Ценная бумага - это особая форма существования капитала, которая заменяет его реальные формы, выражает имущественные отношения, может самостоятельно обращаться на рынке как товар и приносить доход. Ценная бумага имеет ряд свойств: 1) перераспределяет денежные средства между отраслями и сферами экономики, территориями и странами, группами и слоями населения, экономическими субъектами и государством; 2) предоставляет определённые дополнительные права её владельцам, помимо права на капитал; 3) обеспечивает получение дохода на капитал и на возврат самого капитала. Ценная бумага обладает рядом свойств, которые сближают её с деньгами. Главное свойство - это возможность обмена на деньги. Она может использоваться в расчётах, быть предметом залога, храниться в течение ряда лет или бессрочно, передаваться по наследству, служить подарком и участвовать в других актах гражданского оборота.
Классификация ценных бумаг. Различают именные, предъявительские и ордерные ценные бумаги. В именной ценной бумаге на её бланке и в реестре собственников зафиксировано имя владельца. В предъявительской ценной бумаге имя владельца не фиксируется непосредственно на ней самой, а её обращение не нуждается ни в какой регистрации. По ордерной ценной бумаге права принадлежат названному в ней лицу, осуществляющему эти права или назначающему своим распоряжением другое правомочное лицо. В зависимости от формы имущественных отношений, выражаемых ценной бумагой, различают долевые и долговые ценные бумаги. Долевая ценная бумага подтверждает отношения собственности её владельца на часть имущества эмитента. Долговая ценная бумага выражает отношения займа между её владельцем и эмитентом, который обязуется её выкупить в установленный срок и выплатить определённый процент. Ценные бумаги делятся на два больших класса: 1) основные и 2) производные ценные бумаги.
|
|
Вопрос № 2 Управление финансами: задачи, принципы, методы. Система государственных органов управления финансами.
Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества.
Методами и формами управления финансами служат: - финансовое планирование; прогнозирование; - программирование; - финансовое регулирование; - оперативное управление;- финансовый контроль. При финансовом планировании любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Финансовое прогнозирование – предвидение возможного финансового положения, обоснование показателей финансовых планов. Финансовое программирование – метод финансового планирования, использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения. Финансовое регулирование социально-экономических процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Оперативное управление финансами связано с осуществлением практических действий по выполнению финансового плана, внесению корректив в его показатели с учетом новых хозяйственных обстоятельств. Финансовый контроль, с одной стороны – одна из завершающих стадий управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием эффективности управления ими. В управлении финансами можно выделить такие важнейшие принципы, как: планирование, оперативное управление, контроль. При планировании любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние финансов, вскрывает возможности увеличения финансовых ресурсов, определяет направление их наиболее эффективного использования. Оперативное управление представляет собой комплекс мер, вырабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей финансовой ситуации и преследующих цель максимального эффекта при минимуме затрат помощью перераспределения финансовых ресурсов. Контроль позволяет составить фактические результаты по использованию финансовых ресурсов с плановыми, выявлять резервы роста финансовых ресурсов и более эффективного их использования. Задачами, направленными на достижение устойчивых темпов экономического роста, представляются: создание условий для развития основных элементов финансовой инфраструктуры и достижение финансовой стабильности; обеспечение сбалансированности бюджетной системы и повышение эффективности ее функционирования; существенное снижение налогового бремени и повышение эффективности налоговой и таможенной систем.В России главными государственными органами по управлению финансами являются Федеральное Собрание, Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении. На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системы включает следующие органы: профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная Палата РФ; Министерство Финансов РФ и его органы на местах; Центральный банк РФ; Федеральная служба налоговой полиции РФ; Государственный Таможенный Комитет РФ; Федеральная Комиссия по рынку ценных бумаг; Министерство государственного имущества; исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.
|
|
|
|
|
|