Существовало еще несколько терминов, обозначавших различные категории неполноправного населения: «изгой» — человек, порвавший связь с общиной; «пущенник», «прощенник» — отпущенные на волю рабы, и т. д.
Прощенники - категория людей, защита прав которых не предусматривалась Русской Правдой. Корневая основа слова указывает на его происхождение от глагола «прощати». В уставе смоленского князя Ростислава Мстиславича они названы в связи с передачей их с повинностями и судебным иммунитетом церковным вотчинникам: «А се даю святей Богородици и епископу: прощеники с медом, и с кунами, и с вирою, и с продажами...».[40] Взимание с прощенников продаж в княжеском суде свидетельствует о том, что они были свободными людьми. Передача прощенников «с кунами» означает, что прощенники платили дань - денежный налог смоленскому князю. Таким образом, по основным правам и обязанностям они приравнены к свободному населению. Специальное указание на взимание меда как на повинность прощенников свидетельствует о том, что они жили в селе и имели специализированное хозяйство.
|
|
Прощенники упоминаются также среди церковных людей в Уставе Владимира, сложение архетипа которого относится к первой или второй половине XII в.. [41]
Как полагал В.О. Ключевский, прощенниками становились прощенные, отпущенные на волю без выкупа холопы, «доставшиеся князю» за преступления, долги или приобретенные каким-либо другим способом, наделенные земельными участками (до или после освобождения), которые получали иногда личную свободу с обязательством оставаться на пашне в положении прикрепленных к земле людей.[42] Б.Д. Греков подчеркивал различные причины выхода прощенников из своего состояния: это могли быть бывшие холопы и свободные люди, попавшие в зависимость от церковных и светских феодалов. По положению они близки к изгоям и являются крепостными, а не рабами[43]
Упоминаемые среди «церковных людей» «пущенники» и «задушные люди» указывают на то, что в Древней Руси существовал отпуск на волю при жизни и по завещанию господина. По формам последующей зависимости они могли быть близки к «прощенникам», что сказалось во взаимозамене терминов в различных редакциях церковного Устава Ярослава. Для «задушных людей», «отпущенных по завещанию, в западноевропейской средневековой терминологии есть аналогичное слово proanimati.[44] Однако ничего не говорится о последующей эксплуатации «отпущенных» людей, а в юридических и нарративных источниках сведений об этих людях, включенных в широкие понятия свободных или челяди, не содержится.
В КП упоминается еще одна социальная категория — «изгои». Изгой - это человек "изжитый", выбитый из привычной колеи, лишенный прежнего своего состояния. Было установлено, что слово «изгой» восходит к тому же корню *zi-/*goi-, что и русское слово «гоить» — «холить», «жить». Приставка «из» придавала слову значение лишенности качества. Поэтому многие исследователи стремились определить, что означал процесс лишения «жизни». По мнению одних, изгои были люди, изжитые из своей социальной среды, потерявшие с ней связи.[45] Другие обращали особое внимание на экономические причины появления изгойства, которые выражались в лишении изгоев средств к существованию. Б.Д. Греков видел в изгоях прежде всего вольноотпущенников, бывших холопов, которых посадили на землю. По его мнению, изгои были городские - для них характерна свобода и вира в 40 гривен - и деревенские, главным образом вольноотпущенники, посаженные на господскую землю крепостные.[46]
|
|
Ст. 1 КП и ст. 1 ПП, в которых указана вира в 40 гривен за убийство изгоя наряду с гридином, купцом, ябетником и мечником (в ПП добавлен боярский тиун), свидетельствуют о том, что закон охранял положение изгоя как свободного человека. В Уставе новгородского князя Всеволода XIII в. записано: «А се церковный люди... изгои трои: поповъ сынъ грамоты не умееть, холопъ из холопьства выкупится, купець одолжаеть». В нем указаны люди из трех социальных групп, духовенства, купечества и холопства, которые изменили свое положение в обществе, и не обязательно в худшую сторону - холоп выкупился. К изгоям также относится князь без княжества: «...аще князь осиротееть». Независимо от того, была ли эта приписка «лирической» или, как полагает Б.А. Романов, «иронической», сделанной по шутке самим князем Всеволодом, она отражает действительное употребление понятия «князь-изгой».[47]
Многозначность в употреблении слова «изгой» сохранилась и в последующее время. Изменение социального статуса людей могло происходить как следствие социально-экономических, социально-политических и субъективных («попов сынъ грамоты не умееть») причин.
Изгои как социальная категория не были названы в КП и ПП среди зависимого населения, за жизнь которого устанавливалась вира 5 гривен, что свидетельствует об особом социальном статусе изгоев и рассмотренных выше особенностях использования этого социального термина.
Заключение
Подводя итоги анализа правового положения населения Древней Руси, следует отметить его сложный характер, обусловленный сложностью феодализирующихся отношений.
В особом правовом положении ("над законом") находились князья. В привилегированном правовом положении находились более мелкие феодалы - бояре, например, их жизнь защищалась двойной вирой; в отличие от смердов, боярам могли наследовать дочери, а не только сыновья; и пр.
Боярство, как особая социальная группа, была призвана выполнять две основные функции: во-первых, участвовать в боевых походах князя, во-вторых, участвовать в управлении и судопроизводстве. Постепенно формируется боярская вотчина - крупное иммунитетное наследственное землевладение.
Среди зависимых категорий населения можно выделить следующие группы:
- смерды (крестьяне) - лично свободные (данное положение оспаривается некоторыми исследователями, которые считают, что смерды находились в определенной степени личной зависимости, отдельные даже считают, что смерды были практически рабами, холопами) сельские труженики. Имели право принимать участие в военных походах как ополченцы. Свободный смерд-общинник обладал определенное имущество, которое он мог завещать только сыновьям. При отсутствии наследников его имущество переходило общине. Закон защищал личность и имущество смерда. За совершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нес личную и имущественную ответственность. В судебном процессе смерд выступал полноправным участником.
|
|
- закупы (рядовичи) - лица, отрабатывающие свой долг в хозяйстве кредитора. Устав о закупах помещался в Пространной редакции Русской правды (данные правоотношения были урегулированы кн. Владимиром Мономахом после восстания закупов в 1113г.). Были установлены предельные размеры процентов на долг. Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать его и отнимать имущество. Если сам закуп совершал правонарушение, то ответственность его была двоякой: господин уплачивал за него штраф потерпевшему, но сам закуп мог быть "выдан головой", т.е. обращен в холопство. Такой же исход ждал закупа в случае его попытки уйти от господина, не расплатившись. В качестве свидетеля в судебном процессе закуп мог выступать только в особых случаях. Правовое положение закупа было как бы промежуточным между свободным человеком (смердом?) и холопом.
- рядовичи - по договору (ряду) работали у землевладельца, нередко оказывались как бы временными рабами.
- изгои - лица, находящиеся как бы вне социальных групп (например, отпущенные на волю холопы, фактически зависимые от своего бывшего хозяина)
Фактически в положении рабов находились холопы (челядины) - лица, попавшие в рабство в результате самопродажи, рождения от рабыни, купли-продажи (например, из-за границы), женитьбы на рабе (рабыни).
Список литературы
1. Борисов О.В. Правовые письменные памятники Руси // Рос. юстиция. - 2008. - № 5. - С.64-66.
2. Греков Б. Д. Киевская Русь. - М., 2006.- 448 с.
3. Древнерусские княжеские уставы XI-XV вв. / Издание подготовил Я.Н. Щапов. – М., 2006.- 356 с.
4. Дювернуа Н.Л. Источники права и суд Древней России: Опыты по истории русского гражданского права. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2009. - 394с.
5. Зимин А. А. О смердах Древней Руси XI—начала XII в. // Историко-археологический сборник. - М., 1962.
