Технология разрешения конфликта

Диалогическое общение строится на взаимопонимании и взаимном уважении субъектов учебно-воспитательного процесса. Однако жизнь полна противоречий, и в профессиональной деятельности педагог часто встает перед проблемой: как разрешить конфликт с учеником, с коллегами?

Одним из компонентов педагогической культуры учителя являются культура поведения в конфликтной ситуации, владение технологией разрешения конфликтов, В.И.Андреев, автор популярной книги по конфликтологии, дает ряд рекомендаций по разрешению конфликта. Его советы в сочетании с рекомендациями Ю.Б. Гйппенрейтер и Д.Карнеги позволили нам разработать технологическую цепочку разрешения конфликта. Раскроем ряд понятий.

Конфликт - это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон в решении проблемы, имеющей значимость для каждого из участников.

Конфликт — проблема (противоречие) + конфликтная ситуация + участники + инцидент

Конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или открытого противоборства сторон в силу возникших противоречий. При взаимодействии людей всегда существуют противоречия (противоречие - это рассогласование):

—мотивов, потребностей, ценностных ориентации;

—взглядов, убеждений;

—понимания, интерпретации информации;

—ожиданий, позиций;

—оценок и самооценок;

—знаний, умений, способностей;

—эмоциональных психических состояний;

—целей, средств, способов осуществления деятельности.

В педагогическом процессе возникают конфликты между учителями и детьми, производственные, деловые конфликты между коллегами. Конфликты могут быть конструктивные, направленные на развитие коллектива и улучшение качества работы, и деструктивные, направленные на удовлетворение только личных амбиций, притязаний, самоутверждение за счет других.

Инцидент — это действие или совокупность действий, провоцирующие резкое обострение противоречия и начало борьбы между участниками конфликта. Существуют пустые конфликты, когда проявление грубости, раздражения со стороны собеседника обижает партнера. Следует помнить, что проявление негативных эмоций может быть результатом плохого самочувствия. Так, 70 процентов детей с кишечно-желудочными заболеваниями обычно проявляют резкость и раздражительность в общении. Проявление заботы, внимания к человеку быстрее снимает конфликт, чем обида. При содержательных конфликтах (столкновение оценок, потребностей и т.д.) необходимо грамотное их разрешение.

Разрешение конфликта — это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющего общую значимость для участников конфликта и на этой основе гармонизацию их взаимоотношений.

Рекомендуемая литература

Андреев Б.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. — Казань, 1993.

Амикметс К.П., Метса АЛ. Поговорим... Поспорим...-Л., 1991.

Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. — М., 1983.

Безруких М.Я. и др. Я, или Правила поведения для всех. - М., 1991.

Воспитателю о личностном общении: Психология общения. — М., 1992.

Горелов И.Н. и др. Умеете ли вы общаться: Кн. Для учащихся. — М., 1991.

Гиппенрейтер Ю.Б. Школа общения с ребенком // Семья и школа. 1989. № 9-12; 1990. № \Л. Грехнев B.C. Культура педагогического общения. - М.,1987

Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М., 1987.

Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М.. 1987.

Козлов Н. И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. — М., 1993.

Коротаева Е. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. — М., 1997.

Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение: Кн. для старшеклассников. — М., 1986.

Сафонов В.И. Этика общения. - М., 1991.

Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю., Савченко А.П., Осипова Е,А. Новые технологии воспитательного процесса. — М.,1993.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: