Соглашения о разделе продукции

 

Механизм раздела продукции ус­пешно действует сегодня в 64 стра­нах мира, включая Китай, Аргенти­ну, Вьетнам, Индию, Египет, Ниге­рию, Оман и многие другие. СРП обеспечивают рациональное ис­пользование национальных мине­ральных ресурсов и приносят боль­шие доходы государству.

Существуют разные модели СРП — индонезийская, ливийская, перу­анская. В мире нет двух одинаковых СРП: каждая страна имеет свою СРП. Соглаше­ния различаются условиями разде­ла продукции, наличием или отсут­ствием регулярных платежей за пользование недрами (роялти), су­ществованием предельного уровня возмещаемых инвестору затрат (кост-стоп), значимостью разовых платежей (бонусов).

Преимущество СРП — в их уни­версальности. Правовой механизм раздела продукции может быть ис­пользован для действующих проек­тов (месторождений, находящихся в разработке) и для новых, для бога­тых и для бедных, но цена права пользования в каждом конкретном случае будет соответствующей.

Система налогообложения при СРП в виде специального режима налогообложения введена в действие с 1 января 2004 г. принятием специальной гл. 264 НК РФ.

Правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиск, разведку и добычу минерального сырья на российской территории, а также континентальном шельфе и в пределах исключительной экономической зоны нашей страны на условиях СРП, регулируется принятым в 1995 г. Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции». Данный закон до принятия гл. 264 НК РФ определял также и возникающие при этом налоговые отношения. Кроме того, вопросы налогообложения при выполнении СРП были включены в некоторые законодательные акты по налогам и сборам. В частности, в федеральных законах, определяющих порядок и условия уплаты отдельных налогов (налога на имущество предприятий, таможенной пошлины и т. д.), были установлены налоговые и таможенные льготы при выполнении СРП. При этом нормы, установленные указанными законодательными актами, не всегда в полной мере соответствовали нормам Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции».

Включение в состав НК РФ отдельной главы «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции» вызвано необходимостью более четко и полно определить особенности налогообложения при выполнении СРП как в целях создания стабильных условий работы инвесторов, так и в целях соблюдения интересов государства при реализации указанных соглашений. Кроме того, принятие этой главы Кодекса было необходимо для унификации в одном законодательном акте всех вопросов, возникающих при реализации СРП.

Согласно российскому законодательству соглашение о разделе продукции – это договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности, т. е. инвестору, на возмездной основе и на конкретный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на проведение связанных с этим работ.

На основе такого соглашения, заключаемого в каждом конкретном случае по отдельному участку недр минерального сырья, полученная в результате разработки данного участка недр продукция подлежит разделу между государством и соответствующим инвестором. 

В соглашении определяются условия, связанные с пользованием недрами, в том числе и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения. Кроме того, в нем устанавливается порядок определения общего объема произведенной продукции и ее стоимости. Особое место в соглашении занимает определение части произведенной продукции, которая должна быть передана в собственность инвестора для возмещения его расходов на выполнение работ по соглашению. Эта часть продукции получила название «компенсационная продукция». Состав возмещаемых расходов инвестора также устанавливается в соглашении.

Основные параметры соглашений о разделе продукции формируются в ходе переговоров представителей органов исполнительной власти и потенциального инвестора на основе технико-экономического обоснования по каждому конкретному участку недр. В ходе переговорного процесса может быть выбран в рамках предусмотренного законодательства различный предельный уровень компенсационной продукции, а также схема раздела прибыльной продукции. Перед подписанием каждого конкретного соглашения о разделе продукции должен проводиться анализ его экономической эффективности, т. е. влияния на доходную и расходную части бюджетов всех уровней. Естественно, что заключение каждого конкретного соглашения возможно лишь при условии его эффективности.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что указанный специальный налоговый режим применяется только по тем соглашениям, которые заключены в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции».

Налогоплательщиками при выполнении СРП налоговым законодательством признаны организации, являющиеся инвесторами соглашения. Инвестор – это юридическое лицо или создаваемое на основе договора о совместной деятельности объединение юридических лиц, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в поиск, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения о разделе продукции.

Налогоплательщик имеет право поручить исполнение своих обязанностей, связанных с применением данного специального налогового режима, своему уполномоченному представителю, называемому оператором. 

Для применения указанного налогового режима налогоплательщик должен представить в налоговый орган соответствующее письменное уведомление, а также подписанное соглашение о разделе продукции.

Одновременно с этим налогоплательщик обязан представить в налоговый орган еще один важнейший документ. Дело в том, что до подписания соглашения по соответствующему участку недр должен быть проведен аукцион на предоставление права пользования им не на условиях раздела продукции, а на общих основаниях, определенных Законом о недрах. И только в том случае, если на этих условиях аукцион будет признан недействительным в связи с отсутствием желающих принять в нем участие, данный участок недр может быть передан в разработку на условиях раздела продукции. В связи с этим налогоплательщик должен представить в налоговый орган также решение об утверждении результатов данного аукциона и о признании его несостоявшимся в связи с отсутствием участников.   

Важнейшей характерной особенностью системы налогообложения при выполнении СРП является замена уплаты части налогов и сборов, установленных российским налоговым законодательством, разделом произведенной продукции в соответствии с условиями конкретного соглашения. При этом НК РФ предусмотрена возможность применения двух вариантов раздела продукции.

Согласно первому, основному, варианту в соглашении должны быть предусмотрены условия и порядок распределения между государством и инвестором как произведенной, так и прибыльной продукции. При этом предельный уровень передаваемой в собственность инвестора доли произведенной продукции для возмещения его затрат (компенсационная продукция) не должен превышать 75%, а при добыче на континентальном шельфе – 90% общего объема произведенной продукции.

Прибыльная продукция представляет собой произведенную продукцию за минусом той ее части, эквивалент которой используется для уплаты налога на добычу полезных ископаемых, а также за вычетом компенсационной продукции. Законом не предусмотрены предельные нормы распределения прибыльной продукции. Порядок и условия ее распределения должны устанавливаться в каждом конкретном соглашении.

Согласно закону второй вариант может применяться лишь в отдельных случаях как исключение. При использовании этого варианта в соглашении должны быть предусмотрены порядок и условия определения принадлежащих государству и инвестору долей произведенной продукции. Причем пропорции такого распределения определяются в зависимости от геолого-экономической и стоимостной оценки участка недр, показателей технико-экономического обоснования соглашения, а также технического проекта. В то же время НК предусмотрено, что доля инвестора не должна превышать 68% произведенной продукции и соответственно доля государства должна бать не ниже 32%.

В том случае, когда раздел продукции производиться согласно первому варианту, налогоплательщик обязан уплачивать следующие налоги и сборы: НДС, налог на прибыль организаций, ЕСН, НДПИ, платежи за пользование природными ресурсами, плата за негативное воздействие на окружающую среду, плата за пользование водными объектами, государственная пошлина, таможенные сборы, земельный налог и акцизы.

Вместе с тем законодательством установлено, что суммы уплаченных выше налогов, за исключением налог на прибыль организаций и НДПИ, должны в дальнейшем быть возмещены инвестору в составе возмещаемых расходов.

Одновременно с этим налогоплательщик может быть освобожден от уплаты региональных и местных налогов и сборов по решению соответствующего законодательного или представительного органа местного самоуправления.

Федеральным законодательством установлено, что вне зависимости от принятия или непринятия региональными и местными органами таких решений налогоплательщик в случае применения первого варианта раздела продукции не должен уплачивать налог на имущество организаций в отношении основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, которые находятся на его балансе и используются исключительно для осуществления предусмотренной соглашением деятельности. В том случае, если это имущество используется не для целей, связанных с выполнением работ по соглашению, оно должно облагаться указанным налогом в общеустановленном порядке.

Налогоплательщик также освобождается от уплаты транспортного налога в части принадлежащих ему транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей СРП.

В случае использования транспортных средств не для целей соглашения уплата транспортного налога должна осуществляться налогоплательщиком в общеустановленном порядке.

При выполнении соглашения, предусматривающего второй вариант раздела произведенной продукции, инвестор должен уплачивать единый социальный налог, государственную пошлину, таможенные сборы, НДС и осуществлять платежи за негативное воздействие на окружающую среду. При этом Налоговый Кодекс не предусматривает в данном случае последующего возмещения уплаченных налогов.

Так же как и в первом варианте, налогоплательщик может быть освобожден от уплаты региональных и местных налогов и сборов по решению соответствующего законодательного или представительного органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления.

Вне зависимости от применяемых вариантов раздела продукции налогоплательщик освобождается от уплаты таможенной пошлины в части товаров, ввозимых на российскую таможенную территорию для выполнения работ по соглашению, предусмотренных программами работ и сметами расходов, утвержденными в установленном соглашением порядке, а также в части продукции, произведенной в соответствии с условиями соглашения и вывозимой с российской таможенной территории.

Если инвестор не освобожден от уплаты региональных и местных налогов и сборов, то его затраты по уплате указанных налогов и сборов должны возмещаться на сумму фактически уплаченных налогов и сборов за счет соответствующего уменьшения доли произведенной продукции, передаваемой соответствующему субъекту РФ.

Таким образом, обобщая перечень уплачиваемых при выполнении СРП налогов, можно сделать следующие выводы, которые представлены в
 виде таблицы 2.3 [30, с. 86-88].

Как уже отмечалось, специальный режим налогообложения при выполнении СРП с принятием соответствующей главы НК РФ может применяться только в том случае, если в результате проведения аукциона на разработку конкретного участка недр на общеустановленных условиях уплаты налогов не выявились желающие принять в нем участие. Тем самым должно быть подтверждено, что данный участок недр экономически невыгодно разрабатывать на общих основаниях, т. е. для его разработки требуются значительно большие финансовые ресурсы, чем для разработки иных месторождений. При разработке на условиях СРП удлиняются сроки разработки таких участков, а соответственно и сроки окупаемости вложенных средств. В связи с этим система налогообложения при выполнении СРП является более льготной, чем общий режим налогообложения. Но вместе с тем потенциальным инвесторам необходимы государственные гарантии стабильности данного специального налогового режима. Для обеспечения таких гарантий в НК РФ предусмотрено, что в случае несоответствия положений самого Кодекса или других федеральных налоговых законов, а также налоговых законодательных актов субъектов Федерации и нормативных правовых актов органов местного самоуправления условиям соответствующих соглашений должны применяться условия этих соглашений.

Единственное исключение сделано при уплате НДС. В случае изменения в течение срока действия СРП ставки этого налога исчисление и уплата НДС должны осуществляться налогоплательщиком по этой измененной налоговой ставке.

Кодексом также установлено, что система налогообложения при выполнении СРП должна применяться в течение всего срока действия соответствующего соглашения. В том случае, если в течение срока действия соответствующего соглашения произойдут изменения наименований каких-либо налогов и сборов без изменений при этом элементов налогообложения, такие налоги и сборы должны исчисляться и уплачиваться при выполнении соглашения с новым наименованием.

Единственное исключение сделано при уплате НДС. В случае изменения в течение срока действия СРП ставки этого налога исчисление и уплата НДС должны осуществляться налогоплательщиком по этой измененной налоговой ставке.

Кодексом также установлено, что система налогообложения при выполнении СРП должна применяться в течение всего срока действия соответствующего соглашения. В том случае, если в течение срока действия соответствующего соглашения произойдут изменения наименований каких-либо налогов и сборов без изменений при этом элементов налогообложения, такие налоги и сборы должны исчисляться и уплачиваться при выполнении соглашения с новым наименованием.

В том же случае, если в течение срока действия соответствующего соглашения изменились порядок уплаты налогов и сборов, а также формы, порядок заполнения и сроки представления налоговых деклараций без изменения налоговой базы, налоговой ставки и порядка исчисления налога, уплата налогов и сборов, а также представление налоговых деклараций должны производиться в соответствии с измененным законодательством о налога и сборах.

Если СРП заключены до вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и соответствующей главы НК РФ, то должны применяться условия освобождения и уплаты налогов и сборов, а также порядок исчисления, уплаты и возмещения уплаченных налогов и сборов, которые предусмотрены в соответствующих соглашениях

                                                                                                           

                                                                                                                Таблица 2.3

Варианты налогообложения при выполнении СРП

 

 

Традиционный (обычный) вариант раздела продукции Прямой вариант раздела продукции (налоги возмещению не подлежат)

Инвесторы уплачивают

Налог на прибыль организаций ЕСН
НДПИ Государственная пошлина

Инвесторам возмещаются

НДС Таможенные сборы
ЕСН НДС
Платежи за пользование природными ресурсами Плата за негативное воздействие на окружающую среду
Плата за негативное воздействие на окружающую среду

 

Плата за пользование водными объектами
Государственная пошлина
Таможенные сборы
 
Земельный налог
Акциз
 

Инвесторы не уплачивают

  Налог на имущество организаций в отношении имущества, используемого исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашениями Таможенную пошлину по товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ для выполнения работ по соглашению, предусмотренных программами работ и сметами расходов, утвержденными в установленном соглашением порядке, а также продукции, произведенной в соответствии с условиями соглашения и вывозимой с таможенной территории РФ
  Транспортный налог в отношении принадлежащих инвестору транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения  Региональные и местные налоги и сборы по решению соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления

 

При выполнении СРП объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка и порядок исчисления ряда налогов определяется с учетом ряда особенностей.

В первую очередь необходимо отметись характерные особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты НДПИ, а также налога на прибыль организации при выполнении первого вариант соглашений, предусматривающего раздел не только произведенной, а также и прибыльной продукции.

Сумма НДПИ, подлежащего уплате в бюджет, определяется налогоплательщиком исходя из соответствующей главы НК РФ, но с учетом следующих особенностей: налоговая база при добыче нефти и газового конденсата должна определяться как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении отдельно по каждому соглашению, налоговая ставка при этом установлена в размере 419 руб. за одну тонну с учетом коэффициентов. Сумма НДПИ при добычи нефти и газа исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставке (с учетом коэффициентов) и величины налоговой базы.

При определении суммы налога на прибыль налогоплательщик должен помнить, что объектом налогообложения считается прибыль, полученная налогоплательщиком в связи с выполнением соглашения, т. е. доход от выполнения соглашения, уменьшенный на величину расходов.

При этом доходом налогоплательщика от выполнения СРП считается стоимость прибыльной продукции, принадлежащей инвестору, а также полученные им внереализационные доходы, определяемые в общеустановленном порядке.

Стоимость прибыльной продукции определяется как произведение объема прибыльной продукции и цены произведенной продукции, установленной в соглашении. При этом цена нефти не может быть ниже среднего за отчетный период уровня цен сырой нефти марки «Юралс», определяемого как сумма средних арифметических цен покупки и продажи на мировых ранках нефтяного сырья за все дни торгов, деленная на количество дней торгов в соответствующем отчетном периоде.

Расходами налогоплательщика считаются обоснованные и документально подтвержденные расходы, произведенные им при выполнении соответствующего соглашения.

Состав расходов, размер и порядок их признания должны определяться в общеустановленном порядке, но с учетом следующих особенностей.

Обоснованными расходами при этом являются расходы, произведенные налогоплательщиком в соответствии с программой работ и сметой расходов, утвержденными в установленном порядке, а также внереализационные расходы, непосредственно связанные с выполнением соглашения.

Характерной особенностью исчисления расходов налогоплательщика при выполнении СРП является их разделение на расходы, возмещаемые за счет компенсационной продукции (возмещаемые расходы), и на расходы уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль.

Как уже отмечалось, возмещаемыми расходами считаются затраты, понесенные налогоплательщиком в отчетном или налоговом периоде при выполнении работ по соглашению в соответствии с программой работ и сметой расходов. Они подразделяются на затраты, произведенные налогоплательщиком до и после вступления конкретного соглашения в силу.

Расходы, произведенные до вступления соглашения в силу, могут быть признаны возмещаемыми, если соглашение заключено по ранее не разрабатываемым месторождениям полезных ископаемых и эти расходы не были предъявлены ранее недропользователем участка недр для целей исчисления в общеустановленном порядке налога на прибыль.

Указанные расходы должны быть отражены налогоплательщиком в смете расходов, предъявляемой одновременно со сметой расходов на первый год работ по соглашению.

Расходы на освоение природных ресурсов, перечень которых определен для всех налогоплательщиков налога на прибыль в НК РФ, включаются в состав расходов одновременное в течение 12 месяцев.

Затраты на приобретение, сооружение, изготовление, доставку и подготовку к использованию амортизируемого имущества включаются в состав возмещаемых расходов в сумме фактических расходов при условии их включения в программу работ и смету расходов. При этом начисление амортизации по таким расходам не производится.

Управленческие расходы, расходы на информационные и консультационные услуги, расходы на рекламу и т. д. подлежат возмещению в размере норматива этих расходов, установленного соглашением, но не более двух процентов общей суммы расходов, возмещаемых налогоплательщику в отчетном или налогом периоде. Превышение сумы управленческих расходов над установленным нормативом должно быть учтено при формировании налоговой базы инвестора по налогу на прибыль. Подлежат возмещению также фактически уплаченные налогоплательщиком перечисленные выше федеральные, региональные и местные налоги.

Российским налоговым законодательством установлен также конкретный перечень расходов, которые не могут быть признаны возмещаемыми. К ним в первую очередь относят расходы, осуществленные налогоплательщиком до вступления в силу соответствующего соглашения. Сюда, в частности, отнесены затраты на приобретение пакета геологической информации для участия в аукционе на право пользования участком недр на условиях соглашения. Одновременно не признаются возмещаемыми и отдельные виды расходов, понесенные налогоплательщиком после вступления соглашения в силу. Среди них – НДПИ, а также оговоренные в соглашении разовые платежи за пользование недрами. К этой категории относят платежи, включая проценты по полученным кредитным и заемным средствам, а также комиссионные выплаты по ним и другие расходы, связанные с получением и использованием заемных средств для финансирования деятельности по соглашению. Кроме того, не подлежат возмещению расходы на НИОКР, судебные и арбитражные расходы, расходы на возмещение причиненного ущерба, расходы в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах предприятий торговли в случае отсутствия виновных лиц и т. д.  

Расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, включают общеустановленные для всех налогоплательщиков по данному налогу затрату, учитываемые в целях налогообложение и не включенные в состав возмещаемых расходов. При этом в указанные расходы не должны включаться сумы налога на добычу полезных ископаемых.

Как и по любому другому налогу, налоговой базой которого служит доход, при налогообложении дохода, полученного налогоплательщиком в виде части прибыльной продукции, важно определить дату получения дохода. Ею признается последний день отчетного или налогового периода, в котором был осуществлен раздел продукции.

Налоговой базой для налога на прибыль при реализации СРП является денежной выражение подлежащей налогообложению прибыли. При этом налоговая база должна определяться раздельно по каждому соглашению. В том случае, если налоговая база для соответствующего налогового периода отрицательная величина, для этого налогового периода она признается равной нулю. Но при этом налогоплательщику предоставлено право уменьшить налоговую базу на величину полученной отрицательной величины в последующие налоговые периоды в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получена отрицательная величина, но не более срока действия соглашения.

Налоговая ставка устанавливается при подписании соглашения и должна соответствовать действующей на тот момент ставке налогообложения
прибыли организации.

Определенные особенность имеются в порядке уплаты НДС при выполнении СРП. При реализации СРП установлены следующие дополнительные операции, не подлежащие налогообложению по НДС:

- передача на безвозмездной основе имущества, необходимого для выполнения работ по утвержденному в установленном порядке соглашению между инвестором и оператором, т. е. организацией непосредственно осуществляющей выполнение работ по соглашению;

- передача организацией, являющейся участником не имеющего статуса юридического лица объединения организаций, выступающих в качестве инвесторов в соглашении, другим участникам такого объединения соответствующей доли произведенной продукции, полученной инвестором по условиям
соглашения;

- при передаче налогоплательщиком в собственность государства вновь созданного или приобретенного им имущества, использованного для выполнения работ по соглашению и подлежащего передаче государству в соответствии с условиями соглашения.   

При выполнении СРП за налогоплательщиком сохраняется обязанность предоставления в налоговые органы налоговых деклараций по месту нахождения участка недр. Декларации при этом составляются отдельно по каждому налогу, соглашению отдельно от других видов деятельности налогоплательщика. В том случае, если участок недр расположен на континентальном шельфе РФ или в пределах исключительной экономической зоны, налогоплательщик должен представлять налоговые декларации по указанным налогам в налоговые органы по местонахождению налогоплательщика.

Налогоплательщик подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения участка недр. Если в качестве инвестора по соглашению выступает объединений организаций, не имеющих статуса юридического лица, на учет по месту нахождения участка недр обязаны встать все организации, входящие в состав указанного объединения. Исключение сделано лишь при разработке предоставленных в пользование на условиях соглашения участков недр, расположенных на континентальном шельфе РФ или в пределах ее исключительной экономической зоны. В этом случае постановка налогоплательщика на учет производится в налоговом органе по месту нахождения данного налогоплательщика.

Налогоплательщик обязан в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего соглашения подать заявление о постановке на учет в налоговом органе и получить в налогом органе свидетельство о постановке на учет. В данном свидетельстве содержатся следующие данные: наименование соглашения, дата вступления соглашения в силу и срок его действия, наименование участка недр, предоставленного в пользование и указание его местонахождения, а также указание на то, что данный налогоплательщик является инвестором по соглашению или оператором соглашения и что в отношении этого налогоплательщика применяется данный налоговый режим.

По данной главе можно сделать вывод, что, несмотря на все существующие трудности при исчислении и уплате НДПИ, СРП, каждый налогоплательщик выбирает один из наиболее близких ему методов оценки полезных ископаемых. Таким образом, после рассмотрения теории и практики налогообложения недропользователей, необходимо осветить некоторые направления развития системы налогообложения, т. е. перспективы данного налога, на примере российского опыта налогообложения и существующих при этом проблем, о чем и пойдет речь в следующей главе.

 

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: