Игра: Магазин «Цветы»

Первый вариант.

Содержание знаний. Вспомнить вместе с деть­ми названия растений, их частей, отличительные призна­ки некоторых из них.

Дидактическая задача. Описать, найти и на­звать предметы по характерным признакам.

Правило. Назвать отдел и описать растение, не говоря, как оно называется.

Ход игры. На столе расставляют комнатные расте­ния так, чтобы детям хорошо было видно каждое. Это магазин «Цветы». Покупатели (дети) не называют понра­вившееся растение, а только описывают его. Продавец должен узнать и назвать его, а затем выдать покупку.

В начале игры воспитатель может сам исполнить роль покупателя и показать образец описания, напоминая по­следовательность: есть ли стебель и какой он (прямо­стоящий, свисающий и т. п.), какой формы листья, как они окрашены, какая у них поверхность, плотность, есть ли цветы, сколько их, какого они цвета. Затем педагог сам описывает растения.

В дальнейшем игру можно усложнять, продавая в магазине растения, разные по месту произрастания, можно ввести роль директора, распределяющего цветы по отделам, покупателю предложить называть отдел: полевых цветов, садовых, комнатных растений, после чего делать описание растения.

 

 

Второй вариант.

Содержание знаний. Дети должны усвоить, что цветы на клумбах, комнатные растения выращива­ют для красоты. Цветы дарят людям на праздники, когда идут в гости. Цветы приносят радость. Их можно купить в цветочном магазине. Рассказать, что цветы бывают полевые, лесные, садовые, дома выращивают комнатные растения. У них разные стебли, листья, цветы.

Дидактическая задача. Сгруппировать расте­ния по месту произрастания, описать их внешний вид.

Правила. Покупатель должен описать, не называя, растения, которые хочет купить, указать, где растет цветок. Продавцу нужно узнать растение, назвать его и выдать покупку.

Оборудование. Магазин устраивают на несколь­ких столах. Отдельно можно расположить дикорастущие, комнатные, садовые растения, в зависимости от того, какой признак положат в основу группировки.

Ход игры. Дети исполняют роли продавцов и поку­пателей. Чтобы купить, надо описать растение, которое выбрал, но не называть его, а только сказать, где оно растет. Продавец должен догадаться, что это за цветок, назвать его и отдел, в котором он стоит (лесных, полевых, садовых цветов, комнатных растений), затем он выдает покупку,

В ходе игры роли могут меняться.

Примечание. Подобно играм с комнатными растениями, по­мещенным в данном разделе, можно организовать игры с цветами, которые лучше проводить во время прогулок на участке детского сада. Эти игры строят с учетом двигательной активности детей и проводят как подвижные (типа «Ловишки», «Найди пару» и др.).

 

 

ИГРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ДЕРЕВЬЯМИ И КУСТАРНИКАМИ

Знакомясь в играх с деревьями и кустарниками, дети постепенно запоминают их, учатся находить отличитель­ные признаки разных растений, называть отдельные части растений, общие внешние признаки. Поэтому программ­ные задачи постепенно усложняются: от нахождения ра­стения по названию до все более полного описания пред­метов, их подбора по принадлежности к определенному виду и выделения растения из группы других на основе харак­терных внешних признаков.

Игры детей старшего до­школьного возраста усложня­ются также тем, что детям на­зывают большее количество де­ревьев и кустарников (до 6—7), отличительные признаки кото­рых они должны знать.

Игра: "Угадай, какой наш дом"

Дидактическая за­дача. Описать деревья и най­ти их по описанию.

Игровые действия. Составление и отгадывание за­гадок о деревьях.

Правило. Называть де­рево можно только после описания.

Ход игры. Игру проводят в лесу, парке, сквере. Из груп­пы детей выбирают водящего, остальных воспитатель делит на две подгруппы. Каждая под­группа выбирает себе дерево, описывает его водящему, а он должен узнать растение и на­звать «дом», в котором «жи­вут» дети. Например, дети гово­рят хором: «Угадай, какой наш дом, все расскажем мы о нем». Затем один из них дает описа­ние: называет цвет стволов, вспоминает о высоте дерева, форме, величине листьев, пло­дах и семенах (воспитатель, если нужно, напоминает после­довательность описания).

 

Игра "Кто где живет"

Дидактическая задача. Группировка расте­ний, по их строению (деревья, кустарники).

Игровые действия. Убежать от лисы.

Правила: Искать дом после сигнала. Правильно найти дом.

Оборудование. Маски лисы, зайцев, белок.

Ход игры. Игра проводится во время экскурсии в лес, парк. Воспитатель говорит детям: «Сейчас поигра­ем. Вы будете белочками и зайчиками, а кто-то один из вас — лисой. Белочки ищут растение, на котором мо­гут укрыться, а зайчики — под которыми могут спря­таться». В ходе игры воспитатель помогает детям уточ­нить, что белки живут и прячутся на деревьях, а у зайцев дома нет, они прячутся в кустах. Выбирают водя­щего— лису, дают ему шапочку-маску лисы, всем осталь­ным детям — шапочки-маски зайцев и белок. Зайчики и белочки бегают по поляне. По сигналу: «Опасность — лиса!» — белочки бегут к дереву, зайцы — к кустам. Кто неправильно выполнил задание, лиса тех ловит.

Примечание. Желательно, чтобы у всех были соответствую­щие маски, они будут служить контролем для подсчета, сколько белочек и сколько зайчиков оказалось у лисы.

 

 

Игра "Где чей дом"

Дидактическая задача:

Формирование устойчивости внимания, уяснить среду обитания представителей животного мира.

Игровые действия:

Проследить за каждой из переплетённых линий от её начала до конца. Указать, к своему ли дому прибежит зверь.

 Правила:


Задание выполняется на скорость. Учитывается время и правильность прохождения "лабиринта", а также правильный ответ дошкольника и его аргументация.

     
 

 

3. Элементарные опыты по ознакомлению дошкольников

           с  явлениями в природе.

Во время труда на земельном участке - при поливке, рыхлении - дети знакомятся с различными состояниями почвы (сухая, влажная). Тут уместно будет рассказать детям о том, что почва - это верхний слой земной коры, способный производить урожай и который образовался под воздействием климата из горных пород, растений и животного мира. О том, что плодородие почвы зависит от умения поглощать, пропускать и удерживать влагу, от её состава (песок, глина, горные породы). Далее детям предлагается при помощи опытных манипуляций определить состав почвы: если она песчаная, то она рыхлая, легко распадается, скрипит, в ней видны песчинки. Если же почва глинистая, она состоит из плотных комочков, сильно мажется, легко скатывается и при этом не ломается. Определить состав почвы детям предлагают и при помощи рассмотрения, то есть "на глаз", и на ощупь. Влажность почвы также определяется при непосредственном контакте с материалом - сжиманием комков в руке.

Существуют самые разнообразные опыты с песком и глиной, которые могут заинтересовать дошкольников, Приведём содержание некоторых из них:

n Опыт 1. Необходимо взять стаканчик с песком и аккуратно насыпать немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать - песок или глину? Песок. Поэтому и говорят, что песок сыпучий. Глина слипается комочками, её нельзя так легко высыпать из стаканчика как песок. Первый вывод: песок рыхлый в отличие от глины.

n Опыт 2. С помощью увеличительного стекла рассмотрим, из чего состоит песок (из очень мелких зёрнышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие и круглые, полупрозрачные (или белые, жёлтые - в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки одна на другую и чем отличаются? Одни дети могут ответить, что песчинки похожи, другие, что нет, и не нужно их разубеждать. Важно, чтобы в процессе сравнения дети внимательно рассмотрели песчаные зёрнышки. Затем надо рассмотреть таким же образом комочек глины. Видны ли такие же частицы в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим "соседкам". А в глине - слипшиеся, очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин.

n Опыт 3. Возьмём палочку и попробуем "посадить" её по очереди в стаканчики с песком и глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче его поместить? Сухая глина твёрдая, палочку в неё воткнуть трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые не держатся друг за друга, и поэтому воткнуть её легче. Мы ведь уже выяснили, что песок рыхлый.

n   Опыт 4. Аккуратно нальём воду в стаканчик с песком. Потрогаем его. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она "забралась" в песок и "уютно устроилась" между песчинками. Попробуем посадить палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит - в сухой или мокрый? Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как вода впитывается: быстро или медленно? Медленно, медленнее, чем в песок. Часть воды остаётся сверху, на глине. Для большей наглядности можно одновременно наливать воду в оба стаканчика и следить, в каком из них вода впитывается быстрее. Сажаем "деревце" в мокрую глину. Легче сажать палочку во влажную глину, чем в сухую. Вспомним: когда человек сажает весной растения на грядках или деревья в парках, садах, он поливает землю, если она сухая. Вывод: во влажную землю легче сажать растения.

