Разработка способов решения проблем занятости населения северных территорий России

Одним из основных направлений современной социальной политики является создание условий для эффективной занятости населения, обеспечение баланса спроса и предложения на рынках труда, в том числе на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, развития миграционных процессов.

При решении задач повышения конкурентоспособности отечественных предприятий особое внимание Правительством будет уделено вопросам повышения качества рабочей силы соответственно требованиям, предъявляемым на международных рынках. Среди комплекса мер в этих целях намечается разработать систему оценки качества рабочей силы, гибко реагирующую на непрерывные изменения в требованиях к квалификации и профессиональной подготовке работников.

С включением механизма рыночной конкуренции, разделившего регионы по их конкурентным преимуществам и недостаткам, обнаружилась различная адаптация к рынку регионов с разной структурой экономики и разным менталитетом населения и власти.

Значительная часть северных территорий входит в группу так называемых проблемных регионов, где типичные негативные факторы (неблагоприятный климат и высокая стоимость жизни, повышенные производственные и транспортные издержки, экологическая уязвимость и т.п.) в настоящее время не компенсируются сильными конкурентными преимуществами в виде богатейших ресурсов (нефти и газа, алмазов, благородных и цветных металлов и др.).

Правительством намечен пересмотр форм и методов государственной политики в отношении северных территорий. Реформирование северной политики по мнению Правительства должно вести к:

 - адаптации регионов Севера к современным условиям хозяйствования и повышению конкурентоспособности базовых отраслей и предприятий;

 - концентрации населения в более перспективных и более благоприятных для жизни населенных пунктах, консервации нежизнеспособных поселений, стимулированию миграции избыточного населения из северных регионов и более широкому использованию вахтового метода организации работ;

 - поддержке традиционных форм природопользования коренных малочисленных народов Севера и иных, связанных с этой сферой хозяйствования групп населения.

Намечается перевести на договорные формы найма всех новых работников бюджетного (федерального и регионального) сектора. Хозяйствующим субъектам регионов Севера будет рекомендовано применять договорные формы найма новых работников.

Правительство считает, что использование договорных форм найма и вахтового метода организации работ позволит привлекать работников оптимального полновозрастного состава и профессионально-квалифицированного уровня. Применение районных коэффициентов к заработной плате будет гарантироваться только для бюджетного сектора.[4]

Для нормализации ситуации на рынке труда, в том числе в районах Крайнего Севера, Правительство предоставляет субсидии на софинансирование региональных программ содействия занятости населения (в 2009 году на эти цели из госбюджета направят почти 43,7 млрд. рублей). Однако программы содействия занятости, направленные на профобучение безработных и создание адресной поддержки гражданам, в том числе для переезда), малоэффективны.

Впрочем в ближайшее время чиновники обещают реализацию ряда мероприятий. Речь идет о субсидиях, а именно: на развитие социальной и инженерной инфраструктуры (госбюджетом в 2009 году предусмотрено около 10,8 млрд. рублей «на завершение начатого строительства и объектов инфраструктуры, а также на цели снижения напряженности на рынке труда»), на софинансирование региональных программ поддержки «некрупного бизнеса» (на это в 2009 году предполагалось выбросить порядка 10 млрд. бюджетных рублей); на строительство и содержание региональных и муниципальных автодорог (в том числе «с целью создания дополнительных рабочих мест»)[5] – сколько денег дадут неизвестно.

Существующая система нормативно-правовых актов, регулирующих государственную политику на северных территориях, предусматривает широкую систему государственной поддержки. Обязательства по финансированию продекларированных форм поддержки лежат в основном на федеральном бюджете. Поскольку эти обязательства явно превышают реальные финансовые возможности, то они выполняются нерегулярно и не в полном объеме, создавая непредсказуемые условия деятельности регионов, муниципалитетов и хозяйствующих субъектов.

Сложившаяся система господдержки пришла в противоречие с экономическими условиями и федеративными отношениями. Для повышения эффективности использования природно-ресурсного и производственного потенциала российского Севера, создания достойных условий жизни его населения необходим системный пересмотр форм и методов государственной политики в отношении северных территорий.

Реформирование северной политики должно вестись по следующим направлениям:

 

· реструктуризация экономики на базе использования природных ресурсов с учетом рыночных условий, новых социальных и экологических требований;

· расширение финансового потенциала путем закрепления доходов от использования природных ресурсов, создания механизмов стабилизации финансового положения северных территорий;

· регулирование состава населения и рынков труда;

· реформирование существующей системы северных гарантий;

· создание эффективной системы поддержки коренных малочисленных народов, включая сферу традиционного жизнеобеспечения и расширения занятости на государственном и рыночном секторах;

· совершенствование механизма завоза грузов в малодоступные северные регионы.

 

 

                             Заключение

В современных условиях необходимо осознание роли социального и экономического развития северных территорий, которое отражается на позиционировании России в глобальной экономике, энергетической безопасности мира, на сохранении биоразнообразия планеты, на сохранении коренных народов и их традиционных знаний, на инновационном развитии страны и модернизации экономики.

Российский Север становится частью геосистемы «Север». Это закономерное следствие перехода от советского периода к открытой модели развития страны. Для России важно, как будут протекать процессы социального и экономического развития северных территорий. Поэтому России необходимо сосредоточить свое внимание на развитии северных территорий и быть активным участником международных проектов в Арктике, без чего невозможно обеспечить законные национальные интересы страны.

Сложившийся уровень и качество жизни в регионах Севера и их муниципальных образованиях пока что не компенсируют в достаточной степени большинству населения воздействия суровых природно-климатических условий жизни и труда, отдаленности проживания от основных социокультурных центров, очагового характера заселения, не обеспечивают доступности комфортного жилья и других важных услуг учреждений социальной сферы. Это связано, как я уже говорила, с отсутствием государственной северной политики, несовершенством налогового законодательства, низким уровнем транспортной доступности, недостаточной бюджетной обеспеченностью муниципальных образований, ослаблением роли государства на Севере.

 

Список использованной литературы

1. Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.) утверждена распоряжением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. №910-р;

2. Белокрылова О.С., Михалкина Е.В. Экономика труда: Конспект лекций. – Ростов на Дону: Феникс, 2002;

3. Мстиславский П.С., Куприянов Ю.С. Проблемы качественного прогресса рынка труда в северных территориях//Уровень жизни населения регионов России. – 2002. - №1;

4. Голубев В. Н. Северный тупик: [Электронный документ] // Солидарность. - 2009. - №23,

(http:// www.solidarnost.org/artikle_new.php?issue=287&sektion=22&artikle=6052). Проверено 24.02.2010.

5. Социальный атлас российских регионов//(http:// www.atlas.socpol.ru). Проверено 26.02.2010;

6. Тургель И.Д. Курс лекций: Региональная экономика и управление: [Электронный документ]. – 2003 (http:// www.humanities.edu.ru/db/msg/46668)


[1] Белокрылова О.С., Михалкина Е.В. Экономика труда: Конспект лекций. – Ростов на Дону: Феникс, 2002.- С.20

[2] Голубев В.Н. Северный тупик//Солидарность, №23, 17.06.2009

[3] Безработица в переходный период //Социальный атлас российских регионов…

[4] Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.).Утверждена распоряжением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. №910-р.

[5] Голубев В.Н. Северный тупик: [ Электронный документ ]//Солидарность.- 2009.- №23



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: