II. Плаванье в обычных и особых условиях

Экипаж яхты состоит из капитана и нескольких матросов

На капитана возлагается управление судном и принятие всех мер, необходимых для обеспечения безопасности плаванья, поддержания порядка на судне, предотвращение всякого вреда судну и находящимся на нём людям и грузу. Распоряжения капитана в пределах его полномочий подлежат беспрекословному исполнению всеми находящимися на судне лицами.

Кроме этого, «капитан обязан, поскольку он может это сделать без опасности для своего судна, экипажа и пассажиров:

1. Оказать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель.

2. Следовать со всей возможной скоростью на помощь погибающим, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, и если на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать.

За неисполнение указанных в настоящей статье обязанностей капитан несет установленную законом ответственность».

 

Если, по мнению капитана, судну грозит неминуемая гибель, капитан после принятия всех мер к спасению пассажиров разрешает судовому экипажу оставить судно. Капитан оставляет судно последним, приняв все зависящие от него меры к спасению судового, машинного и радиотелеграфного журналов, карт данного рейса, документов а ценностей.

 

Все остальные яхтсмены, входящие в список экипажа крейсерской яхты, считаются членами экипажа, и между ними, в зависимости от их квалификации, распределяются обязанности – помощника капитана, боцмана, моториста, матроса и т. д.

 

Основными обязанностями матроса являются:

– содержание яхты и ее вооружения в должном порядке;

– работа на стаксель- и гика-шкотах;

– работа на шверт-талях или швертовой лебедке;

– работа на бакштагах;

– постановка, и уборка основных.дополнительных и штормовых парусов; работы при швартовке яхты;

– наблюдение за обстановкой во время плавания;

Кроме того, матросы, имеющие звания яхтенных рулевых, в крейсерском плавании несут вахту на руле. Конкретные обязанности каждого экипажа указываются в «Расписаниях»

 

Терминология

 

Ясное понимание и правильное использование терминов очень важно для четкой работы экипажа, при исполнении команд и в других случаях, при решении специальных вопросов.

– Курс яхты – в навигации угол между северной частью меридиана и диаметральной плоскостью яхты. Измеряется он в градусах-от 0 до 360° и задается рулевому по компасу (компасный курс).

Бейдевинд -острый курс относительно ветра, когда ветер дует под углом от 0 до 80°. Может быть крутой бейдевинд (до 50°) и полный (от 50 до 80°).

Полными курсы считаются, когда ветер дует под углом близким к 90° или под тупым углом к направлению движения яхты.

К таким курсам относятся:

Галфвинд (или полветра) – ветер дует под углом от 80 до 100°.

Бакштаг – ветер дует под углом от 100 до 150° (крутой бакштаг) и от 150 до 170° (полный бакштаг).

Фордевинд – ветер дует в корму под углом от 170° одного борта до 170° другого борта.

Угол ветра – угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью парусного судна, отсчитываемый от носа яхт; курс относительно ветра, выраженный в градусах.

Левентик – положение яхты относительно ветра, когда угол ветра около нуля. Паруса в левентике полощут и не работают, а яхта, долго находящаяся в таком положении, постепенно забирает задний ход.

 

Галс – положение яхты относительно ветра, когда угол ветра больше нуля. Яхта идет правым галсом, если ветер дует в правый борт, и левым галсом, когда ветер дует в левый борт. На курсе фордевинд галс определяется положением грота-гика: если грота-гик находится на правом борту, – яхта идет левым галсом, и наоборот

 

– Дрейф – снос яхты с линии курса под влиянием ветра. Как и курс относительно ветра, дрейф может быть правого или левого галса.

– Лечь в дрейф – находясь на остром курсе, поставить паруса таким образом, чтобы яхта не имела хода и оставалась почти на месте.

– Дрейфовать – перемещаться по ветру или течению без помощи парусов или двигателя; лежать в дрейфе с убранными парусами, удерживая нос или корму против ветра с помощью плавучего якоря; перемещаться с отданным якорем, когда он плохо забрал и ползет по грунту.

 

Если необходимо определить положение какого-либо предмета, другого судна или опасности относительно яхты.пользуются следующими понятиями:

на ветре – предмет, судно или опасность находятся в той стороне, откуда дует ветер;

под ветром – наблюдаемый объект находится в стороне, куда дует ветер; таким же образом определяются наветренный и подветренный борта;

прямо по носу – объект находится впереди по курсу;

прямо по корме – объект находится по курсу за кормой;

слева (справа) по носу – впереди и слева (справа) от курса.

 

Курс яхты меняется поворотом руля. Если при этом угол ветра увеличивается, говорят, что яхта уваливается (идет полнее), если уменьшается, – яхта приводится (идет круче). Когда же угол ветpa увеличивается (или уменьшается) только из-за перемены его направления, а курс яхты не меняется, говорят, что ветер отходит или заходит.

Изменение курса, связанное с переменой галса, называется поворотом, а любое изменение курса в пределах одного галса – приведением или уваливанием, в зависимости от того, на ветер или под ветер был положен руль.

Поворот против ветра, когда яхта перед этим приводится, называется поворотом оверштаг. Поворот по ветру, перед которым яхта уваливается, носит название поворота через фордевинд.

 

Рулевому подаются следующие команды:

«Прямо руль!» – руль кладется так, чтобы перо его было в диаметральной плоскости яхты.

«Лево (право) на борт!» – положить руль на левый (правый) борт до отказа.

«Одерживай!» – перо руля положить в сторону, обратную повороту яхты, уменьшая скорость приведения или уваливания так, чтобы по следующей команде можно было задержаться на требуемом курсе.

«Так держать!» – удержать и сохранять курс (по створу, ориентиру или компасу), на котором яхта лежала в момент подачи команды.

«Привестись!» – отклонить перо руля на ветер, чтобы яхта пошла круче.

«У валиться!» – отклонить перо руля под ветер так, чтобы яхта пошла полнее.

Все команды рулевому отдаются по перу руля, а не по румпелю. Рулевой обязан повторять полученные команды, чтобы капитан был уверен – его приказание правильно понято и выполнено. Повторяемая команда предваряется словом «есть»: «Есть лево на борт!», «Есть держать по створу!»-и т. д. Это особенно необходимо при маневрировании в плохую погоду. Последствия же неправильно понятой и невыполненной команды нетрудно представить.

Для работы со шкотами и парусами, а также с бакштагами, оттяжками и другими снастями бегучего такелажа применяются свои термины:

– слабина-провисание недостаточно выбранной снасти;

– выбрать-подтянуть снасть на себя настолько, чтобы она не провисала;

– выбрать (снасть) втугую, обтянуть – выбрать снасть как можно туже;

– заложить-положить снасть на утку одним или двумя шлагами, чтобы она не травилась, будучи на руках;

– закрепить-положить снасть на утку, кнехты, битенг таким образом, чтобы исключить самопроизвольноепотравливание или отдачу;

– отдать (снасть)-снять снасть с утки, кнехтов, битенга, нагеля;

– травить, потравить,-перепускать снасть постепенно, понемногу;

– раздернуть-травить снасть быстро, не задерживая, совершенно ее ослабить.

 

Основные правила управления яхтой

 

Эти правила касаются двух главных действий экипажа: управления рулем (рулевой) и управления парусами (матросы).

Управление рулем обеспечивает маневрирование яхты: изменение курса, повороты, приведение к ветру и уваливание под ветер.

Управление парусами начинается с момента их постановки – таких именно и таким образом, чтобы обеспечить в данных условиях большую скорость при наименьших углах дрейфа и крена.

 

Курс бейдевинд

 

 

Лавировка

 

Прямая линия, соединяющая пункты пришествия и отшествия на лавировке, называется генеральным курсом.

 

 

 

Поворот оверштаг

 

Поворот фордевинд

 

 

Коровий оверштаг выполняется при сильных ветрах и высокой опасности не справиться с поворотом через фордевинд

Полные курсы

 

При слабом и среднем ветре управлять яхтой на полных курсах сравнительно несложно, но в сильный ветер и на волнении, когда судно рыскает и стремится выбегать на ветер при шквалах, рулевой вынужден своевременно одерживать его и следить, чтобы оно не слишком уваливалось

 

Для курса галфвинд характерен сильный крен, с которым уже в средний ветер приходится бороться, располагая экипаж по наветренному борту. Кроме того, на этом курсе яхта стремится привестись к ветру: чем сильнее ветер, тем она больше приводится.

 

Курс фордевинд обычно представляется новичку наиболее легким. Всё кажется очень просто: растравил гика-шкоты до вант и держи по ветру! На самом деле этот курс требует гораздо больше внимания и опыта, чем два предыдущих.

Вся сложность заключается в том, что на курсе фордевинд яхта может идти в одном направлении разными галсами. А это значит, что достаточно ей немного увалиться, совсем незначительно изменив курс, как грот почти мгновенно перебрасывается ветром на другой борт. Произойдет то, что называют «непроизвольным поворотом через фордевинд». Если в слабый ветер такой «поворот» ничем не грозит, то в средний и тем более в сильный ветер он, как правило, приводит к переворачиванию гоночных швертботов, а на килевых яхтах – к поломке гика, обрыву бакштагов или разрыву парусов. С перебрасыванием грота резко перемещается относительно корпуса яхты центр всех действующих на парус сил. Судно настолько стремительно приводится, что рулевому не всегда удается одержать его.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: