Содержание
Введение. 3
Глава 1. теоретические подходы к изучению межличностных отношений в подростковом возрасте 7
1.1. Проблема межличностных отношений в трудах отечественных и зарубежных авторов ….7
1.2. Особенноси межличностных отношений в подростковом возрасте 12
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ПОДРОСТКОВЫХ ГРУППАХ. 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Анализ результатов исследования 34
2.3. Психологическая коррекция межличностных отношений в подростковом коллективе 44
заключение. 53
Список использованной ЛИТЕРАТУРы.. 55
ПРИЛОЖЕНИЯ. 62
Введение
Актуальность исследования. Развитие личности тесно связано с процессом общения и системой представлений о самом себе. Связь общения с системой представлений о себе отчётливо выступает в подростковом возрасте.
Подростковый возраст называют периодом "бури и натиска" — это крайне сложное время, время бурных перемен во всех сферах жизни. Разные люди, в силу индивидуальных различных особенностей, переживают этот период по-разному — для кого-то он проходит относительно спокойно, другие же ощущают, что "почва уходит из-под ног".
|
|
Одним из важнейших новообразований подросткового возраста является так называемое чувство взрослости. Подросток ощущает, что он уже не ребёнок, он стремится к самостоятельности, к тому, чтобы с его желаниями и потребностями считались окружающие. Однако, социально, психологически и материально он зависит от родителей и вынужден подчиняться их требованиям. Это противоречие является причиной частых конфликтов.
Возникшее чувство взрослости вызывает более или менее сильное стремление к самоутверждению. Острое прохождение кризиса, отсутствие взаимопонимания может привести к разнообразным нарушениям в поведении.
В данном возрасте начинается как бы второе "рождение личности", которое выражается в стремлении и появлении возможности осознавать свои мотивы. Это связано с формирующейся способностью к самосознанию, саморуководству и самовоспитанию. Главные функции самосознания — это познание себя, совершенствование себя, поиск смысла жизни. В этом возрасте актуализируется процесс развития "идеального Я", т.е. появляется осознанный личностный идеал, сопоставление с которым своего «Я» часто вызывает неудовлетворённость собой и стремление себя изменить.
Появляется потребность в принадлежности к группе. Подростки ещё не достаточно ясно осознают "образ Я" и часто чувствуют себя более защищёнными в среде себе подобных. Подросткам пока ещё трудно вычленить свое «Я» из "Мы". В этом возрасте группа является главным регулятором поведения у многих подростков.
|
|
Анализ научной, публицистической литературы показывает, что общение со сверстниками прямым или косвенным образом влияет на развитие подростка как личности. Следовательно, развивая общение, мы можем оказывать влияние на развитие личности, самооценки и самопознания. В свою очередь это должно повысить компетентность подростков в разных сферах деятельности, в частности учебной.
Существенный вклад в разработку теоретических и методологических вопросов психологии личности подростка был сделан: А.С. Арсеньевым, Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, И.С. Коном, А.Н. Леонтьевым, А.А. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, А.А. Бодалевым, Б.Г. Ананьевым, И.И. Мечниковым, Л.С. Сапожниковым, Д.И. Фельдштейном, 3. Фрейдом, Н.М. Шкуленда, К. Роджерсом и др.
Разработка теории референтной группы (референтного общения) в современной западной социальной психологии связывается, прежде всего, с именами таких авторов, как Г. Хайман, Т. Ньюком, М. Шериф, Г. Келли, в отечественной психологии данная проблема изучалась - Е.Д. Щедриным, Г.М. Андреевой, А. А. Чечулиным, О.В. Соловьёвой и др.
Несмотря на то, что проблема самооценки и общения в подростковом возрасте разработана достаточно полно, не хватает теоретических и практических исследований, оценивающих референтное общение как фактор развития самооценки старших подростков, что определяет актуальность и тему исследования.
Цель исследования – изучить особенности межличностных отношений в разновозрастных подростковых группах.
Объект исследования – сфера межличностных отношений в подростковом возрасте
Предмет исследования — межличностное взаимодействие в группе сверстников
Гипотезы: 1) существуют различия в межличностных отношениях в группах подростков разного возраста; 2) специально разработанная психокоррекционная программа способствует улучшению межличностных отношений в подростковых группах.
Исходя из названной цели, в работе решаются следующие основные задачи:
1. Осуществить анализ литературы по проблеме развития межличностных отношений в трудах отечественных и зарубежных авторов.
2. Выявить особенности межличностных отношений в старшем подростковом возрасте;
3. Разработать программу коррекции межличностных отношений в подростковых коллективах.
4. Проанализировать результаты и сформулировать выводы.
Методы исследования: наблюдение, тестирование, беседа; моделирующий эксперимент; методы математической обработки экспериментальных данных.
Методологическими принципами исследования являются принятые в отечественной психологии принципы личностного подхода (Б.Г. Ананьев); системного похода (Э.Г.Юдин); объективности исследования и детерминизма (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
Методики исследования: Для достижения цели нашего исследования нами использовались следующие методики, тесты и опросники: 1) тест А. Ассингера "Оценка агрессивности в отношениях", 3) тест Т. Лири "Диагностика межличностных отношений", 3) Тест "Уровень самооценки".
Обработка данных происходила с использованием критерия Стьюдента.
Практическая значимость исследования. Прикладное значение настоящего исследования заключается в возможности использования его результатов в работе со старшими подростками и юношами в психоконсультировании, психокоррекции, а также с целью оптимизации процессов учебной деятельности в подростковом возрасте и в ранней юности.
Характеристика выборки: 40 учащихся среднего и старшего подросткового возраста Мари-Турекской средней школы, Республика Марий Эл. Исследуемые были разделены на 2 группы: группа 1, подростки 11-12 лет (всего 20 человек) и группа 2, подростки 13-14 лет (всего 20 человек).
Глава 1. теоретические подходы к изучению межличностных отношений в подростковом возрасте