Искусство предметного мира Древнего Египта

Географические и климатические особенности и их роль в становлении египетской культуры. Закрытость и традиционность цивилизации. Религиозные представления и роль заупокойного культа в развитии культуры и искусства. Изобразительный канон. Особенности изображения пространства: «египетская перспектива».

Додинастический период (IV тысячелетие до н.э.) Политическая раздробленность страны. Вера в загробную жизнь. Связь образов с формированием заупокойного культа. Палетка Нармера и формирование «египетского стиля»; статичность фигуры, ясность композиций, разномасштабность персонажей, соединение различных точек зрения в одном изображении. Архитектура гробниц (мастаба).

Древнее царство (III тыс. до н.э.) Завершение формирования стилевых особенностей египетского искусства. Основные памятники архитектуры Древнего царства. Геометризм и массивность; использование стоечно-балочной конструкции в храмах. Пещерный характер пространства. Мотив обелиска в храмах Солнца. Пирамиды в Гизе. Портретная скульптура. Канон и условность скульптуры. Плоскостная и пристенная скульптура. Рельеф и роспись. Построчная композиция изображений, повествовательность сюжетов. Декоративность изображений. Художественное ремесло.

Среднее царство (XXI-XVIII вв. до н.э.) Особенности культуры периода. Следование образцам Древнего царства, обогащение традиций приемами местных центров. Развитие реалистических тенденций в искусстве. Новые схемы рельефов. Новые архитектурные образы. Ансамбль Ментухотепов в Дейр-Эль-Бахри. Скульптурный портрет. Портрет Аменемхета III. Монументальная живопись (росписи в Бени-Хасане). Художественное ремесло.

Новое царство (XVI-XI вв. до н.э.) Характерные преобразования в культурной жизни Египта. Завоевания фиванских фараонов. Влияние на культуру Египта соседских цивилизаций. Храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре. Заупокойные храмы (храм царицы Хатшепсут). Фиванская скульптурная школа. Индивидуализация образов (портрет Хатшепсут, жрецов Аменхотепа и Раннаи). Монументальная живопись (роспись Нахта). Расцвет прикладного искусства.

 Религиозные реформы Эхнатона, их влияние на архитектуру и изобразительное искусство: отказ от канонов, жизненность сцен и обстановки, одухотворенность образов (портреты Эхнатона и Нефертити). Росписи дворца в Ахетатоне. Значение амарнского периода для последующего развития египетской культуры. Памятники гробницы Тутанхамона. Искусство 2-й половины Нового царства. Возрождение храмового строительства (храм Амона в Карнаке, храм Рамзеса II в Абу-Симбеле). Скульптуры храма в Абу-Симбеле. Возврат к каноническим композициям. Стилистика фиванской живописи: декоративные тенденции в захоронениях знати, реалистические искания в захоронениях художников. Рельеф «Плакальщики».

Позднее время (XI в. - 332 г. до н.э.) Упадок Египта и угасание культуры. Пышность и нарядность фиванского искусства. Психологизм и монументальность портрета. Реалистические тенденции в период правления эфиопской династии. Сочетание египетской традиции и иноземных влияний. Ретроспективизм культуры саисского периода, восстановление культа древних царей, архаический характер архитектуры и скульптуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: