Поиски высших степеней и победа розенкрейцерства

(НАУЧНОЕ МАСОНСТВО)

Из произнесенного выше вытекает, что масонская деятельность в Петербурге во второй половине семидесятых годов носила, хотя и беспорядочный, но совсем оживлённый характер. ”Шатания” братьев из стороны в сторону, нежданные переходы от одной системы к другой,- от серьезного Наблюдения к английскому масонству, от Елагина к Циннендорфу, далее от шведско-берлинской системы к шведскому тамплиерству и, наконец, от шведской системы к розенкрейцерству,- всё это свидетельствует о том, что в российском масонстве стали проявляться какие-то новые лихорадочно-беспорядочные искания, что российское общество стало предъявлять к масонству новейшие требования и жадно находить в нём ответов на пробудившиеся вопросы. Уже шведско-берлинская система, в противоположность английской, дала некое ублажение масонам, искавшим истины. Но тем не менее Рейхелевское масонство скоро разочаровало большая часть братьев, и причина этого явления просто может быть разгадана; Новиков показывает на неё, говоря: “привязанность всех к сему масонству умножилась, а барон Рейхель больше четырёх либо пяти, не помню, градусов не давал, отговариваясь тем, что у него нет больше позволения, а обязано искать”. Тут, в этих словах, вся история дальнейшего развития масонства в России: ясно, что “нравственные преподаяния” масонства первых трёх степеней закончили удовлетворять российских братьев;- воспитанные вольтерианством разумы требовали другой пищи, сообразно с пробудившейся жаждой просвещения, но пища эта обязана была иметь противоположный вольтерианству, не скептический, а обязательно религиозно-идеалистический характер, не разрушая, а уплотняя и уместно обосновывая врождённые начала нравственности и религиозности. Так как вольтерианство опиралось на западно-европейскую науку, то и борьба против него нужно нуждалась в том же оружии, выходившим за пределы бледного масонско-христианского нравоучения. Таковая конкретно “наука” сделалась насущнейшей потребностью российской интеллигенции и, при слабом развитии критической мысли, обязана была привести в конце концов к страстному увлечению масонской мистикой и натурфилософией. На данной почве, вправду, и сошлись фаворитные российские масоны всех, даже враждебных друг другу систем. Сейчас перейдём к описанию внешнего процесса наших масонских исканий в конце 70-х и в начале 80-х годов.

 

Мы относим сюда время увлечения российских масонов шведским тамплиерством, хотя и считаем начало третьего и последнего периода интенсивной жизни российского масонства XVIII века только с 1781 года потому, что чувство неудовлетворённости данной системой было главной предпосылкой введения у нас розенкрейцерства и более броским показателем того, в какую сторону были ориентированы рвения российских братьев.

 

Итак, желание проникнуть в тайны высших степеней, не получившее ублажения в Рейхелевском масонстве, навело российских братьев на мысль обратиться за новыми “градусами” к западно-европейским источникам. Принадлежа ранее к шведско-берлинскому масонству, они естественно поразмыслили о Швеции. Таким образом в 1778 г. Был основан в Петербурге Капитуль Феникса, узнаваемый под именованием Великой государственной ложи шведской системы. Став таким образом в тесную зависимость от Швеции, российские масоны думали, что наконец получат оттуда высшие орденские познания, но скоро им пришлось в этом жестоко разочароваться. С этого момента кончается доминирующее значение Петербурга в истории российского масонства: первенствующая роль сейчас переходит к столичным ложам, в которых сосредоточились фаворитные российские интеллигентные силы.

 

Посреди фаворитов столичного масонства основное место занимал бывший сотрудник Рейхеля князь Н.Н.Трубецкой, мастер ложи Озириса, не примкнувший к союзу Елагина и Рейхеля. Вообще московские ложи сильно страдали от отсутствия стройной организации и единства, и развитие тут масонства шло по сравнению с Петербургом совсем туго до тех пор, пока во главе его не стали главные деятели столичного братства - Новиков и Шварц, приехавшие в Москву в 1779 году. Они дали массивный толчок быстрому развитию масонства во всей России, положив начало самому блестящему периоду его существования, связанному с введением розенкрейцерства. Меж тем дела масонские шли в Москве плохо: основная из лож, князя Трубецкого, “весьма умалилась и члены отставали”, поэтому более ревностные масонские братья учредили своеобразную ложу Гармония, состоявшую из малого числа членов ложи.В ее состав вошли: Н.Н.Трубецкой, Новиков, М.М.Херасков, И.П.Тургенев, А.М.Кутузов и остальные. Допущен был в эту ложу и Шварц. Он скоро отправился в Курляндию для того, чтоб отыскать истинные акты. Приехав в Курляндию в 1781 г. Шварц получил от профессионалы Курляндской ложи два письма, которые решили дальнейшую судьбу российского масонства.               

 

Таким образом Шварц стал главой российского розенкрейцерства и со его возвращения из-за границы (нач.1782 Г.) И до его погибели (нач. 1784) Московские масоны приняли двоякую компанию: во-первых, высший рыцарский градус серьезного наблюдения, члены которого, сосредоточившиеся в двух капитулах-Трубецкого и Татищева, управляли фактически масонскими ложами, им подведомственными, и, во-вторых, розенкрейцерство, во главе которого стал Шварц.

 

  За временное принятие “рыцарского градуса” московские масоны были вознаграждены получением “Теоретического градуса Соломоновых наук”, содержавшего, не считая ритуалов теоретической степени, главные начала розенкрейцерской науки, которой они так страстно добивались. В половине 1782 года состоялся общемасонский конвент в Вильгельмсбаде, на котором система серьезного Наблюдения была резко преобразована путём отграничения от ордена тамплиеров. Таким образом, рыцарство было формально разрушено и Россия получила признание 8-ой провинцией серьезного Наблюдения.

 

  Количество масонских лож, подчинённых столичной префектуре, скоро увеличивалось. После погибели Шварца верховным предстоятелем розенкрейцерства был назначен барон Шрёдер, который приехал в Москву около 1782 г. Но он не воспользовался особенным влиянием в Москве и скоро разошёлся с русскими розенкрейцерами из-за денежных расчётов. В 1784 г. Развитие розенкрейцерства несколько затормозилось объявлением “силанума”(молчания), последовавшим от высших орденских начальников. К 1785 году работы возобновились. Но судьбы розенкрейцерства близились к развязке. В 1786 г., Возможно, вследствие каких-или правительственных распоряжений, все масонские ложи, находившиеся под управлением столичного братства, были закрыты. Правительственные гонения не помешали работам ни лишь розенкрейцеров, но и “теоретического градуса”: братья продолжали собираться “в тиши” и даже пытались печатать “орденские” книги в тайной типографии. Но уже в конце 1786 г. Шрёдер сказал, что с пришествием 1787 года все орденские собрания, переписки и сношения отменить. Но несмотря на это собрания продолжали проходить по четыре, пять раз в год, но равномерно число братьев таяло и в сущности в 1787 году с розенкрейцерством было покончено. И императрица оборвав своим ударом в самом конце нить развития розенкрейцерства, лишь способствовала неудачному его возрождению в начале XIX века, когда российское сознание опередило масонскую “науку” и в ложах находило другой современной пищи: связь масонства с политическими движениями первой четверти нового века ясно показывает на просыпание уже совсем других интересов, использовавших орден, как форму, как прекрасную организационную школу, и влагавших в него новое, более глубочайшее публичное содержание.

 

Таким образом и в розенкрейцерстве была положена в базу та же общемасонская нравоучительная сторона, ничем не отличающаяся от обыкновенного масонского рвения к нравственному самосовершенствованию, придававшего ему черты собственного рода “толстовства XVIII века”.Но главной притягательной силой розенкрейцерства была его “научная” часть. Масонам эта наука досталась через посредство одного из “мудрых”,- Соломона, который “есть один из искуснейших в нашей науке, и в его времена было много философов в Иудее”. Они соединились и “представили философическое дело под видом сооружения Храма Соломонова: эта связь дошла до нас под именованием Свободного каменщичества, и они по справедливости хвалятся, что взяли своё начало от сооружения храма”. Сначала все масоны были философами, но потом профессионалы стали скрывать объяснения символов и загадочных обрядов. Истинная премудрость, нашедшая себе отражение во многих мистериях древности, учреждённых избранниками, в конце концов, таким образом, досталась розенкрейцерам, которых загадочные начальники и являются в настоящее время единственными ее обладателями. Их “собратство” держит себя сокровенно: они находятся “в некой части этого видимого мира, как в наружном раю, где они творят и исполняют великие и удивительные чудеса, потому что они владеют сокровищами рудного минерального царствия: эти чудеса сохраняются для великого дела (une grande oeuvre), которое раскроется в своё время и час, что случится тогда, когда воздвигнется род, рождённый для части более чистой либо более возвышенной Божественного любомудрия”. Таким образом, познание высших загадок природы сводится у розенкрейцеров к “сокровенным наукам”- к магии (естественно, ” божественной”, а не какомагии!), кабале и алхимии. Нам неизвестно, каких ступеней достигли российские братья в розенкрейцерстве и как пошли они в собственных работах дальше “теоретического градуса”, но из показаний Новикова видно, что многие из них были “приняты в орден”. Поэтому интересно будет познакомится с тем, что составляло предмет “работ” в высших степенях розенкрейцерства: конкретно тут раскрываются дикие нелепости и по ним можно судить о тех печальных результатах, к которым пришло российское масонское движение, вызванное живыми потребностями публичной мысли и запутавшееся в конце концов в дебрях магии и алхимии вследствие недостаточной подготовленности российского разума к восприятию истинной науки. Познание природы сводилось в конечном счёте к исканию философского камня, обращающего неблагородные сплавы в золото, панацеи либо “ всеобщего универсального врачества” и к “божественной магии”, то есть к попыткам входить в сношения со светлыми духами, а познание Бога - к мистическим толкованиям Священного Писания. Не может быть сомнения в том, что вся розенкрейцерская “наука” была в Западной Европе явным анахронизмом. Ее дикие крайности и в России, естественно, не были явлением, благоприятно отражавшимся на нашем публичном развитии, так как отвлекали российский “ум, ещё в суждениях зыбкий”, от обычного пути к усвоению настоящей европейской культуры. Но в российском розенкрейцерстве были и свои отличные стороны, не прошедшие бесследно для истории нашей культуры и объясняющие, почему примкнули к этому движению фаворитные интеллигентные силы России. До этого всего принципиально, что это было первое у нас интеллигентное публичное течение, в первый раз сплотившее российских людей и направившее их в сторону служения публичным нуждам и интересам в формах широкой благотворительности и борьбы против “вольтерианства”, поколебавшего верный ход нашей культуры. Всем известна филантропическая деятельность российских масонов XVIII века, и не случаем, естественно, почвой, на которой она появилась, было розенкрейцерство: конкретно розенкрейцеры открывали больницы и аптеки, создавали успехи российского просвещения, шли на помощь голодающей России своею “братской” любовью к человечеству. Розенкрейцерство, бывшее на Западе явлением умственной отсталости, у нас было совершенной новостью, и в первый раз давало русскому обществу известное миросозерцание, какое,- это вопрос другой,- но принципиально, что оно было дано, что в первый раз, благодаря розенкрейцерству, была создана его необходимость. Это была первая философская система в России, которая, составляя определённое идеалистическое мировоззрение, сыграла немаловажную просветительную роль в XVIII веке: удачно борясь с влиянием чуждого русскому духу вольтерианства, розенкрейцерство, несмотря на свои дикие крайности и смешные стороны, воспитывало, дисциплинировало российские разумы, давало им в первый раз серьёзную умственную пищу, приучало,- правда, помощью мистической теософии и масонской натурфилософии,- к неизменной, напряжённой и новой для них работе отвлечённой мысли. Также, ещё одна сторона розенкрейцерства,- не лишь, естественно, переводы мистических книг, сделанных русскими масонами, но основным образом самостоятельные пробы масонского творчества и в особенности рrьчи в собраниях братьев, непременно внесла свою долю и в дело обогащения русского литературного языка.

 

  Остаётся сказать ещё несколько слов о судьбе Елагинских лож, которые, прекратив свои работы в 1784 году, в скором времени возобновили их опять. Отлично осведомлённый Елагин, масонская деятельность которого заглохла, пользовался более благоприятными обстоятельствами и по просьбе братий о соединении их попробовал возобновить “цепь упражнений” подчинённых ему лож. Собрав собственных “братьев” в капитуле он прочёл целый ряд бесед с целью ознакомить их с новыми основаниями будущих занятий в британских ложах. Ненавидя розенкрейцерство и сочувствуя гонениям, предпринятым против него правительством, Елагин по духу является сам типичнейшим розенкрейцером. Он вызнал, что “масонство есть древнейшая загадочная наука, святою премудростию называемая; что она все остальные науки и художества в себе содержит”. Да ведь это не что другое, как умопомрачительная история розенкрейцерской “искры света”, изложенную в сочинениях Шварца. Далее, какие книги дали Елагину базу для его новейших “истинных” познаний? Он называет Ветхий и Новый завет, отцов церкви, старых философов, а потом мы встречаем имена Ермия Трисмегиста, алхимиков Веллинга и Роберта Флуктиба и т. Д. Ведь это все любимейшие книги розенкрейцеров, к которым, разумеется, принадлежал и первый учитель Елагина. Программа загаданного Елагиным сочинения конкретно о том, что составляло содержание главенствующего управления розенкрейцеров - “Теоретического градуса Соломоновых наук” и остальных книг “по ордену”. Заимствуя от них, сам того не ведая, все свои тайны, Елагин в то же время с умопомрачительной наивностью называет розенкрейцеров “не свободными каменщиками, но фанатиками либо пустосвятами”- конкретно за то, что “к разумению этого Божественного Писания не дают ключа они”. Если бы он лишь знал, что ключ, которым он хотел с таковой торжественностью открыть высшие тайны своим подчинённым, есть ключ от двери, ведущей в обитель “братства злато-розового креста”, столь ему ненавистного.

 

  Так закончились искания Елагина, и в описанном им процессе мы находим наилучшее подтверждение того, что в розенкрейцерской науке, как и в нравственной философии масонства первых трёх степеней, заключались элементы, отвечающие глубочайшим публичным потребностям века.   

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что даже при ретроспективном взгляде на сложнейшие событийные вехи не скольких столетий как бы мысленно контактируешь с плеядой ушедших ранее незнакомых лиц, с людьми доброй воли, которые отваживались противопоставлять себя обществу. От них исходили постоянные импульсы по стимулированию взаимодействия всех миролюбивых сил на базе фундаментальных ценностей цивилизации и прогресса при постоянной устремленности в будущее. Нельзя не признать, что искания масонов порой приводили их к поступкам не совсем оправданным с точки зрения истории и политики, часто их взгляды были подвержены мистическим настроениям, но в целом их идеалами всегда оставались свобода и справедливость, они искали пути улучшения миропорядка. Этот тезис можно отнести и к русским масонам.

 

Масонство не выполнило бы и сотой доли задуманного содействия постепенным трансформациям в недрах общества без находящихся в его распоряжении: неуклонной дисциплины адептов, верности ритуалам и традициям, хранимыми с давних пор неизменными. Братья всегда видели в этом огромный скрытый смысл с внутренней жизненностью, что позволяло двигаться всегда вперед, несмотря на повседневные препятствия. В соответствии с идеологией ордена они должны по кирпичику долго и терпеливо воздвигать на планете равномерный и справедливый для всех людей строй. Их вдохновляла этика нравственного созидания и морального самосовершенствования в масштабах универсальной триады: свободы, равенство, братства, наряду с признанием подавляющим большинством членов веры в Великого Архитектора Вселенной, Святого Писания, Корана, других богооткровенных книг.

 

Масонство никогда не являлось ни школой, ни социальным движением, ни церковью, оно не позволяло оценивать себя привычными догматизированными схемами. Претендуя на доступ к высшей духовности через посвящение, оно ставило себя над культурами и философскими системами, позволяя каждому адепту воздвигать храм собственных убеждений и стремиться к претворению их в жизнь сообразно установкам ордена.

 

Члены ордена и поныне именуют себя людьми доброй воли, миролюбивыми строителями грядущего справедливого устройства общества и одновременно патриотами своих отечеств, законопослушными подданными и гражданами, это подчеркивается во всех уставных документах. К высшим идеалам они шли не с проповедью абстрактных истин, а служа собственным народам. Их отражало стремление помогать окружающим, проводить срединную линию между крайностями.

 

Почти все исследователи масонства, и особенно исследователи русского масонства, подчеркивали сложность изучения явления, что вероятно связано с непростыми событиями исторического прошлого нашей страны, «закрытости» темы на протяжении нескольких десятилетий. И сейчас мы еще не можем с достаточной степенью достоверности утверждать насколько же, на самом деле, русское масонство повлияло на исторический путь развития России. Однако, несомненно, оно смогло аккумулировать в своих рядах едва ли не самых лучших представителей общественной и политической мысли. Русские масоны немало сделали для России и не признавать этого, значит не признавать сам ход истории.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Боровой А.А. Современное масонство на Западе. - М.,2000.

 

2. Бакунин Т.А. Знаменитые русские масоны. Вольные каменщики. - М.:Интербук,1991.

 

3. Берберова Н.А. Люди и ложи. -Харьков,1997.

 

4. Виппер Р.Ю. Общественные учения и исторические теории и вв. на Западе. - Спб,2002.

 

5. Вернадский Г.В. Русское масонство в царствование Екатерины. -Пг,1987.

 

6. Велишевский К.Ф. Петр Великий. - М.,1998.

 

7. Иванов В.Ф. Русская интеллигенция и масонство. От Петра Первого до наших дней. -2-е изд. - М.:Москва,2002.

 

8. Масонство. Тайные знания. /Авт. Сост. С.П.Мельгунов, Н.П.Сидоров/ - Минск: Харвест,2003.

 

9. Масонство в Англии: научно-популярное издание. - Мн.: Харвест,2002.

 

10. Масонство: /Сборник/. - Репринтное издание. - М.:ИКПА,2001.

 

11. Пыпин А.Н, Масонство в России, и первая четверть в. - М.: ВЕК.2000.

 

12. Платонов О.А. Терновый венец России. История масонства 1731-1996. - М.: Родник,1996

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение…………………………………………………………………………...1

 

Русское масонство XVIII века……………………...…………………………2

 

Начальный период (1731-1762)………………………………………………...3

 

Второй период (1762-1781): первая половина царствования императрицы Екатерины II (масонство нравоучительное)…………………………………….5

 

Третий период (1781-1792): поиски высших степеней и победа розенкрейцерства (научное масонство)………………………………………….7

 

Заключение……………………………………………………………………….11

 

Список литературы………………………………………………………………12


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: