· преимущественное использование общественно-политической терминологии (общество, свобода, демократия и т.д.);
· экономической терминологии (бренд, мониторинг, маркетинг и т.д.);
· специальной газетной профессиональной лексики (интервью, корреспонденция, информация, репортаж);
· большого круга иноязычных заимствований (авеню, чайхана, фазенда и т.д.);
· использование фразеологизмов, которые нередко переходят в штампы (шагать в ногу с веком, пустить утку, погреть руки);
· газетные клише книжного происхождения (внести огромный вклад, снято чтить, с чувством гордости);
· использование разговорной, а изредка просторечной лексики, как правило, со специальными стилистическими целями (забегаловка, небось, круто и др.);
На морфологическом уровне
· активное использование существительных с суффиксами - ость, -ств, -ние, -ие (прагматичность, сотрудничество, доверие, свершение), с интернациональными суффиксами и префиксами - изм, -ист, -ация, -анти-, -контр-, де- (историзм, оптимист, социализация, контрмеры), прилагательных с префиксами меж-, сверх-, все-, обще- (межведомственный, всеобщий, общепризнанный, сверхточный);
· частое употребление страдательных причастий прошедшего времени (ознаменовав, продемонстрировав, осуществлен); прилагательных в форме превосходной степени (ярчайший, самый выразительный, наиредчайший);
· форм множественного числа существительных со значением обобщенной совокупности (наши отцы, деды, ветераны);
· глаголов в настоящем времени (приезжают, на месте знакомятся с документами и обнаруживают);
· глаголов 1-го лица;
· повелительного наклонения глаголов (голосуйте, продолжайте читать и др.);
· отрицательных частиц НЕ и НИ, усилительной частицы ЖЕ, разговорных частиц ВЕДЬ, ВОТ, ДАЖЕ, ЛИШЬ и др.;
· производных предлогов (на основе, в области, в свете, в духе, с учетом и др.);
На синтаксическом уровне
· простота синтаксических конструкций;
· употребление вводных конструкций (по сообщению информационного агентства);
· номинативных (назывных) предложений (особенно в заголовках) (Большая нефтегазовая стирка; Баланс нараспашку);
· вопросительных и восклицательных предложений;
· использование элементов поэтического синтаксиса (риторического вопроса, анафоры, эпифоры, градации и др.) и разговорного синтаксиса (эллипсиса, присоединения, вопросно-ответной формы и др.).
§5 Разговорный стиль: стилевые и жанровые особенности
Сфера функционирования – неофициальное персональное общение.
Основная форма реализации – устная.
Типичный вид речи – диалог.
Специфичные стилевые черты:
1) фонетическая нечеткость;
2) лексическая неточность;
3) тесная связь с невербальными средствами общения;
4) неполнота выражения (эллиптичность);
5) стремление к экономии языковых средств;
6) экспрессивность, оценочность;
7) неподготовленность.
Ведущая функция – коммуникативная, фатическая.
К доминантным стилевым признакам можно отнести следующие:
На лексическом уровне
· использование разговорной лексики (дрыхнуть, валяться);
· преобладание конкретной лексики над абстрактной (стол, стул);
· редкое использование абстрактной лексики и книжных слов, а также терминологии и слов иноязычного происхождения (не являющихся общеизвестными);
· высокочастотны авторские неологизмы (окказионализмы), синонимы, фразеологизмы;
· развита многозначность;
На морфологическом уровне
· редко используются краткие прилагательные, причастия, а также деепричастия;
· характерна тенденция к несклонению первой части составных имен (к Иван Иванычу) и составных числительных (из двести пятьдесят трех), и, напротив, склонение некоторых аббревиатур;
· преобладание глаголов над существительными;
· частое употребление личных местоимений;
· притяжательных прилагательных (мамино платье, папин костюм);
· использование междометий в качестве сказуемых (Он прыг в воду!);
· употребление настоящего времени в значении прошедшего (случилось вот что: иду, смотрю, а он стоит и прячется);
На синтаксическом уровне
· использование неполных предложений (Ну, полно!; Я в магазин), безличных (Жарко сегодня), вопросительных (Когда вернешься?) и побудительных предложений (Давай скорее!), употребление слов-предложений (Да; Нет; Конечно);
· характерна активность присоединительных конструкций разных видов (с вводными словами и частицами: да и, а тут, разве что, мало того...);
· свободный порядок слов;
· преобладание БСП и ССП над СПП;
· повышенная частотность простых предложений, число слов в которых колеблется от 5 до 10.
§6 Художественный стиль: стилевые и жанровые особенности
Сфера функционирования – эстетическая сфера общения.
Основная форма реализации – письменная.
Типичный вид речи – монолог.
Специфичные стилевые черты:
1) образность;
2) эстетическая значимость каждого элемента стиля.
Ведущая функция – эстетическая.
К доминантным стилевым признакам можно отнести следующие:
На лексическом уровне
· использование конкретной лексики, которая способствует более легкому созданию образа;
· пласт лексики поэтической, отмечаемой в словарях пометами «поэтическое», «народно-поэтическое», «торжественное», «apxaическое» и т. д.;
На морфологическом уровне
· нагнетание глаголов, которое способствует созданию поэтапного представления движения и образа в целом;