Социальное научение подчеркивает зависимость поведения от системы когнитивных, бихейвористских и ситуационных переменных. Являясь бихейвиористским по сути, этот подход выходит за рамки классической и оперантной теорий, добавляя к ним викарные процессы (процессы подражания).
Викарные процессы делятся на два этапа:
1. Наблюдение за действием, формирование его мысленной картины и последствий.
2. Усвоение образа действия и закрепление его, если его последствия позитивны. Новая форма поведения вместо связей Р - С или С - Р связана с символическим представлением моделируемой деятельности. Подражание включает в себя взаимосвязанные процессы: внимания, запоминания, моторное воспроизведения, подкрепления.
Основные механизмы научения
Подкрепление – действие, которое стимулирует повторение поведения, ему предшествовавшего:
· Позитивное подкрепление усиливает поведение тем, что демонстрирует его желаемые последствия.
· Негативное подкрепление повышает вероятность поведения, устраняя его не желательные последствия.
Наказание – ослабляет поведение и уменьшает вероятность его повторения. Условия, уменьшающие психологические проблемы, связанные с использованием наказания:
· наличие альтернативы для наказуемого поведения;
· минимальное время, проходящее между наказанием и отвергаемым поведением;
· упорядоченность, рациональность наказания, которое не должно задевать достоинства личности;
· наказанию должно предшествовать предупреждение, оно должно соответствовать ситуации и усиливаться постепенно.