6. Исаев И.А. История государства и права России: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009г. – 347 с.
|
|
7. История отечественного государства и права: учебник / под ред. О.И.Чистякова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2010. - 430с.;
8. История отечественного государства и права России: учеб. / В.М. Клеандрова, Р.С. Мулукаев (и др.); под ред. Ю.П. Титова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 491 с.
9. Климчук Е.А. История государства и права России: Схемы, таблицы, диаграммы: учеб. пособие / Климчук Е.А., Воробьева С.Е. - М.: РосНОУ, 2008. - 296с.
10. Кудимов А.В. Правовое положение феодалов в Древней Руси/ А.В.Кудимов, М.М.Шафиев // История государства и права. - 2009. - N 10. - С.9-10.
11. Мавродин В.В. Образование Древнерусского государства и формирование древнерусской народности. - М., 2006.-С.69.
12. Мельников С.А. Население Древней Руси// Государство и право. - 2010. - N 5. - С.81-89.
13. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Учеб. История России с древнейших времен до наших дней – М., 2008. - 615 с.
14. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов / Под ред. А.Н. Насонова. – М.,2006. – 429 с.
15. Отечественная история: Учебное пособие/ Под редакцией Р.В. Дегтяревой, С.Н. Полторака.- 2-е издание, испр. и доп.- Гардарики,2010. – 276 с.
16. Правда Русская. Учеб. пособие. - М.; 2007. – 287 с.
17. Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. – Л.: Наука, 2006.-
18. Сергеевич В.И. Древности русского права: в 3 т. - М.: Зерцало. - Т.1: Территория и население. - 2006. - 524с.
19. Скрынников Р.Г. Русь X – XVII в.; Учеб пособие. СПб.,2009.-372 с.
20. Смирнов И. И. Очерки социально-экономических отношений Руси XII—XIII веков. - М.; 2006
21. Фроянов И. Я. Смерды в Киевской Руси // Вестник ЛГУ. – 1966. - серия истории, языка, литературы, вып. 1, № 2.
22. Черепнин Л. В. Из истории формирования класса феодально зависимого крестьянства на Руси // Исторические записки. – 1956. - т. 56; -С.247.
23. Щапов Я. Н. Княжеские уставы и перюсгвь в Древней Руси XI— XIV вв. - М., 2007.-С.115.
[1] Климчук Е.А. История государства и права России: Схемы, таблицы, диаграммы: учеб. пособие / Климчук Е.А., Воробьева С.Е. - М.: РосНОУ, 2008.-С.43.
[2] Борисов О.В. Правовые письменные памятники Руси // Рос. юстиция. - 2008. - № 5. - С.64.
[3] Отечественная история: Учебное пособие/ Под редакцией Р.В. Дегтяревой, С.Н. Полторака.- 2-е издание, испр. и доп.- Гардарики,2010.-С. 108.
[4] Кудимов А.В. Правовое положение феодалов в Древней Руси/ А.В.Кудимов, М.М.Шафиев // История государства и права. - 2009. - N 10. - С.9.
[5] Дювернуа Н.Л. Источники права и суд Древней России: Опыты по истории русского гражданского права. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2009.-С. 145.
[6] Правда Русская. Учеб. пособие. - М.; 2007.
[7] Греков Б. Д. Киевская Русь. - М., 2006. –С..242.
[8] Смирнов И. И. Очерки социально-экономических отношений Руси XII—XIII веков. - М.; 2006.-С.42-100.
[9] Юшков С.В. Очерки по истории феодализма в Киевской Руси. – М.-Л., 1939.
[10] Романова Е. Д. Свободный общинник в Русской Правде // История СССР. – 1961. - №4.
[11] Покровский М. Н. Избранные произведения. - М., 1966, кн. I.
[12] Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси. - Л., 1966.