При помощи элементарных опытов можно показать детям такие явления в неживой природе, как замерзание воды, превращения снега и льда в воду, образование радуги и др. Например,

n Образование волны. Налить воду в таз, предложить детям опустить в него руку и начать двигать ею в разные стороны. Обратить их внимание на то, как начнут разбегаться волны. Если двигать рукой сильнее, волны станут больше. Пояснить, что толчок в воде рукой вызывает движение воды, волны. То же явление можно наблюдать и в природе: высота волн в реке (море, озере) зависит от силы ветра.

n Образование радуги. Стать спиной к солнцу и разбрызгивать воду из пульверизатора или шланга; веер мелких брызг, на которые разбивается струя, образуют радугу.

Некоторые опыты можно проводить с растениями и животными. Если, например, принести домой срезанные ветки деревьев и поместить их в разные температурные условия, дети могут наблюдать, как по-разному развиваются побеги; так они узнают о влиянии тепла на развёртывание почек, появление из них листьев.

Во время кормления животных в уголке природы дети могут узнать, что едят животные, какой вред приносят гусеницы.

Детей старших групп часто интересует, откуда появились лягушка, бабочка, стрекоза. Поэтому хорошо понаблюдать разные стадии развития бабочек, лягушек, превращение личинок стрекозы

В процессе работы на земельном участке также происходит экспериментальная (опытная) деятельность дошкольников по обнаружению и наблюдению за изменениями во внешнем виде растений до поливки, рыхления и после них, за появлением всходов, развитием листьев, цветков, плодов. С интересом дети обнаруживают, как изо дня в день меняется "рост" гороха, который, цепляясь усиками на подпорки, ползёт вверх. Сравнивая развитие растений, живущих по соседству с земельным участком, и за которыми нет ухода, дети делают вывод о том, что растения, за которыми ухаживают, растут быстрее, становятся крупнее и красивее.

 

 

На контрольном этапе педагогического эксперимента для выявления качественных изменений, произошедших в результате целенаправленного формирования у детей-дошкольников активных мыслительных процессов при помощи специальных упражнений, дидактических игр и проведения элементарных опытов мы провели повторное игровое тестирование, включающее аналогичные (но с другими составляющими их элементами, картинками и вопросами) задания.

 

Результаты экспериментальной проверки эффективности использования подобранного материала как условия развития у детей старшего дошкольного возраста мыслительной активности показали, что из 19 детей экспериментальной группы, 16 выполнили задания в нужном темпе, с допустимыми погрешностями и, что немаловажно, с большой заинтересованностью. Только трое детей показали результат ниже среднего.

Проанализировав результаты исполнения игр-тестов мы пришли к выводу о том, что целенаправленная организация работы с дошкольниками по ознакомлению с природой на занятиях и в повседневной жизни и планомерное проведение с детьми специальных развивающих упражнений в рамках курса природоведения, направленных на формирование и развитие умственных действий дошкольников, действительно способствует позитивным изменениям в мыслительных процессах.

 

 

4. Педагогические условия умственного воспитания дошкольников

                     в процессе ознакомления с природой.

Дошкольники приобщаются к природе очень активно. Уже во младенчестве малыш активно познаёт мир: лезет в кашу руками, бросает игрушку на пол. Экспериментирование, опыты, наблюдения - деятельность, которой ребёнок охотно занимается и которая очень много даёт для подготовки к школе.

Проводить занятия, игры, опыты и эксперименты природоведческого характера можно как в помещении, так и на улице. В здании, в классной комнате для этого целесообразно выделить небольшой уголок, столик, за которым дети смогут работать, накрыть его клеёнкой или же поставить небольшой поднос для природного материала. Оборудование для проведения опытов не потребует больших затрат, а то и вовсе сведётся к минимуму. Можно использовать для экспериментальных опытов стаканчики разного размера из-под сметаны, йогурта, ёмкости из-под фруктов и пр. Приобретение лупы и некоторых других принадлежностей (термометр и пр.) - необходимость, так как это позволит ребёнку открыть новый мир.

В помещении проводятся элементарные опыты, связанные с дополнительными механическими действиями, как-то: растапливание снега и льда при помощи нагревательных приборов или разницы температур воздуха на улице и в здании; кипячение воды для демонстрации превращения её в пар; опыты по выявлению прочности воды и свойств предметов к удерживанию на поверхности воды и пр.

Знакомство со свойствами растений, явлений в их жизни, с изучением животного мира и т.п. целесообразно проводить в среде их обитания (на огороде, в цветнике, саду, лесу, парке, на лугу, водоёмах, и др.), с тем, чтобы ландшафт раскрывался перед детьми как дом живущих в нём растений и животных, а также в то время, когда ярко проявляются намеченные для изучения явления.

Условия открытого пространства (на улице) необходимы и для наблюдений последовательности наступления явлений в природе (сезонные изменения, изменения растений и животных в процессе роста и развития); удобно на улице проводить некоторые элементарные опыты с песком и глиной, наблюдать образование волновых явлений в водоёмах (или просто в лужах), проводить опыты по изучению длины тени от предметов в зависимости от времени суток и т. д.

Безусловно, все рекомендованные условия должны быть загодя подготовлены, рассчитаны и продуманы воспитателем с тем, чтобы вовремя "ухватить" то или иное явление природы, или же просто с тем, чтобы внимание детей не рассредоточивалось, не утратился интерес к изучаемому явлению во время вынужденной подготовки определённых условий, которые не были заранее обозначены.

 

Ознакомление детей с природой осуществляется в такой последовательности, которая отражает доступные пониманию детей связи по времени года. Материал во всех группах, кроме раннего возраста, расположен по кварталам, соответствующим определённому времени года. В каждом сезоне выделены наиболее яркие, характерные явления для неживой и живой природы. Такое расположение материала обеспечивает чувственное восприятие происходящих в природе изменений и установление связи между отдельными явлениями, а также повторность в наблюдении их.

Материал ознакомления с природой посредством проведения элементарных природоведческих опытов должен быть также распределён по видам деятельности детей. Осуществление намеченной демонстрации явления или опытного экспериментирования проводится на занятиях, на ежедневных прогулках, во время игр и труда детей по выращиванию растений и уходу за животными. Существует тесная связь между программным содержанием ознакомления детей с природой в ходе опытных демонстраций на занятиях и в быту. Так, накопленные представления во время наблюдений на прогулках, во время игр и труда уточняются, обобщаются и систематизируются на занятиях. В свою очередь знания и умения, полученные на занятиях, дети применяют в повседневной жизнедеятельности- игре, труде, наблюдениях.

Для осуществления образовательно-воспитательной задачи в детском саду заранее намечается план - система мероприятий, предусматривающих порядок, последовательность ознакомления детей с природой посредством проведения занятий с опытным экспериментированием.

При составлении планов определяются задачи, и отбирается материал на определённый отрезок времени (квартал, месяц, две недели) и с учётом имеющихся у детей знаний природы местного края.

Всю работу по ознакомлению детей с природой надо вести в той последовательности, в которой возникают изучаемые ими явления. Поэтому для того, чтобы составить календарный план работы, нужно определить, какие явления природы и когда следует показать детям, закрепив продемонстрированное явление при помощи элементарного опыта (например, явление радуги, впитывание воды почвой, таяние снега и пр.). Для этого необходимо знать сроки наступления разных сезонных явлений в своей местности и сроки проведения сельскохозяйственных работ, а также природное окружение детского сада (наличие парка, сквера, близость леса, поля и пр.), имеющихся там растений и животных.

При отборе материала, используемого при проведении элементарных опытов природоведческого содержания воспитатель должен учитывать принцип доступности и научности. Дети должны получить реальные, подлинно научные представления о явлениях неживой природы, сведения о растениях и животных, но в то же время эти сведения должны быть понятными. Поэтому экспериментальные опыты природоведческого содержания по объёму и глубине освещения должен даваться с учётом возраста детей, но при обязательном сохранении правильности сообщаемых знаний. В программу включают прежде всего знания о таких объектах и явлениях природы, с которыми дети постоянно сталкиваются во время прогулок, игр, труда.

Чтобы вести детей по пути научного познания мира, нужно давать им не только верные представления, но и показывать доступные их чувственному опыту связи и причинные зависимости между объектами и явлениями природы.

При знакомстве с явлениями природы необходимо создать атмосферу занимательности. Чтобы детям было интересно, можно предложить им занимательную игру: превратиться в учёных, работающих в специальной научной лаборатории, где разрабатываются очень важные для всего мира явления, и провести по заданию воспитателя ряд исследований. Детям очень нравиться такая игра.

Для развития мышления очень важным моментом при проведении наблюдений и опытов является прогнозирование возможных результатов действий. Этому детей нужно учить. Перед началом занятия нужно рассказать детям, что именно вы бы хотели сегодня предложить им в качестве задачи (например, есть ли у воды вкус, запах) и обсудите гипотезу: как они (дошкольники) думают, что нужно сделать? Что произойдёт во время опыта? Какие результаты они получат? Почему? Необходимо побуждать юных исследователей как можно больше говорить. Пусть дети (если нужно, то с помощью воспитателя) сформулируют выводы: что нового они выяснили? Что доказали? Очень важно связать результаты экспериментов с повседневной жизнью. Сделать это можно при помощи различных творческих заданий и викторин.

                              

                          Педагогические выводы:

 

В ходе написания работы нами были сделаны следующие выводы:

1. Знакомство с природой проводится не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение книг о животных и дидактиче­ские игры в вечернее время — все мероприятия в комплексе должны обеспечить успешность работы. При этом важно осуществлять взаимосвязь повседневной работы и обязательных занятий. Она может быть различной: наблюдения за животными во время прогулки, чтение книги, которая заинтересовала детей, дает толчок для углубленного анализа на занятиях, и наоборот, та или иная тема, начатая на занятии, расширяется и конкретизируется в дальнейшей повседневной работе. Особенно важно закрепить полученные детьми знания в их практической деятельности, например уходе за животными уголка природы.

По основной цели занятия можно сгруппировать следующим образом:

а)        направленные на формирование новых представлений о
животных (экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, чтение
художественных произведений);

б)       уточняющие и обобщающие знания детей (беседы, сравни­
тельные наблюдения; рассказывание, рисование);

в)       активизирующие, проверяющие знания детей (решение
логических задач, загадок, дидактические игры).

 

2. Ознакомление детей с природой - это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанном на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. Для того чтобы дошкольник правильно воспринимал явления природы, необходимо направлять процесс по её восприятию. Без приближения детей к природе и без широкого использования её в воспитательно-образовательной работе детского сада невозможно решать задачи всестороннего развития дошкольников - умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.

3. В процессе ознакомления детей с природой важная роль принадлежит дидактическим играм, упражнениям, элементарным опытам, в ходе проведения которых происходит накапливание детьми знаний о неживой природе, о растениях и животных.

4. Занятия природоведческого содержания кроме того - неотъемлемый элемент развития умственных процессов, сенсорной культуры, чувственного познания, направленный на совершенствование анализаторов, накопление у детей чувственного опыта, что является основой для последующих обобщений, формирования элементарных природоведческих понятий.

5. Усвоение дошкольниками знаний полученных в ходе ознакомления с природой должно быть связано с развитием познавательных способностей, сенсорного аппарата, логического мышления, внимания, речи, наблюдательности и любознательности, для чего детей необходимо приучать искать объяснение наблюдаемым явлениям и подводить детей к осознанию связей и отношений между ними.

 

           

 

 

                         Список использованной литературы:

1. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. - Мн.: Народная асвета, 1972.

2. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 1980.

3. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. –М.: Просвещение, 1978.

4. Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. - М.: Просвещение, 1976

5. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознаклмления дошкольников с растениями. - М., 1989.

6. Золотова В.И. Знакомство дошкольников с миром животных. - М.: Просвещение, 1982.

7. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада / Л.А. Каменева, А.К. Матвеева, Л.М. Маневцова и др.; Под ред. Саморуковой П. Г. –2-е изд., дораб. –М.: Просвещение, 1983.

8. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. - М.: Педагогика, 1977.

 

 

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: