Про стоимость услуг уже сказано, а что касается финансовой политики, то все страны можно условно поделить на две группы — на «жестких» и «мягких» продавцов.
Для «жестких», к которым относятся США, Канада, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, оплата услуг покупателем максимальна, а роль бонусов (стипендии, гранты, льготы и проч.) незначительна. И, как правило, весьма существенна разница стоимости обучения для своих студентов и иностранцев (в среднем в три-пять раз). Например, в Калифорнийском университете (США) академический год учебы по МВА местному жителю обходится в 10 000 долларов, а "чужаку" - уже в 20 000.
Например, в рамках стратегии США образовательные услуги иностранным студентам предоставляются только на платной основе и не предусматривают предоставление государственных субсидий. Вместе с тем, во многих случаях хорошо успевающие иностранные студенты, особенно на уровне магистратуры и докторантуры, пользуются различными льготами и грантами, как университетских, так и частных фондов.
Согласно данным Института международного образования данным, сегодня более 80% иностранных студентов - соискателей степени бакалавра сами оплачивают свое обучение в США, и лишь 8,8% получают средства на свою учебу от американских колледжей, университетов или правительства США. В то же время доля получающих средства из американских источников среди обучающихся по магистерским программам в 5 раз выше (таблица 5). Кроме того, иностранные студенты постдипломных курсов ряда престижных американских вузов имеют возможность получить долгосрочный (на 15 лет) кредит для покрытия затрат на свое обучение и проживание в США.
Таблица 5. Источники финансирования учебы иностранных студентов в США в 2000-2001 учебном году, %
Источники финансирования | Все иностранные студенты | Получающие средства среди обучающихся на бакалавра | Получающие средства среди обучающихся на магистра | Получающие средства среди обучающихся по другим программам |
Личные и семейные средства | 66,9 | 80,7 | 46,9 | 65,2 |
Колледж или университет США | 19,8 | 8,4 | 39,9 | 6,1 |
Национальное правительство/ университет | 4 | 3,6 | 4,5 | 3,9 |
Частные спонсоры из США | 2,5 | 2,8 | 2,3 | 1 |
Иностранные спонсоры | 2,4 | 2,7 | 2,1 | 2,1 |
Доходы от текущей работы | 2,4 | 0,4 | 1,4 | 18,9 |
Другие источники | 1,9 | 0,6 | 1,4 | 1,3 |
Правительство США | 0,6 | 0,4 | 0,9 | 0,8 |
Международные организации | 0,4 | 0,3 | 0,5 | 0,8 |
Общее количество иностранных студентов, число | 547867 | 254429 | 238497 | 54941 |
Иностранные студенты дают дополнительный доход вузам США, стимулируя университеты реализовывать предпринимательскую стратегию на международном образовательном рынке. Правительства штатов в свою очередь предоставляют вузам значительную автономию, поддерживая высокую репутацию своей системы высшего образования и высокую степень защиты иностранных студентов.
У «мягких» продавцов затраты на обучение иностранцев во многом компенсируются за счет внутренних источников, как правило, бюджетных. Так, в Германии, Франции, Финляндии, Швеции в государственных вузах иностранные студенты учатся бесплатно. А экономический эффект от этих студентов заключается в деньгах, приходящих от их жизнеобеспечения. Ведь обучение дает еще одну очень солидную статью доходов в национальную экономику — это проживание и питание студентов. Например, финансовые поступления лишь от одного проживания учащихся-иностранцев в Германии (коммунально-бытовые платежи и повседневные расходы), без оплаты самой учебы (в государственных учебных заведениях, в отличие от частных, образование бесплатное), могут составить до 1/4 миллиона евро в месяц. Ежемесячные бытовые расходы одного иностранного студента в Германии могут составлять до 1000 евро. При этом лица, самостоятельно приехавшие на учебу (т.е. не в рамках академического обмена), должны положить в немецкий банк персональный финансовый залог в 5600 евро.
Кроме того, страны, предоставляющие льготы на образование, как правило, более заинтересованы в привлечении на свои рынки труда образованных эмигрантов.
При помощи финансовых механизмов страны-экспортеры регулируют еще и состав своих потребителей. В Великобритании, например, стоимость обучения для студентов из стран ЕС и для студентов из других стран различается, и весьма существенно — в пять-восемь раз (в зависимости от университета).
Что касается правового пространства, то там многое определяется иммиграционными законами — за счет смягчения или ужесточения ограничений на въезд и пребывание студентов, на получение вида на жительство или гражданства меняется и число учащихся.
Важнейшими мероприятиями, направленными на увеличение количества иностранных студентов, во всех странах большой восьмерки являются следующие: принятие более дружелюбного визового законодательства, снятие ограничений в получении работы для иностранных студентов, поддержка миграции квалифицированных сотрудников и преподавателей.
Проводя активную иммиграционную политику, США, Канада, Австралия и ряд государств Европы получают за год примерно 1 миллион высококвалифицированных специалистов из числа иностранных граждан, обучавшихся в вузах этих государств. Это - не менее ценная прибыль от хорошо организованного рынка образовательных услуг, нежели плата иностранных учащихся за свое проживание и обучение. Так, от 30% до 50% всех иностранных студентов, получающих степень магистра в американских учебных заведениях, остаются работать в Америке. При этом их стараются набирать преимущественно на те специальности, в которых в наибольшей мере испытывает потребность американская экономика, например, инженерные, компьютерные, математические. Как следствие - из иностранцев состоит сегодня значительная часть постоянного профессорско-преподавательского состава американских университетов, в том числе от 1/4 до 2/5 профессоров естественных и компьютерных наук, математики; четверть всех докторов наук и инженеров.
В Австралии, в которой по состоянию на начало 2006 г. проходит обучение около 242000 студентов из 84 стран мира - студенческая виза является одним из наиболее верных и практичных путей получения статуса "Постоянный житель Австралии" и, соответственно, гражданства впоследствии. Австралийские власти всемерно поощряют приток иностранных студентов в страну. Почти каждый третий студент в учебных заведениях Австралии - иностранец.
Несколько лет назад в иммиграционное законодательство Австралии были введены поправки, согласно которым иностранным студентам, окончившим полный курс очного отделения любого австралийского ВУЗа не ниже степени Бакалавра, разрешается подавать свои документы в Департамент по иммиграции на оформление статуса "Постоянный житель Австралии", а также трудоустраиваться на полную рабочую занятость в Австралии без ограничений прав. Австралийским властям крайне выгодно удерживать в своей стране квалифицированных специалистов, неважно, откуда они прибыли изначально. Главное, что они прошли подготовку в Австралии и за время учебы полностью адаптировались к этой стране.
В Германии разрешение для пребывания в целях обучения может быть выдано для учебы в государственном или признанном государственным высшем учебном заведении. Это разрешение действительно максимум два года и при необходимости продлевается до времени окончания обучения. Кроме того, обладатели подобного разрешения автоматически получают право на работу согласно с действующим трудовым законодательством.
Дело в том, что в отличие от прежнего законодательства после окончания обучения теперь необязательно сразу покидать Германию. Новый закон об иммиграции, принятый 1-го января 2005 года, предусматривает упрощение трудового законодательства и приведение иммиграционной политики в соответствие с европейским законодательством. Он дает возможность продлить пребывание в стране еще на год, чтобы подыскать здесь подходящее рабочее место. Кроме того, чтобы поменять статус, например по семейным причинам, теперь не обязательно возвращаться для этого на родину.
В основополагающих докладах Национального комитета по реформе образования в Японии в 90-е годы, меры по интернационализации образования были внесены в список приоритетных. Рекомендации комитета включали следующие предложения: упрощение процедуры принятия иностранных студентов, пересмотр преподавания иностранных языков, улучшение преподавания японского языка для иностранных студентов, перестройку японской системы высшего образования с учетом международных перспектив развития. Однако реализовать эти предложения удалось далеко не в полной мере, по видимому, во многом из-за сложности изучения японского языка, на котором в основном ведется преподавание иностранным студентам.. За двадцать лет количество иностранных студентов выросло до 60 000 чел. Из них 10% обучается за счет японской стороны. На сегодняшний день около 43 000 японских студентов обучаются в США. Вместе с тем, в японском правительстве существует мнение, что интернационализация высшего образования может разрушить традиционную японскую систему высшего образования. Эти опасения выливаются в требования «закрытия границ» и проведения «протекционистской» политики по отношению к японским вузам.
В образовательном экспорте есть и обратная форма организации продаж — открытие филиалов и представительств вузов в разных странах. Мотивация покупателя прозрачна: получение «весомого» диплома без затрат на жизнь в другой стране. Мотивация продавца тоже ясна — тиражировать всегда выгодно. Но открыть филиал весьма непросто — требуется целый пакет межправительственных согласований. И здесь тоже есть правовые возможности изменять объемы потребления.