Формы социального служения

Всю социальную работу приходов условно можно разделить на следующие направления:

Собственно социальное служение. В ходе опроса выяснилось, что это наиболее распространённый вид деятельности, внутри которого в свою очередь существует несколько направлений. Основное направление, так или иначе, связано с медициной. Ниже мы перечислим наиболее характерные виды деятельности в порядке частоты их упоминания в интервью:

1. Помощь больным. Она включает непосредственную сестринскую помощь болящим, катехизаторские беседы с больными, их причащение и т. п.

2. Помощь матерям и разъяснительная работа, касающаяся греха аборта. Помощь будущим матерям включает в себя как миссионерскую составляющую, то есть разъяснительную работу, так и благотворительную (например, сбор вещей); в отдельных случаях такая помощь может осуществляться специально организованными центрами (например, Христианский центр детства и родовспоможения), где беременные женщины получают консультации по педагогике и психологии. По мнению опрошенных священников, центр кризисной беременности должен быть в каждой Епархии. Дело движется в этом направлении. По свидетельству одного из опрошенных, если 10 лет назад об этом не слышали, то сейчас по крайней мере в десяти Епархиях работа по кризисной беременности ведется, и через 2-3 года уже в каждой Епархии появятся такие центры.

Отдельно следует выделить профилактическую работу против абортов и с женщинами, уже совершившими этот грех. Эта работа, к сожалению, только начинается, но у неё большое поле деятельности. «Множество людей в стране мучаются угрызениями совести, что они убили своих детей, или способствовали, что убили их внуков. Их даже не миллионы, их десятки миллионов. Они мучаются и ищут, какую бы такую молитву прочитать, какой бы такой ритуал провести, чтобы искупить грех аборта. Нет такого ритуала! Только милосердие Божие».

3. Помощь нуждающимся и людям, попавшим в тяжелые жизненные обстоятельства. Здесь, прежде всего речь идёт о приютах для бездомных, одиноких малоимущих стариков и детей, а также работе с заключёнными (посещение тюрем, беседы о православии, о смысле жизни, отправка в тюрьмы и колонии писем и посылок и т. д.), содержание благотворительных столовых, помощь старикам в бесперспективных деревнях. К этому же направлению относится и такой вид деятельности, как телефоны доверия, которые готовы выслушивать не только православных, но и всех нуждающихся.

4. Помощь инвалидам, алко- и наркозависимым. Социальная работа с инвалидами осуществляется, как правило, через специализированные центры (например, Православный центр глухих и слабослышащих «С.», который ведёт миссионерскую деятельность среди глухих и слабослышащих) интернаты, приюты (например, для детей-сирот) или клубы (например, клуб «Л.» для детей-инвалидов и детей, страдающих аутизмом). В других случаях, – как например, оказание помощи семьям с детьми с синдромом Дауна или инвалидам-колясочникам – может проводиться адресно. Опрос выявил даже такие уникальные направления социальной работы, как открытие православной общины слепых и слабовидящих, а также психоневрологический детский интернат для тех детей, за которыми родители не в состоянии ухаживать. Интересным примером может послужить созданный при одном из приходов Дом ребенка, в котором под патронажем церковной общины был создан институт крестных мам.

Для помощи алко- и наркозависимым создаются православные общины и центры по профилактике, лечению и реабилитации алкоголизма, наркомании и других видов зависимости.

Миссионерское служение. Этот вид социального служения частично перекликается с уже названными выше, что объясняется православной спецификой данных инициатив. Так, помощь больным или заключённым, как правило, сопровождается беседами о православии и об онтологических вопросах, имеющих непосредственное отношение к спасению души. Тем не менее, можно выделить несколько чётких направлений:

1. Воскресные школы. Воскресные школы сегодня существуют при каждом приходе. Опрошенные нами священнослужители говорят даже о том, что воскресные школы открываются на летний период при приходах в тех сёлах, которые оживают лишь благодаря дачникам. Воскресные школы обычно подразделяются на младшую, среднюю и старшую (младшая рассчитана на детей в возрасте до 7 лет). Популярность воскресных школ, по свидетельству опрошенных нами священнослужителей, всё время растёт.

2. Разъяснительные и катехизаторские беседы в воинских, милицейских частях, больницах, домах престарелых, детских домах, тюрьмах и детских колониях. Сюда же относится и служение в тюремных храмах. Священнослужители отмечают, что работать им приходится как с заключёнными, так и с персоналом исправительных учреждений: «Работать приходится как с заключёнными, так и с персоналом тюрем, которые от длительного пребывания в тюрьмах сами теряют человеческое лицо».

3. Устроение праздников при церковной общине. Праздничные мероприятия, как было отмечено нашими респондентами, особенно ярко и положительно действуют на детей, за которыми в храм тянутся и взрослые.

4. Лектории для взрослых.

Просветительское и патриотическое воспитание. Следует сразу сказать, что это направление социального служения Церкви имеет, по отзывам опрошенных священнослужителей, большие перспективы, но пока только развивается. О конкретных достижениях в своих приходах похвастались всего пара респондентов, однако они сообщили, что в соседних епархиях (не попавших в зону исследования) такой опыт имеется и им хорошо известен. Как нетрудно предположить, работа в этом направлении ведётся в первую очередь среди молодёжи. Опрошенные нами руководители приходов назвали следующие формы работы по патриотическому и просветительскому воспитанию:

1. Военно-патриотические и просто патриотические православные клубы.

2. Скаутские движения (как, например, «Братство православных следопытов», имеющее немало отделений).

3. Молодёжные православные лагеря с обучением традиционным ремёслам и способам ведения хозяйства на земле (рукоделие, огородничество, сельское хозяйство и т. п.).

4. Кружки по домоводству для детей разных возрастов и их родителей, где они учатся вышивать, шить, готовить.

5. Археологические и исторические кружки и клубы. Участники таких кружков и клубов организуют экспедиции, собирают материалы, помогающие больше узнать о родном крае.

6. Образовательные чтения. В эту категорию попадают инициативы самого широкого направления.

7. Учреждение православной гимназии (в одном случае). Речь идёт о В. православной гимназии (работает с 1998 года), которая кроме прочего получила статус муниципального учебного заведения. Это совместный проект епархии, администрации города и российского детского фонда.

8. Учреждение краеведческой премии (единичный случай, выявленный в нашем опросе).

 

Частная благотворительность, волонтёрство. Опрошенные нами священнослужители утверждают, что, несмотря на западное происхождение основных методов и технологий реализации социальных проектов такого рода, они преломляются через российский менталитет и опосредуются традициями российского меценатства дореволюционного периода. Что касается добровольчества и волонтёрства, то, как считают респонденты, эти направления в настоящий момент в России не очень развиты в сравнении с западными странами. Так, в США в волонтерскую деятельность вовлечены до 70% населения. В России же эта цифра не превышает 10% (возможно, меньше). Так или иначе окормляющие это направление деятельности священнослужители все-таки полагают, что волонтерство и добровольчество не получит столь широкого распространения у нас, как на Западе, так как общий уровень жизни в нашей стране пока не сопоставим с западным. «Многих отвлекает зарабатывание хлеба насущного», – как выразился один из респондентов. На сегодняшний день, как следует из показаний опрошенных, благотворительность и волонтёрство осуществляется через православные молодежные клубы и специализированные волонтерские организации (например,волонтерское движение «М.», занимающееся детьми-сиротами, оставленным в роддомах и больницах, или организации по работе с детьми-инвалидами, проживающими в семьях).

Однако далеко не все виды служения способны выполнять волонтёры. Бывает, что без настоящих специалистов не обойтись. Вот и наши респонденты проблему привлечения специалистов выделяют отдельной строкой, особенно в тех случаях, когда речь заходит о специализированной помощи. Но работа специалистов требует оплаты. Эта проблема стоит настолько остро, что, по словам одного из опрошенных: «На нашем последнем заседании после Архиерейского собора было сказано, что священник должен отдать хоть свою зарплату, чтобы иметь соцработника в каждом приходе, и чтобы он помогал людям в сложных случаях, ситуациях, бедах и нуждах, где подчас и сам священник не всегда профессионально может оказать помощь». Это в целом справедливо: постоянная, подчас монотонная работа должна выполняться профессионалами. И в таких специалистах православные волонтёрские организации остро нуждаются.

Проблема усугубляется ещё и тем, что специалисты требуются не только в крупных городах, где большие приходы, но и на селе. «На примере своего сельского прихода могу сказать, – утверждает наш респондент, – что на самом деле готов отдать свою зарплату профессионалу, который мог бы помочь мне в налаживании нормальной хорошей работы (социальной и педагогической)». А ведь социальный работник ко всему прочему должен быть православным, ведь ему предстоит работать в структуре прихода!

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: