрых услуг «Незабудка» по изготовлению сувениров на память о лагере, обмен пожеланиями).
|
|
· Определение перспектив последействия лагеря для каждого ребёнка, постановка задач на будущее (обмен адресами для переписки, договор о встрече, беседа «Что вы будете делать после лагеря», индивидуальные рекомендации, как развить талант, который открылся в лагере, можно раздать сценарии дел или дать их переписать).
· Подготовка лагеря к следующей смене (уборка территории и помещений, помощь вожатым в изготовлении визиток, написание вожатым писем-отзывов о его работе, пожелания на будущее).
Первый уровень складывается из диагностических мероприятий, открытия ВИД (выставки игровых достижений), последних сборов, церемонии награждения и чествования лучших из лучших. Второй уровень включает в себя огоньки «Расскажи мне обо мне», Церемония закрытия, «Последний круг»
Критерии успешности периода
· нежелание уезжать из лагеря;
· желание сохранить среду общения;
· желание перенести то, чему научились в лагере на свой постоянный детский коллектив.
Заключительный период включает в себя проведение итоговых сборов отряда, дружины; проверку того, чему научился, узнал каждый ребенок. Заключительный период посвящается творческому отчету в отряде, кружке, дружине. Организуются выставки поделок, фотогазет, газет-молний. Проводятся концерты, на которых показываются инсценировки из жизни лагеря. Итоговые линейки посвящаются награждению детей, отличившихся в чем-либо на протяжении всей смены.