[13] Сыромятников Б. И. О «смерде» Древней Руси //Учен. зап. МГУ, 1947, вып. 116 (Тр. юрид. ф-та. Кн. 2.
[14] Зимин А. А. О смердах Древней Руси XI—начала XII в. // Историко-археологический сборник. - М., 1962.
[15] Фроянов И. Я. Смерды в Киевской Руси // Вестник ЛГУ. – 1966. - серия истории, языка, литературы, вып. 1, № 2.
[16] Мавродин В.В. Образование Древнерусского государства и формирование древнерусской народности. - М., 2006.-С.69.
[17] Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов / Под ред. А.Н. Насонова. – М.,2006.
[18] Зимин А. А. Холопы на Руси. – М., 1973. –С.100.
[19] Фроянов И. Я. Киевская Русь. Очерки социально-экономической истории. – Л., 1974.-С.119.
[20] Повесть временных лет / Подготовил Д.С. Лихачев. – М.-Л., 1950. Ч.1. –С.163.
[21] Черепнин Л. В. Из истории формирования класса феодально зависимого крестьянства на Руси // Исторические записки. – 1956. - т. 56; -С.247.
[22] Свердлов М.Б. Об общественной категори “челядь” в Древней Руси // Проблемы истории феодальной России. – Л., 1971.
[23] Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. – Л.: Наука, 1983. –С.144.
[24] Маркс К., Энгельс Ф. Соч.
[25] Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. – Л.: Наука, 2006.-С.148.
[26] Сергеевич В.И. Древности русского права: в 3 т. - М.: Зерцало. - Т.1: Территория и население. - 2006.-С.215.
[27] История отечественного государства и права: учебник / под ред. О.И.Чистякова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2010.-С. 89.
[28] Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов / Под ред. А.Н. Насонова. – М.-Л., 2006.
С.206.
[29] Зимин А. А. Холопы на Руси. – М., 1973.-С.132-142
[30] Зимин А. А. Холопы на Руси. – М., 1973.-С.115
[31] Черепнин Л. В. Русь. Спорные вопросы истории феодальной земельной собственности в IX-XV вв. // Новосельцев А.П., Пашуто В.Т., Черепнин Л.В. Пути развития феодализма. – М., 1972.-С.186.
[32] Скрынников Р.Г. Русь X – XVII в.; Учеб пособие. СПб.,2009.-С.145.
1. [33] Тихомиров М. Н. Пособие для изучения Русской Правды. - М., 1953. –С.110
[34] Мельников С.А. Население Древней Руси// Государство и право. - 2010. - N 5. - С.83.
[35] Зимин А. А. Холопы на Руси. – М., 1973.-С.74.
[36] Свердлов М.Б. Об общественной категори “челядь” в Древней Руси // Проблемы истории феодальной России. – Л., 1971.-С.56.
[37] Греков Б. Д. Киевская Русь. - М., 1953. –С.167.
[38] История отечественного государства и права России: учеб. / В.М. Клеандрова, Р.С. Мулукаев (и др.); под ред. Ю.П. Титова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – С. 124.
[39] Доватур А. И. Рабство в Аттике в VI—V вв. до н. э. – М, 2008.
[40] Древнерусские княжеские уставы XI-XV вв. / Издание подготовил Я.Н. Щапов. – М., 2006.-С.147
[41] Щапов Я. Н. Княжеские уставы и перюсгвь в Древней Руси XI— XIV вв. - М., 2007.-С.115.
[42] Ключевский В. О. Сочинения. - М., 1959, т. VII.
[43] Греков Б. Д. Киевская Русь. - М., 2006. –с.156.
[44] Юшков С.В. Общественно-политический строй и право Киевского государства. - М., 1949.
[45] Калачев Н. В. О значении изгоев и состоянии изгойства в Древней Руси // Архив историко-юридических сведений. - М., 1950, кн. I.
[46] Греков Б. Д. Киевская Русь. - М., 2006. –С.247-255.
1. [47] Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси. - Л., 1966.