Системы поддержки принятия решений – это программные средства и информационно-аналитические технологии, предназначенные специально для оказания помощи в решении задач поиска, анализа и выбора лучших из возможных вариантов. При этом лицо, принимающее решение, должно обеспечиваться не только информационной, но в первую очередь технологической поддержкой процедуры, вплоть до выбора лучшего решения.
Понятие о поддержке в принятии решений сформулировали П. Кин и Ч. Стэйбел. Ранние определения систем поддержки принятия решений (в начале 70-х годов прошлого века) отражали следующие три свойства систем:
возможность оперировать с неструктурированными или слабоструктурированными задачами, в отличие от задач, с которыми имеет дело исследование операций;
интерактивные автоматизированные (то есть реализованные на базе компьютера) системы;
разделение данных и моделей.
В современном представлении идеальная система поддержки принятия решений:
оперирует со слабоструктурированными решениями;
предназначена для лица, принимающего решения, различного уровня;
может быть адаптирована для группового и индивидуального использования;
поддерживает как взаимозависимые, так и последовательные решения;
поддерживает 3 фазы процесса решения: интеллектуальную часть, проектирование и выбор;
поддерживает разнообразные стили и методы решения, что может быть полезно при решении задачи группой лиц, принимающих решения;
является гибкой и адаптируется к изменениям как организации, так и ее окружения;
проста в использовании и модификации;
улучшает эффективность процесса принятия решений;
позволяет человеку управлять процессом принятия решений с помощью компьютера, а не наоборот;
поддерживает эволюционное использование и легко адаптируется к изменяющимся требованиям;
может быть легко построена, если может быть сформулирована логика конструкции системы поддержки принятия решений;
поддерживает моделирование;
позволяет использовать знания.
До середины 60-х годов ХХ века создание больших информационных систем было чрезвычайно дорогостоящим, поэтому первые информационные системы менеджмента (Management Information Systems) были созданы в эти годы лишь в достаточно больших компаниях. Они предназначались для подготовки периодических структурированных отчетов для менеджеров. Но информационные системы способны набольшее. В конце 60-х годов появляется новый тип информационных систем — модель-ориентированные системы поддержки принятия решений (Decision Support Systems) или системы управленческих решений (Management Decision Systems).
70-е годы ХХ века стали характеризуются периодом возникновения ранних систем поддержки принятия решений и теоретических изысканий. К 1975 г. Дж. Д. Литтл разработал систему Brandaid (Поддержка бренда), которая предназначалась для поддержки принятия решений в производстве, продвижении, ценообразовании и рекламе. Также Литтл в своей более ранней статье сформулировал критерии по формированию моделей и систем для поддержки принятия решений для менеджмента: надежность, легкость контроля, простота и полнота набора необходимых деталей.
В начале 80-х годом исследователи из академических институтов создали новую категорию программного обеспечения для поддержки группового принятия решений. Самыми ранними вариантами таких систем были «Mindsight» компании «Execucom Systems», «GroupSystems», созданные в Аризонском Университете, и система «SAMM», созданная исследователями Университета Миннесоты. В 1984 г.в Университете Аризоны была завершена разработка системы «PLEXSYS» и сформирована служба компьютеризованной поддержки групповых решений.
Новые технологии стали использовать совместно с системами поддержки принятия решений. Начиная примерно с 1990-го года Б. Инмон и Р. Кимбел стали активно продвигать системы поддержки принятия решений, построенные с помощью технологий реляционных баз данных. Стали активно разрабатываться системы поддержки принятия решений, основанным на архитектуре клиент-сервер, до этого в основном использовались большие компьютеры (mainframe), системы поддержки принятия решений стали интегрироваться долговременные хранилища. Системы поддержки принятия решений, использующие возможности интернет стали реальностью около 1995 г.