Преодоление экономического кризиса

Поскольку 90% бюджета ВОИС финансируется непосредственно за счет доходов, получаемых от предоставляемых рыночных услуг, ожидалось, что глобальный экономический спад затронет ВОИС гораздо сильнее, чем большинство других международных организаций в Женеве. В 2009 г. число международных патентных заявок, поданных по процедуре РСТ, сократилось на 4,5% по сравнению с 2008 г., а число международных регистраций товарных знаков в рамках Мадридской системы – на 16,4%, что обусловило падение доходов Организации впервые за всю историю ее существования. Возникла необходимость в жестком финансовом регулировании, благодаря которому, несмотря на спад, Организация закрыла двухлетний период 2008-2009 гг. со скромным профицитом.

 

В 2010 г. были отмечены признаки оживления. На данном этапе мы ожидаем, что число заявок, поданных по процедуре РСТ, вырастет примерно на 2,8%: однако, хотя это и позитивный результат, общее число заявок будет ниже уровня, достигнутого в 2008 г.  Мы ожидаем роста числа регистраций в рамках Мадридской системы примерно на 11%, в результате чего этот показатель приблизится к уровню 2008 г. Существенно меньшая по своим масштабам Гаагская система находится в ином положении, так как в ней по-прежнему идет процесс расширения членского состава и пользовательской базы. Как следствие, число заявок, поданных в рамках Гаагской системы, растет значительными темпами: показатель за 2010 г. на 36% превышает соответствующий показатель за предыдущий год (хотя и на весьма «узкой» базе). Центр ВОИС по арбитражу и посредничеству также переживает период бурного роста своей деятельности. Однако бюджет ВОИС по-прежнему опирается в основном на доходы от РСТ (фактически на их долю приходится порядка 72% всех доходов Организации), и совокупные прогнозируемые поступления по-прежнему остаются ниже уровня, заложенного в бюджет на 2010‑2011 гг. Поэтому сохраняется настоятельная потребность в соблюдении жесткой бюджетной дисциплины. Мы продолжаем внимательно следить за ситуацией и ежеквартально предоставляем государствам-членам необходимые данные через страницу нашей «Обсерватории» на веб-сайте ВОИС.

 

Экономический спад имел также и другую, позитивную, сторону. Это был хороший год для проекта строительства нового административного здания ВОИС, поскольку нам удалось получить под него кредит под исключительно низкие проценты. Строительство нового здания полным ходом идет к завершению с соблюдением установленных сроков и в рамках бюджета.

 

Шестьдесят пять процентов расходов по регулярному бюджету ВОИС приходится на персонал. Для сокращения расходов по этой статье с учетом прогнозируемого сокращения доходов в двухлетнем периоде 2010‑2011 гг. государства-члены на заседании Координационного комитета, состоявшемся в сентябре 2009 г., одобрили Программу добровольного прекращения сотрудниками службы. Она оказалась весьма успешной. Возможностью прекращения службы и досрочного выхода на пенсию на особых условиях воспользовались 87 сотрудников всех категорий; все они уволились из Организации до 30 июня 2010 г. 

 

Программа добровольного оставления сотрудниками службы не только позволила сократить расходы на заработную плату, но и дала возможность Организации заняться решением ряда серьезных управленческих и оперативных проблем. Во-первых, 55 вакантных должностей были зарезервированы для внутреннего найма, с тем чтобы ценные сотрудники, работающие на протяжении многих лет на основе продляемых краткосрочных трудовых договоров, могли принять участие в конкурсе на замещение штатных должностей. (Общая численность персонала была сокращена благодаря отказу от замещения должностей, освобожденных временными сотрудниками, которые были назначены на штатные должности по результатам конкурса.) Во-вторых, 28 вакантных должностей с измененным описанием должностных функций было решено заполнить внешними кандидатами для устранения существующих в Организации существенных пробелов в определенных специалистах, включая, например, специалистов со знанием иностранных языков, требующихся в связи с изменением географии использования РСТ, а также специалистов в области экономики. При отборе кандидатов, обладающих необходимыми знаниями для замещения этих вакантных должностей, будет в полной мере учитываться цель улучшения географического и гендерного баланса в Секретариате. В этом отношении я буду продолжать практику публикации каждые шесть месяцев статистических данных о персонале, с тем чтобы государства-члены могли отслеживать прогресс в области обеспечения географического и гендерного баланса.

 

В этом году Секретариат завершил широкую перестройку наших программ и организационных структур в соответствии с согласованными Стратегическими целями ВОИС и перешел ко второму этапу Программы стратегической перестройки (ПСП). В настоящее время начато осуществление порядка 20 инициатив, которые предусматривают целый ряд административных и управленческих реформ и каждая из которых активно курируется одним из членов Группы высшего руководства. Усилия по достижению этих изменений предпринимаются в целях утверждения следующих общих ценностей: «ориентация на предоставление услуг», «работа в качестве единого целого», «подотчетность в отношении результатов» и «экологическая, социальная и управленческая ответственность». Сегодня наша задача состоит в обеспечении того, чтобы все наши сотрудники понимали и содействовали изменениям и разделяли указанные общеорганизационные ценности.

 

А сейчас я хотел бы подробнее остановиться на двух инициативах, предпринимаемых в рамках ПСП, а именно на системе планирования общеорганизационных ресурсов (ПОР) и установлении всеобъемлющих принципов обеспечения нравственности и добросовестности. Были успешно введены в действие модули ПОР по управлению закупочной деятельностью и активами, что дало возможность ВОИС перейти на Международные стандарты учета в государственном секторе (МСУГС). Теперь мы намерены поэтапно внедрить все остальные модули ПОР, что должно принести большую пользу государствам-членам с точки зрения транспарентности, подотчетности и эффективности работы Секретариата. Во исполнение рекомендаций Объединенной инспекционной группы мы также создали Бюро ВОИС по этике и назначили старшего сотрудника по вопросам этики. Бюро по этике приступило к выполнению масштабной программы работы, которая предусматривает укрепление практики раскрытия финансовой информации старшими должностными лицами и разработку кодекса этических норм для его последующего принятия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: