Сотрудничество со СМИ

Данная тема не связана непосредственно с социальным служением Церкви. Тем не менее, мы посчитали необходимым вкратце её коснуться в беседах с нашими респондентами. В конце концов, благородная идея помощи ближнему должна обрести отклик в самых широких слоях общества, а социальное служение превратится во всенародное дело. Добиться этого можно только через доброжелательное освещение событий в СМИ. Это хорошо понимают и те, кто непосредственно занят в проектах социального служения:

«Сотрудничаем со СМИ, потому что именно через средства массовой информации можно донести до людей то, что важно донести».

++++++++++++++

«Роль Церкви в создании нравственного климата в обществе, по сути, должна быть ведущей. Будет правильным, если голос Церкви будет услышан как во властных, так и в общественных и деловых структурах как можно большим количеством наших граждан, которые может быть, не являются воцерковлёнными людьми, и не имеют возможности слышать проповедь о христианских ценностях. Здесь ключевую роль может сыграть информационная политика и ведущие СМИ страны. Возможно, требуется налаживание цивилизованного диалога представителей Церкви и «четвертой власти» и создание информационного поля, где голос Церкви будет принят и услышан большим количеством людей».

Это, казалось бы, очевидная вещь. Однако у большинства СМИ другая политика, и коммерциализация сферы массовой информации вынуждает выбирать совсем другие ориентиры. В приказном же порядке на СМИ повлиять не возможно. Проблема, по-видимому, в том, что мы строим светское общество, стерильное от каких-либо идеологий, тогда как Церковь предлагает модель духовного общества, скреплённого возвышенной идеей человечества во Христе. И эта идея – человечества во Христе – к большому сожалению пока не осознана и не востребована нашим обществом:

«Об этом СМИ говорят мало, – скорей всего это менее интересно. Если ЧП какое-то, тогда другое дело, это куда интереснее, чем такое служение. А служение очень важно. Почему? Потому что, сама церковь – это не здание, в котором мы с Вами находимся, церковь – это общество людей, а глава – Христос».

 

Социальное служение Церкви подробнее и регулярнее освещается локальными СМИ:

«Связь какая-то со СМИ у нас есть, не тесная, но освещаем праздники. Вот местное кабельное телевидение есть …..

А газеты?

– Нет у нас своей газеты. У нас есть газета для простых людей, которая издается бесплатно... Так и называется «Православная газета для простых людей». Хорошая газета, она в крайности не вдается. То есть действительно все реально, правдиво освещает. Её в каждый приход привозят, люди разбирают, читают… У нас сам храм издает листок. Там есть журналисты, есть те, кто может заняться этим».

В некоторых местах, как утверждают наши респонденты, удалось наладить постоянное сотрудничество с городскими газетами путём регулярного выпуска приложения к местной газете. В любом случае городской уровень СМИ – это фактически предел. С районными СМИ церковные волонтёрские организации напрямую не взаимодействуют. Если информация о событиях социального служения и проходит, то нерегулярно.

Существует ещё одна немаловажная проблема взаимоотношений Церкви со СМИ: есть множество изданий, выдающихся по пошлости, вульгарности и развращённости. И таковых становится всё больше. Поэтому круг приемлемых средств массовой информации в отдельных населённых пунктах может быть крайне небольшим, а сами эти средства не пользуются массовым влиянием и не могут похвастаться широкой аудиторией:

«Церковь не на любой информационной площадке может работать. Есть церковные газеты, а есть такие СМИ, где церкви просто неприлично быть».

 

Заключение

В этом коротком отчёте мы сознательно не стали проводить параллели с документами РПЦ, посвящённым социальной работе. Это направление деятельности имеет давнюю историю, и желающие могут ознакомиться с материалами на интернет-сайте Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата[4]. Опрошенные нами священнослужители рассказали, как работа идёт на самом деле. О некоторых вещах мы не смогли рассказать в специальных разделах, так как интервью проводились в свободной форме, и мы не могли затронуть в них широкий горизонт проблем. Однако по отдельным высказываниям, дополнениям и самой тональности выступлений респондентов можно сделать вывод, что вне опроса осталось ещё несколько очень важных вопросов, в первую очередь касающихся общей нравственной атмосферы в стране и наших общих нравственных идеалах.

В самом деле, иной раз Церкви трудно найти понимание со своими проектами безвозмездного социального служения в среде, погружённой в суету страстей и плодящей по большому счёту зло, тогда как суть христианской этики и морали во всеобщей победе благодати и добра. Средства массовой информации часто без обиняков говорят, что им интереснее освещать какие угодно события, но не примеры помощи ближнему, тогда как Церковь в каждом человеке видит образ (живую икону) Христа.

Человек есть высшая земная святыня, носитель образа Божия и Его света. И эта истина определяет основные этические принципы взаимоотношения христиан друг к другу и ко всем людям вообще. Когда эта простая истина дойдёт до каждого, то мы, скорее всего, сформируем своё гражданское общество на принципах, которые веками воспитывали лучшие качества русских людей – доброту, отзывчивость, готовность к самопожертвованию. И никаким другим путём гражданское общество в России само не построится. Время это уже подтвердило.

Поэтому сегодня на Церковь возлагаются большие надежды и большая ответственность в деле нравственного воспитания русских людей и оздоровления нравственной атмосферы в стране. Понимает свою непростую задачу и сама Церковь:

«Церковь должна прийти в государственные учреждения с неформальным, личным, любящим подходом к каждому больному, сироте, престарелому, и восполнить любовью ту помощь, которую люди получают на общегосударственных основаниях. Церковь может научить работников социальных учреждений относиться к страдающему человеку не как к единице в отчетности, а как к богоподобной уникальной личности, обладающей бессмертной душой». (из доклада Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на открытии Архиерейского Собора. 2008)

Как это сделать на практике, показывают, в том числе, опрошенные нами настоятели храмов и по совместительству руководители волонтёрских групп, занимающихся бескорыстным социальным служением в самых различных областях и на разных участках. «В наш век, когда мир устал от слов, проповедь делами любви наиболее эффективна», – говорит патриарх Кирилл.

Исследование выявило ряд тенденций и сопутствующих им трудностей. Из положительных моментов можно отметить:

· Волонтёрское движения в рамках РПЦ быстро развивается, особенно в провинции, где уровень жизни ниже, и в социальной помощи особенно нуждаются.

· Социальное служение не ограничивается самыми простыми формами, типа раздачи гуманитарной помощи, а находит сложные сферы применения, зачастую не имеющие прецедентов в государственном секторе (напр., пропаганда против абортов, работа с будущими матерями или помощь женщинам, совершившим аборты).

· Частные предприниматели всё чаще готовы оказывать материальную поддержку волонтёрским организациям.

 

Среди проблем опрошенные нами священнослужители наиболее чётко обозначили следующие:

· Недостаток финансовых средств, сдерживающих дальнейшее развитие волонтерского движения и масштабность проектов.

· Нерегулярное поступление денежной помощи на социальные проекты.

· Слабая активность государства в деле помощи самим волонтерским организациям (как юридической, так и финансовой и организационной).

· Отсутствие координации между деятельностью НКО и церковными волонтёрскими организациями.

· Слабое освещение в СМИ деятельности организаций по оказанию социальной помощи, что не способствует созданию в обществе необходимой атмосферы общего дела.

 

По ходу бесед со священнослужителями почти всеми ими были высказаны пожелания о необходимости налаживания трехстороннего партнерства Церкви, государственных структур и общественных организаций, а также пожелание органам власти на местах побольше интересоваться делами Церкви и не отделять её от гражданского общества (до сего дня готовность к сотрудничеству с Церковью выражалась лишь на самом высоком уровне, то есть на уровне иерархов, на уровне же приходов деятельность Церкви власть не интересовала).

 

Мы строим новую Россию. Сегодня мало кто может точно описать, какой она станет через 10, 20 лет. Всё в наших руках. Хотелось бы видеть нашу страну такой, где человеку было бы жить не только комфортно физически, но и душой. Давайте пофантазируем. Мы не можем жить, не стремясь к чему-то лучшему, светлому. Такова уж особенность нашего национального характера. Но так повелось за долгую нашу историю, что мы, как и наши предки, назначаем себе очень высокие цели. В определённом смысле можно сказать, что русская национальная идея – это движение к бесконечно совершенному нравственному идеалу, который может быть воплощён только в Боге. Вот почему вся наша культура утверждает, что русская идея тождественна идеалу православия.А стержень этой национальной (национально-духовной) идеи заключается в комплексном преображении как самого человека, так и всех сторон жизни государства и общества. (см. выше: "всех сторон жизни русского человека"). Как говорил один из наших замечательных духовных писателей, ныне причисленный к лику святых, священномученик Архимандрит Иларион (Троицкий): «Идеал Православия есть не прогресс, но преображение...».

В этом преображении всё – либерализация порядков, раскрытие творческого потенциала народа, ещё не найденные прообразы новых форм административного или государственного устройства и т. д. Ибо в Боге уже всё заключено, и открывается человеку по мере его способности к восприятию божественной мудрости. И это преображение начинается с нас самих, с каждого в отдельности. Вот почему наши респонденты подчёркивали, что социальное служение нужно прежде всего тем, кто служит. Возможно, набирающее обороты социальное служение под окормлением Русской православной Церкви как раз и есть тот первый, но решающий шаг к преобразованию общества и страны. Будет обидно, если эта добрая народная инициатива без поддержки государства и бизнеса не получит широкого масштаба и никак не повлияет на наше будущее.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ к главе

 

В данном приложении помещены разделённые по темам высказывания респондентов практически оригинальном виде. Такая форма позволит почувствовать теплоту языка и чувств опрошенных священнослужителей. Их непосредственная речь передаёт все оттенки радости и печали по поводу того, как воплощаются в жизнь их задумки по социальному служению. Они по-настоящему переживают за это дело, так как в подавляющем большинстве случаев являются инициаторами волонтёрских движений, хотя из скромности об этом в интервью умалчивают. Некоторые высказывания не были нами классифицированы в отчёте, поскольку встречались в единственном случае. Здесь вы их найдёте. В общем, судите сами[5].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: