Отношения с общественными организациями и СМИ

Сегодня, наверное, даже бабка Агафья Лыкова знает, что такое ННО, Общественные палаты и третий сектор. Правда, последнее время интерес к этому всему заслонил тайфун инноваций, но еще недавно гражданское общество считалось (и продолжает считаться) непременным условием развитой демократии. Институты гражданского общества, то бишь, некоммерческие неправительственные организации, плодились изобильно, могли рассчитывать на правительственные гранты и поддержку местных властей, если, конечно, умели построить с ней доверительные отношения. Общественная палата каждый год выпускает отчеты, из которых следует, что гражданское общество в стране успешно развивается и уже скоро догонит западное – а может и уже догнало и обогнало – это как посчитать.

Но тут есть несколько парадоксов. Первый состоит в том, что из нескольких сотен тысяч общественных организаций, представляющих третий сектор, реально работают не более 15-20%. Второй заключается в полном почти непризнании за православными группами статуса участников гражданского сектора. Во-первых, часто эти группы не имеют юридического лица и для статистики вроде как и не существуют. Во-вторых, они действуют от приходов, а Церковь и ее институты не могут считаться у нас общественной организацией – Конституция не позволяет. Третий парадокс констатирует крайне слабые связи между светскими общественными организациями и православными группами, поскольку первые не слишком жалуют вторые, в которых видят конкурентов.

В результате одна общественная жизнь, официальная и возглавляемая Общественной палатой РФ, идет сама по себе, а другая, низовая, инициируемая православным сообществом – сама по себе. Мало того, последняя даже создает определенные трудности, поскольку никак не контролируема, ничего не просит, а если просит, то робко и тихо, а главное – с них совершенно нечего взять, ни откатом, ни наездом, что тут же снижает интерес к ним в глазах практичной бюрократии.

С другой стороны, казалось, местные ННО, действуя в смежной сфере, должны были бы быть заинтересованы в сотрудничестве с активными православными группами. Но на деле часто они воспринимаются как конкуренты в соискании благотворительных средств, а источников спонсорства на местах, как правило, на всех не хватает. К тому же ННО лучше умеют договариваться с властями, предлагая откаты, на что православные группы не способны – воспитание не то. Власти могут и порекомендовать какую-либо ННО для окормления местному бизнесу, от чего тот не в силах будет отказаться. Цена рекомендации – тот же откат. С православными группами в эту схему тоже не сыграешь, нет им доверия, на исповеди всё выболтают.

Таким образом, получается, что православные группы, будучи наиболее эффективными в социальной области и наименее затратными по КПД, на сегодняшний день практически исключены из системы развития институтов гражданского общества. Это первая проблема развития православных групп в их взаимоотношениях с окружающим миром.

Вторая проблема заключается в том, что деятельность этих групп никак не вписывается в интересы медиа пространства, а значит – о них просто никто ничего не знает. Но почему местные СМИ игнорируют важные социальные инициативы у себя под носом? Тут тоже существуют свои грустные причины и объяснения.

Во-первых, практически все значимые местные СМИ сегодня являются подконтрольными. Институт общественного проектирования провел исследование на тему свободы СМИ в регионах, опросив главных редакторов газет и ТВ. В 98% анонимных ответов местная власть была названа как фактический владелец медиа средства. Далее были перечислены местные силовые ведомства, криминальные структуры, потому уже бизнес и – на последнем месте – читатели. Но если СМИ подконтрольны губернатору или мэру или иным местным властям, то они и выражают их политику. А православные группы в эту политику никак не вписываются, поскольку не входят в систему.

Во-вторых, не надо всё сваливать только на власти. Само журналистское сообщество сегодня словно застряло в 90-х годах и ориентировано всё больше на скандальный негатив. СМИ сегодня больны «интригами и проплаченными новостями и отсутствием большого интереса к позитивным новостям», как сказал один из наших респондентов. Общая беда нашего информационного пространства заключается в отсутствии нравственного целеполагания. Для описания насилия, крови и иных злых дел можно выработать жесткий и хлесткий стиль. И даже снискать славу обличителя и борца за свободу слова. Но для того, чтобы говорить о делах добрых, надо иметь внутри понимание духовных основ человеческой натуры, а это уже требует совсем иных личных практик. Оттого скучно сегодня мастерам пера писать о каких-то незаметных православных группах, темы не видят. Вот о толстом священнике, который ездит на иномарке – это другое дело. И причину дородности можно додумать икрой да балыками, и появление транспорта – мздоимством.

Но справедливости ради надо сказать, что не всё в жизни прямолинейно. Есть и примеры активного и плодотворного сотрудничества православных групп и местными общественными организациями, и внимание со стороны СМИ и освещение в крупных газетах дел православных. Тут многое зависит от людей. Если мэр или губернатор или иной властный чиновник работает по совести, он может стать хорошим помощником честным людям и многое сделать для формирования нравственного климата. В России сегодня много и крупных и не очень предпринимателей, для которых сотрудничество с Церковью и православными группами стало образом жизни. Есть много чиновных людей, которым нынешняя нравственная и культурная стагнация не мила и они, в меру своей власти, пытаются её преодолеть и очень часто оказывается, что боимся мы фантомов.

Вообще страх перед системой всеобщей преступной поруки как-то незаметно парализовал общественную волю, совсем как в известном стихотворении Чуковского. Тараканы только тогда сильны, когда воробья на них нет, который просто был не в курсе, что таракана надобно бояться и чтить. Воры сильны всеобщим молчанием. То есть общественным и информационным. Тем самым, с которым не очень ладятся отношения у православных инициативных групп.

Следует сказать, что тема этих взаимоотношений вообще плохо шла в интервью, отчасти из-за её щекотливости, отчасти, думаю, из-за того, что интервьюеры – люди деликатные и не очень привыкли жаловаться. Многие вообще старались эту тему обойти, и мы понимали причину уклончивости. Задача православных групп – не словами наживать себе врагов, а делами обретать друзей.

Тем не менее, только тогда национальная задача формирования нравственных ценностей в общественном пространстве может считаться решаемой, когда низовые православные инициативы будут вписаны в действенную систему общественных отношений, будут сочетаться с деятельностью институтов гражданского общества и выступать объектом пристального и доброжелательного внимания медиа пространства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: