Основополагающие принципы программы

· Личностный – готовность к самостоятельной деятельности по

сбору и обработке информации, развитие самодеятельности, умение отстаивать свои убеждения и реализовывать их.

· Принцип творчества – формирование образного и логического

мышления через понимание смысла слова и текста, развитие литературного творчества и рукотворчества через идею Добра.

· Принцип ответственности – развитие ответственности за

порученное дело. Воспитание чувства ответственности за написанное слово, дело. «От твоего материала зависит настроение, расширение кругозора читателей».

· Принцип справедливости – материалы должны быть правдивыми,

актуальными, злободневными и общественно значимыми. «Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы поступали с вами».

 

· Принцип системности и последовательности – обучение

в соответствии с возрастными особенностями детей. Учебный материал программы разделён на образовательные модули – от простого к сложному. Каждый материал обязательно несёт и развивает основную тему курса.

· Принцип психологической комфортности – ориентация

 на добрую информацию и положительные эмоции.

Формы реализации программы:

· праздники «Старт программы»;

· занятия журналистских групп;

· выпуск стенных газет;

· выпуск школьных газет;

· слёты;

· фестивали;

· экскурсии;

· родительские собрания;

· индивидуальные консультации;

· выставки;

· творческие отчёты;

· издание творческих сборников.

 

 

 

 

 


Формы интеграции программы в основные направления

 воспитательной системы класса

Образовательная программа «служу Отечеству пером» реализуется мной в течение

двух лет.  Вначале вся работа проводилась в рамках кружка детской журналистики. Но очень скоро программа органически соединилась с различными направлениями воспитательной работы с учащимися и стала основой для создания воспитательной системы класса.   Сегодня для меня программа «Служу Отечеству пером» - это основной и значимый аспект в системе духовно-нравственного воспитания младших  школьников. А результатом работы по каждому направлению воспитательной работы  с классным коллективом является  опыт литературного и журналистского творчества ребят: рукописные книги, статьи в местной газете «Нива», статьи и рисунки во Всероссийской газете «Добрята», основателями которой стал также авторский коллектив программы «Служу Отечеству пером».

Направление  - Юные книголюбы

В последние годы во всем мире значительно снизился интерес к книге. У нас, некогда самой читающей нации в мире, чтение перестает быть безусловной национальной ценностью. Современный человек активно осваивает аудиовизуальную культуру, книга для него постепенно превращается в ненужную роскошь. Все это таит в себе серьезную опасность для духовного, нравственного, интеллектуального потенциала страны, будущего отечественной науки, культуры и России в целом. Чтение – не развлечение, а процесс воспитания собственной души, требующий от человека большой работы ума и сердца, переживания, осмысления, поиска ответов на поставленные автором вопросы. Чтение развивает интеллект, формирует духовно зрелую, образованную и социально ценную личность. Читающий человек – мыслящий человек. Данное утверждение бесспорно. Вернуть книгу в руки ребенка непросто. Сегодня у детей и их родителей много соблазнов: аудиокниги, электронные книги, мультфильмы, фильмы. Но, на мой взгляд, живого общения с книгой ничто не может заменить. Погружение в мир произведения, построение собственных, а не экранных, предлагаемых нам представлений, развитие фантазии и творческого домысливания, - сколько возможностей даёт непосредственное общение с книгой. Учителю нужно умело построить учебный и воспитательный процесс, чтобы книга стала необходимым компонентом в жизни ребёнка. Важно организовать деятельность детей таким образом, чтобы они сами пришли к пониманию значимости чтения книг.

 

Наш класс – частый гость Центральной детской библиотеки. Викторины, конкурсы, встречи с писателями: Николаем Колычевым, Олегом Бундуром, обсуждение книг, театрализованные постановки – это основные мероприятия, реализуемые в рамках направления «Юные книголюбы».

На уроках часто ребятам задаются вопросы «Почемучки», ответы на которые нужно найти в книгах.

Отрадно видеть, когда ребята приносят в класс новые книги, прочитанные ими самостоятельно, и с интересом рассказывают о героях этих  книг своим одноклассникам на переменах, на уроках литературного чтения, на занятиях кружка по детской журналистике.

Особое место занимает создание учениками  рукописных книг. Каждый стремится стать автором новой книги. Сначала эту работу мы проводили совместно с городским  детским литературным обществом «Фениксята», которым руководит Маслюк Галина Павловна. Теперь мы создаём рукописные книги самостоятельно. За два года было создано 10 рукописных книг:

2009 год

1. «Книга природы» (коллективный сборник).

2. «Природа нашего края» (фоторепортаж, Тимонин Сергей).

3. «Моя семья» (Товмасян Арегназ).

4. «Моя семья» (Яковлева Дарья).

5. Сказка «Спор грибов» (Кононов Вадим).


Год

1. «Книга Севра» (коллективный сборник сказок, рассказов, стихов).

2. «Растительный и животный мир нашего края» (Кобзев Михаил).

3. «65-летию Победы посвящаем…» (коллективный сборник стихов).

4. «У природы нет плохой погоды» (коллективный сборник).

5. «Книга профессий» (коллективный сборник).

 

Ребята стали участниками XII Международного конкурса детской рукописной книги

«Мы на севере живём» и XIII Международного конкурса детской рукописной книги «Как хорошо на свете без войны».

 

 

Результат:

* Благодарственное письмо МБУ «Кандалакшская централизованная библиотечная система» за организацию выступления детей «Представляем юбиляра – журнал «Мурзилка» на общегородском празднике «Большой книжкин день», 2009 г.

* Благодарственное письмо МБУ «Кандалакшская централизованная библиотечная система» за организацию участия детей в XII Международном конкурсе детской рукописной книги «Мы на Севере живём», 2009 г.

 * Благодарственное письмо МБУ «Кандалакшская централизованная библиотечная система» за коллективный сборник «Книга о природе», 2009 г.

* В 2010 году ребята стали призёрами XIII Международного конкурса детских рукописных книг.

 

 

 

 


                                                                                  

 

 

НаправлениеЮные друзья природы

У каждого народа имеется своя, сложившаяся в течение духовно-нравственная  система воспитания. Она передает от старшего поколения младшему все самое лучшее, охватывает все стороны подготовки ребенка к будущей жизни, и дает прекрасные результаты в нравственном становлении личности. Нормы народной морали учат доброте, уважению к человеку, патриотизму. Душа ребенка тянется к любви. Тот, кто любим, тот и открыт для воспитателя. Нужно сделать так, чтобы школа стала тем местом, где ребенок получит импульс тепла и участия. А для этого нужна интересная, отвечающая общечеловеческим потребностям, возрастным особенностям учащихся реальная жизнь, с разнообразными видами деятельности, имеющими познавательно – мировоззренческую направленность. Чтобы каждый воспитанник мог найти себе дело по душе, ощутить чувство успеха, уверенности в себе, всё то, без чего  невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека.

Требования к разносторонности личности учащихся не исключает некоторого вычленения основных направлений в воспитательной системе педагога. Одно из таких направлений в моей воспитательной системе - «Юные друзья природы», где основополагающим принципом является: “Я - часть природы, живу по законам природы». 

Человек не может существовать вне природы. Он и есть сама природа. И то, как мы, люди, относимся к своему дому: ведём себя как нерачительные, бездумные хозяева, или бережём то, что даёт нам жизнь, - в этом отражается наше самосознание, наша нравственная позиция, позиция гражданина. И пусть этот гражданин пока ещё очень маленький. Но познание окружающего мира и осознание своего места в этом мире начинается именно с младшего школьного возраста. 

Целями и задачами данного направления являются следующие:

· Выработать умение и привычку соблюдать правила поведения в природе; не загрязнять окружающую среду.

· Воспитывать бережное отношение к зеленым насаждениям, птицам, животным; природным богатствам.

· Воспитывать нетерпимое отношение к жестокому обращению с птицами, насекомыми, растениями.

· Привить интерес к природным явлениям.Дать начальные представления о влиянии человека на природу и разумное ее использование.

·

Реализация направления «Юные друзья природы» осуществляется через:

· постижение общечеловеческих ценностей (природа, любовь, забота, бережное отношение, охрана);

· участие в общешкольных мероприятиях на экологическую тему (праздниках, походах, вечерах);

· проведение в классе мероприятий на экологическую тематику;

· организация различных акций по охране природы, участие в этих акциях, движениях.

Основные мероприятия:

· посещение эколого-биологической станции г. Кандалакша;

· организация ухода за животными в ДЭБС;

· изготовление кормушек для птиц, размещение их в скверах города;

· подкормка птиц в зимнее время года;

· сочинение загадок, стихов, рассказов, сказок о природе Заполярья;

· активное участие в муниципальных экологических конкурсах;

· изготовление поделок из природного материала;

· участие в конкурсах рисунков «Береги природу!»

Большую работу в направлении экологического образования учащихся ведёт педагог Детской эколого-биологической станции г. Кандалакши Половохина Валентина Юрьевна.  Все знания, которые ребята получают на занятиях у Валентины Юрьевны, они пытаются выразить через литературное творчество: сочиняют загадки о природе, составляют кроссворды, ребусы, создают рукописные книги о природе. В 2010 году класс участвовал в конкурсе «Письмо Президенту России». Ребята сочинили эссе на тему «Только ли государства должны действовать для предотвращения надвигающейся глобальной экологической катастрофы?».

Результат:

* Грамота управления образования за I место в городском экологическом конкурсе «Животный мир Заполярья», апрель 2009 г.

* I место в конкурсно-игровой программе «Поиск клада» в рамках городской недели туризма.

* Грамота за I место в конкурсе «Загадки родной природы» в рамках городской недели «Экологический калейдоскоп», 2010 г.

 

НаправлениеМилосердие

Тема духовности и нравственности мира безгранична. Её можно исследовать всю жизнь, но начинать нужно обязательно в раннем детстве.

Очень важно, чтобы ещё в детстве ребёнок узнал и принял целый ряд духовно-нравственных законов и правил:

· нехорошо обманывать;

· нельзя обижать младших;

· надо уважительно относиться и заботиться о старших;

· надо любить родителей;

· надо помогать людям.

Задача учителя – научить детей действовать в соответствии с этими понятиями.

Дети, по словам Алексия II, « … каждый день и каждый час взрослеют… » и должны ценить « … драгоценное время детства, отрочества, юности, время, которое дано, чтобы человек обогатился бы знаниями, приобрёл этические навыки, нашёл своё призвание и построил храм своей души, доставляя радость окружающим! »  

На мой взгляд, главной ценностью «храма души» человека должно быть милосердие - умение при собственном благополучии видеть проблемы других людей, живущих рядом с тобой, и умение быть готовым помочь в трудную минуту тем, кто в этом нуждается.

Нет ничего дороже человеческой жизни, сокровенного “я” человека, его индивидуального счастья. Но самой природой человек предназначен для жизни в обществе, среди людей. И как ты будешь жить среди окружающих тебя людей: в согласии, в мире, в любви или во вражде, ссорах и вечных склоках, это зависит от того, чем наполнена твоя душа, что живёт в твоём сердце.  

Древние философы считали милосердие главной человеческой добродетелью.

 Но маленькому ребёнку трудно объяснить смысл таких сложных философских понятий, как добродетель, милосердие. У них ещё маленький жизненный опыт. И  как правило, этот опыт не омрачён серьёзными жизненными потерями, неудачами, невзгодами, лишениями.  Как же объяснить нашим благополучным детям, что рядом с нами живут такие же ребята, но с другой судьбой. Эти ребята смеются очень редко, и глаза их часто бывают грустными. Таким ребятам нужна помощь. И в наших детских силах им помочь. Подарить игрушку, и  ничего, что она уже не новая. Организовать для этих ребят небольшой концерт. Сочинить стихотворение, разучить его вместе. Можно просто погулять и поиграть в весёлую игру.

 

Считаю, что именно так, не словами, красивыми фразами, долгими беседами, а участием в хорошем, добром деле  можно в маленьком школьнике воспитать не только гражданина, а Человека. 

На занятиях кружка детской журналистики с ребятами определили заповеди ДОБРА:

• Старайся делать добро!

• Бойся обидеть человека!

• Люби и прощай людей!

• Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали

по отношению к тебе!

• Познай мир и себя!

• Стремись найти свою цель в жизни!

• Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!

• Лучше отдай свое, чем возьми чужое!

В рамках направления «Милосердия» вместе с ребятами:

· организуем сбор  одежды, игрушек, книжек для малышей из Дома ребёнка;

· посещаем детей – сирот, организуем совместные прогулки, игры;

· пишем письма  болеющим детям из класса, своими руками делаем для них поделки  с сюрпризом.

С ребятами мы придумали «Копилку добрых дел». Каждый может написать о том, что он сделал доброго и хорошего - не для себя, а для другого человека: родителей, друга, бабушки, или совсем постороннего и незнакомого ему человека. В своих небольших сочинениях, которые они стараются красиво оформить, ребята рассказывают не только о том, что они сделали, они делятся своими ощущениями и впечатлениями, которые остаются в их душах. Часто можно прочитать в этих детских откровениях: «Я был счастлив, когда…».

 

 


Направление«Журналистика»

Сказка «Уголёк – цвет родного очага» (Серафим Серов, 9 лет), стихотворение «Сюрприз на пне» (Маргарита Шершнёва, 9 лет), рассказ «Приключения листочка» (Катя Заиканова, 9 лет), рассказ «Мгновения Красоты» (Михаил Кобзев, 9 лет), «Сказка о снежинке» (Наташа Кочерган, 9 лет) – это лишь небольшой список публикаций ребят моего класса, чьи работы были напечатаны в 2009-2010 учебной году на страницах Всероссийской газеты «Добрята».

Не без гордости могу сказать, что сегодня мои третьеклашки - авторы многих творческих работ, опубликованных на страницах этой замечательной газеты.

Стараюсь и сама не отставать от юных журналистов. В каждом номере газеты есть представление моего опыта работы.

С января 2010 года нашим авторам предоставлена целая страничка для публикации своих творческих работ.

Основные мероприятия:

· создание фильма о классной организации «Добрята»;

· работа по созданию школьной стенной газеты;

· участие в городских и региональных конкурсах рисунков;

· написание статей в газету «Нива»;

· сотрудничество со Всероссийской детской газетой «Добрята»;

· популяризация программы «Служу Отечеству  пером» - привлечение к сотрудничеству учащихся других классов и других школ.

Программа  «Служу Отечеству пером» даёт большие дополнительные возможности развития детей. Наряду с формированием основ духовно- нравственного становления личности, идёт активное развитие учащихся в области филологии. Наблюдения показывают, что у ребят развивается речь, орфографическое чутьё, закладываются основы тонкого понимания русского языка, бережного отношения к нему, расширяется кругозор. Это ли не ценно сейчас, когда безграмотность становится  обычным явлением нашей жизни, уже давно никого не шокирующим.

Благодаря программе «Служу Отечеству пером» удалось создать добрый,

 светлый и трогательный мир существования детей в самой обычной школе. Работа по этой программе помогает организовать жизнь детей с верой в обязательную победу добра в жизни. Важные духовные вопросы осмысливаются в детских работах, которые можно назвать «Пробой пера…».

Результат:

* Почётная грамота детского центра «Добрята» за I место в конкурсе редакции Всероссийской газеты «Добрята» «Путешествие в мир растений», 2009 г.

* Благодарность Детского центра «Добрята», редакции всероссийской газеты «Добрята» Ольге Анатольевне Лукашовой за активное участие во Всероссийском проекте «Мы строим Добрый мир» и плодотворное сотрудничество с детской увлекательно - познавательной газетой – журналом «Добрята».

* Диплом за I место во всероссийском конкурсе «Новогодняя радуга чудес» в рамках проекта «Мы строим добрый мир» редакции всероссийской газеты «Добрята».

В этом году нам поступило приглашение  к сотрудничеству с коллективами из городов Октябрьский (Башкортостан), Великие Луки. Ребята и педагоги сегодня имеют желание обмениваться опытом, идеями, своими проблемами и достижениями, и не просто в масштабах одного города, но и других городов, и даже стран. В декабре 2009 года от авторов программы   поступило приглашение к участию в международном сотрудничестве в рамках программы «Служу Отечеству пером».

 

 





Взрослые и дети

Духовно-нравственное воспитание детей невозможно представить без участия родителей. И не простого одобрения или стороннего наблюдения, а активного участия в становлении, развитии своего ребёнка, в тесном сотрудничестве и сотворчестве с ним. В процессе становления личности семья играет главную роль: это ступенька социализации и самосознания ребёнка. Взаимоотношения семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни, но особую остроту, особое значение они имеют в первые годы пребывания детей в школе.

Привлечение родителей к школьной жизни своего ребёнка расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняет их отношение к самой школе. Совместные дела со своими детьми способствуют пониманию того, что воспитание детей – это своеобразное искусство, которое требует терпения, а также большого желания познать ребёнка, помогают найти язык общения, положительно воздействуя на формирование личности ребёнка. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, родители становятся не сторонними наблюдателями, а союзниками педагога и школы. Только в этом случае можно говорить о целостном подходе в воспитании ребёнка.

Программа «Служу Отечеству пером» объединила учащихся класса и их родителей. Мамы, папы, дедушки и бабушки стали соавторами работ своих детей, первыми их слушателями и рецензентами. Родители стали активными помощниками в добрых начинаниях детей. Именно папа Федотовой Александры   помог организовать акцию «Внимание, переход!», в ходе которой ребята подготовили памятки водителям и вручали их в течение дня тем, кто в этот день был за рулём.

Своеобразным итогом сотрудничества родителей и детей стало проведение родительского собрания «Самые лучшие дети бывают у счастливых родителей!». Родителям для обсуждения были предложены высказывания мудрых людей:

Ø Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребёнка несчастным, - это приучить его не встречать ни в чём отказа.

Ø У ребёнка своё особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим.

Ø Покинут счастьем будет тот,

Кого ребёнком плохо воспитали.

Побег зелёный выпрямить легко,

Сухую ветвь один огонь исправит. 

(Саади)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: