Основные характеристики групп

Объектом проведенного исследования была деятельность православных инициативных групп. Но что собой представляют сами группы, что за люди там работают, как давно, и что стало побудительным мотивом их деятельности? Эти вопросы задавались в ходе интервью, и полученные результаты оказались очень интересными.

Вначале об истоках деятельности этих групп. Как правило, всё начиналось с личной инициативы, которую в большинстве случаях проявлял священник прихода, вокруг которого собиралась инициативная группа. Такое начало деятельности отмечено в 42% интервью. Инициативу мог проявить Владыка или кто-либо из епархии, что и происходило примерно в 25% отмеченных случаев рождения группы или же инициаторами становились сами верующие (около 23%). В одном случае инициатором создания группы была настоятельница монастыря и в нескольких – уже существующая группа сама приходила в храм и оставалась под его окормлением и духовным руководством.

Последнее происходило тогда, когда группа инициаторов – врачей, сотрудников Всероссийского общества слепых (ВОС), казаков, творческих кружков и других – чувствовали необходимость в духовном наставничестве и в организационном союзе. Последнее немаловажно, учитывая общественный вес Православной Церкви и уважение властей, без которого сегодня сложно проявить социальную инициативу.

Однако в большинстве (две трети случаев основания групп) инициатива исходила от прихода, что есть самый важный показатель низовой, народной инициативы и одновременно – роль священника как духовного наставника в добрых и общественно значимых делах паствы. Это есть главный показатель нравственного здоровья православного сообщества, показатель силы и энергии к исправлению нравов и лечению общественных недугов, к созданию атмосферы сострадания и творения блага.

 

Следующий вопрос о численности групп. Разброс этого показателя колеблется от 5 до 1200 человек, но это скорее крайности. Группа более тысячи членов объединяет она инвалидов по зрению, которые, будучи членами общества по трудоустройству незрячих, так или иначе принимают участие в его работе. Но это частный случай, конечно, внутри группы есть инициаторы и активисты и ее реальный действующий состав, вероятно, меньше всех зарегистрированных участников.

Также зафиксирована православная группа численностью в 3500 человек, которые при ближайшем рассмотрении оказались казаками и, хотя действуют они в рамках православных инициатив, всё же являются продолжением сословной традиции в большей степени, нежели социально-благотворительной.

Иной крайностью можно считать группу в пять человек, образующих художественную студию по возрождению духовных традиций на основе православия и русской живописи. Группа ведет активную выставочную и пропагандистскую деятельность и, по всей видимости, является творчески самодостаточной, сосредоточившись на творческих проектах, а не на расширении своего численного состава.

Во всех прочих случаях численность групп колеблется от 10 до 200 человек, средняя численность групп составляет около 50-100 членов. При этом условно группы можно разделить по численности на «малые» – порядка 10-50, «средние» (50-100), и крупные, свыше ста, причем «средние» группы на сегодня наиболее распространенные.

Сложно ответить на вопрос, какой объем группы следует считать оптимальным. Конечно, обычно численность растет в ходе развития группы и, начинаясь с 3-5 человек, группа может достичь объема в 100 членов за несколько лет активной деятельности. Оставаясь при этом либо в неизменной структуре управления либо добавляя к этой структуре одно управленческое звено (руководители подгрупп). В группе численностью 50 и более человек, как правило, есть несколько (два-три) руководителя по направлениям.

Следует помнить, что группы существуют при приходах, в которых, видимо, есть определенный предел «вместимости» деятельности инициативных прихожан. На сегодняшний день, вероятно, объем в 100 человек наиболее оптимальный или даже близкий к максимальному. При дальнейшем развитии деятельности групп и возрастании их численности (что уже можно прогнозировать) организационная форма неизбежно будет усложняться, что потребует и новых форм обустройства.

 

Говоря о развитии надо понимать, что деятельность большинства групп началась не вчера. Здесь тоже есть своя градация и свои исключения из правил. К числу последних можно отнести ту же группу инвалидов по зрению, которые оформились в региональное «Общество слепых» в далеком 1938-м году, а контакты с Православной Церковью начались в 90-х, когда заботы государства о слепых свелись к минимуму или даже перешагнули эту грань.

В остальном группы опять же можно разделить на «старые», чья деятельность началась в конце 90-х (10-15 лет работы), «средние» по возрасту (5-9 лет) и молодые (от года до четырёх лет). При этом «старых» групп в общем их объеме примерно 22%, «средних» - 36% и «молодых» - 42%. Напоминаем, что случайная выборка нашего исследования составила немногим менее 70-ти православных групп, что, по нашим оценкам, составляет около 1% всех инициативных православных групп в стране.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: