Принципы построения налоговой системы

 1 соотношение прямых и косвенных налогов 

  2 принципы прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии или преобладание ставок.

 3 методы формирования налоговой базы

 4 широта применения налоговых льгот

 5 дискретность не прерывность налогообложения

 6 использование системы скидок и вычетов

 7 степень единообразия налогообложения для различного рода доходов и налогоплательщиков.

    Практика налогообложения, исчисляемая не одним столетием, разработала основные принципы налогообложения. Эти принципы или правила были сформулированы А. Смитом в 19 веке.

Первый принцип – равномерность. Он требует, чтобы граждане каждого государства принимали материальное участие в поддержании правительства. Часто этот принцип называют принципом справедливости, предполагающим обложение налогом, для обеспеченный слоев населения, и щадящим для социально слабозащенных слоев населения.

Второй принцип – определенность. Согласно этому принципу налог должен быть точно определен, а не произволен, т.е плательщику точно должно быть известны время, сумма и способ платежа.

Третий принцип – удобство. Он определяет то. Что каждый налог взимается в такое время, таким способом, которое наиболее удобно для плательщика.

Четвертый принцип - экономичность правило предписывает сокращение издержек взимания налогов: расходы по сбору налогов должны быть минимальными.

На основе четырех принципов Адама Смита налогообложения к настоящему времени сложились два реальных принципа (концепции) налогообложения.

Первый, физические и юридические лица должны уплачивать налоги, пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Логично, что те, кто получил большую выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг должны платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется главным образом на основе этого принципа. Например, налоги на бензин обычно предназначаются для финансирования и строительства и ремонта автодорог. Таким образом, те, кто пользуется хорошими дорогами, оплачивают затраты на поддержание и ремонт этих дорог.

Но всеобщее применение этого принципа связано с определенными трудностями. Например, в этом случае невозможно определить, какую личную выгоду, в каком размере и т.д. получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение. Даже в поддающемся на первый взгляд оценке случае финансирования автодорог мы обнаруживаем, что оценить эти выгоды очень трудно. Отдельные владельцы автомобилей извлекают пользу из автодорог хорошего качества не в одинаковой степени. И те, кто не имеет машины, также получают выгоду. Предприниматели, безусловно, значительно выигрывают от расширения рынка в связи с появлением хороших дорог. Кроме того, следуя этому принципу, необходимо было бы облагать налогом, например, только малоимущих, безработных, для финансирования пособий, которые они получают.

Второй принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают и большие налоги и наоборот.

Рациональность данного принципа заключается в том, что существует, естественно, разница между налогом, который взимается из расходов на потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. 

Данный принцип представляется справедливым и рациональным, однако проблема заключается в том, что пока нет строгого научного подхода в измерении чьей-либо возможности платить налоги. Налоговая политика правительства строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, в зависимости от взглядов правящей политической партии, требований момента и потребности правительства в доходах.

Современные налоговые системы используют оба принципа налогообложения, в зависимости от экономической и социальной целесообразности.

Важность грамотного проведения налоговой политики и её значительное влияние на национальную экономику за последние 30 лет была признана широкими кругами общества и оценена по достоинству. Основы же системного подхода к налогам были заложены порядка 230 лет назад классиком экономической теории Адамом Смитом.

 

Налоговая политика имеет несколько различных форм, каждая из которых, является достаточно эффективной, в то же время, имея свою особенность.

Политика максимальных налогов: государство устанавливает высокие налоговые ставки, сокращает льготы и вводит большее число налогов, стараясь получить от граждан как можно большее число финансовых ресурсов, не заботясь о последствиях такой политики, такое построение налоговой политики характерно в годы: войн, и затяжных кризисов.

  Политика экономического развития: когда государство в максимально возможных размерах учитывает не только не только фискальные интересы, но и интересы каждого плательщика, сокращая налоги для организации, и сводя к минимуму социальные программы. Цель дано политики: обеспечить приоритетное развитие капитала компаний, и стимулирование.

Политика разумных налогов: средняя между 1 и 2 формулами суть в том что бы установить достаточно высокие налоги для юр и физ. лиц, при одновременно высокой социальной защите.

Все эти три модели сходны в одном - даже в странах, экономическая политика которых исповедует либерализм, существует государственное регулирование экономики и налоговая политика как его составная часть.

   

 

 

 4.  Изменение положений налоговой политики в 2010 году.

  Особенностью нынешнего этапа является внимание к методологическим основам разработки налоговой политики, что предполагает формулирование цели, рациональное применение инструментов и принципов. Цель налоговой политики государства – выработка и принятие управленческих решений в области налогообложения. Инструментами налоговой политики являются: налоговая ставка, налоговая база, налоговые льготы.

Основные направления налоговой политики в России на 2009 год формировались в условиях стабильно растущей экономики и предполагала ряд мер, направленных на совершенствование налоговой системы страны. был продекларирован отказ на увеличение номинального налогового бремени в средне срочной перспективе при условии сбалансированности бюджета. Пересмотр бюджета в условиях мирового финансового кризиса предопределяет пересмотр налоговой политики. Курс, а снижение налоговой нагрузки путем перераспределения налогового бремени. Финансовый кризис предопределил поиск мер налогового характера, направленных на на стабилизацию экономики, как известно одним из методов борьбы с кризисом является снижение налогов.

Необходимость проведения антикризисных мер была очевидна уже в 2008 году. Не которые из них из них были реализованы уже с 1 января 2009 года. Почти все изменения связаны с облегчением положения налогоплательщиков. Кризис сказался на поступлениях денежных средств в казну.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: