Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
РГОУ СПО Чебоксарский техникум технологии питания и коммерции»
Доклад
Тема: «Использование информационных технологий
для активизации познавательной деятельности
Учащихся»
Выполнила:
преподаватель Борцова Е.Ю.
Содержание.
1. Введение.
2. Информационные технологии. Их роль в развитии познавательной деятельности учащихся.
3. Использование информационных технологий на уроках кулинарии.
4. Список информационных источников.
Введение.
Информатизация означает для образования значительно больше, чем просто внедрение в учебный процесс нового содержания и новых технологий. Уровень развития информатики характеризует в современном мире уровень развития государства.
Из программы информатизации образования в Российской Федерации
|
|
По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит — 25% видимой информации, когда видит и слушает —65% получаемой информации. Необходимость применения ТСО, которые в качестве аудиовизуальных средств могут воздействовать на различные органы чувств, несомненна. Использование технических средств отбора, передачи, преобразования и отображения информации позволяет механизировать и автоматизировать такие интеллектуальные процессы, которые всегда были прерогативами человека — управление, проектирование, исследование и т. п. Необходимость ТСО обусловлена значительным усложнением объектов обучения: невозможно продемонстрировать сложное техническое устройство или технологический процесс только вербальными средствами и с помощью мела и доски. Многие современные технические средства вплоть до персональных компьютеров стали или становятся привычными в повседневном быту многих обучаемых.
Общество информационных технологий, в отличие от индустриального общества конца XIX - середины XX веков, гораздо в большей степени заинтересованно в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Прежде всего, необходимы условия, которые смогут обеспечить вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности, применение приобретенных знаний на практике и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.
|
|
В большинстве учебных заведений в последние годы компьютерная техника и другие средства информационных технологий стали все чаще использоваться при изучении большинства учебных предметов.
Применение новых технологий в обучении, следует рассматривать как необходимое условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. «Развитие» становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.
Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни?
Какую роль должно играть образование и каким оно должно быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду?
Современный и будущий работодатель заинтересованы в таком работнике, который:
- умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения);
- обладает критическим и творческим мышлением.
Информационные технологии. Их роль в развитии познавательной деятельности учащихся.
Согласно классификации педагогических технологий, информационные технологии относятся к классу технологий по ориентации на личностные структуры, целью которых является формирование знаний, умений и навыков учащихся через личностно-ориентированный подход в обучении, позволяющий качественно повысить уровень познавательного интереса.
Информатизация существенно повлияла на процесс приобретения знаний. Новые технологии обучения на основе информационных и коммуникационных позволяют интенсифицировать образовательный процесс, увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения огромных массивов знаний.
Информационная технология обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютерная техника и программные средства.
Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. Под программным средством учебного назначения понимаются средства, в которых отражается некоторая предметная область, где в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности.
В настоящее время существует большое количество различных классификаций и типологий педагогических программных средств, например:
· компьютерные учебники;
· тематические презентации;
· контролирующие (тестовые оболочки);
· информационно-справочные (мультимедиа-энциклопедии и словари).
Педагогические цели использования информационных технологий заключаются, во-первых, в развитии личности, т.е. в формировании информационной культуры (так называемой «компьютерной грамотности»), в развитии умений исследовательской деятельности, в общей информационной подготовке пользователя, в подготовке специалиста в определенной профессиональной области. Во-вторых – в интенсификации учебно-воспитательного процесса, т.е. в активизации познавательной активности учащихся, в повышении эффективности и качества обучения, в расширении межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки.
Использование компьютерных технологий для активизации познавательной деятельности при обучении различным дисциплинам, в т.ч. «Кулинарии» может использоваться на различных этапах. Например, это информационная поддержка предмета, выражающаяся в использовании стандартного программного обеспечения по Кулинарии: электронный учебник; разработка уроков сопровождения с использованием цифрового проектора, тщательно подобранного видеоряда, который помогает усваивать материал учащимся.