Страхование сельскохозяйственных животных является одной из наиболее прогрессивных форм защиты сельскохозяйственных предприятий от убытков, произошедших из-за гибели, хищения или уничтожения животных по распоряжению ветеринарных служб.
Объектами страхования являются животные, в том числе мелкий и крупный рогатый скот, свиньи, козы, лошади и иные животные.
Основой для определения страховых сумм служат балансовая и (или) контрактная (закупочная) стоимость животных.
Покрываемые риски:
Утрата, гибель (падеж), вынужденный убой в результате:
ü болезни;
ü стихийных бедствий, пожара;
ü несчастных случаев;
ü противоправных действий третьих лиц.
Кроме того, страховым случаем признается вынужденный убой животного, произведенный по распоряжению специалиста ветеринарной службы в связи с эпизоотией (проведением мероприятий по борьбе с острым инфекционным заболеванием, предусмотренным договором страхования), неизлечимой болезнью, предусмотренной договором страхования, исключающих возможность дальнейшего использования животного (животных).
Факторы, влияющие на страховой тариф:
ü размеры предприятия и поголовья скота;
ü соблюдение требований технологии содержания животных;
ü производитель и возраст применяемого оборудования;
ü статистика падежа и болезней скота на предприятии за последние 5 лет;
ü наличие ветеринарных удостоверений и справок.
Определение ущерба и страхового возмещения при гибели животных, принадлежащих с/х предприятиям, кооперативным организациям и населению, исходят из общих принципов и из некоторых особенностей, в зависимости от условий соответственного страхования. На с/х предприятиях животные застрахованы по их балансовой стоимости; в хозяйствах граждан - исходя из установленных страховых норм.
При гибели животных в с/х и других предприятиях и организациях определению страхового возмещения предшествует исчисление ущерба. Ущербом является балансовая стоимость погибших животных. Если индивидуальный учет балансовой стоимости жив-х не ведется, то она определяется как средняя по всем животным данного вида. При вынужденном убое КРС, овец, коз, свиней, лошадей, верблюдов и оленей, домашней птицы ущерб определяется в размере разницы между их балансовой стоимостью и суммой, полученной от реализации пригодного в пищу мяса. Стоимость такого мяса устанавливается на основании документа, выданного государственной или кооперативной организацией, которой было продано мясо. При падеже или вынужденном забое пушных зверей ущерб определяется с учетом изменения стоимости шкурок в результате инфекционной болезни, стих бедствия или пожара. При страховании во всех хозяйствах возмещается только прямой ущерб - гибель животного. Потери продукции, являющиеся косвенным ущербом, по страхованию не возмещаются.
Структура департамента и территориальные органы страхового надзора.
Значимость экономических и социальных последствий деятельности страховых компаний требует организации государственного страхового надзора. Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития рынка страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства (Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Ст. 30).
Выполнение регулирующей функции государства, как правило, возлагается на специальный орган (специальную структуру) — государственный страховой надзор (контроль). Функции государственного регулирования в области страхования в Российской Федерации осуществляет Департамент страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации.
Департамент страхового надзора обеспечивает осуществление возложенных на Минфин России функций государственного надзора за страховой деятельностью и состоит из нескольких отделов, каждый из которых выполняет конкретные функции, связанные с тем или иным направлением страховой деятельности (рис. 2.1).
Функциональная структура, соответствующая направлениям страховой деятельности, дает возможность специализации сотрудников Департамента страхового надзора в какой-то конкретной области, что повышает их профессионализм. Все отделы работают в тесном взаимодействии.
К основным функциям Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью относятся (Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Ст. 30, п. 3):
• выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;
• ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;
• контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;
• установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;
• разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным законом к компетенции обязательных для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, участвующими в организации и проведении страхования и перестрахования;
• обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании.
Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью вправе:
• получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на него функций информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан;
• производить проверки соблюдения страховщиками законодательства Российской Федерации о страховании и достоверности представляемой ими отчетности;
• при выявлении нарушений страховщиками требований действующего законодательства давать им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков впредь до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий;
• обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства Российской Федерации, а также о ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих страхование без лицензий.
Департамент страхового надзора осуществляет возложенные на него функции совместно с территориальными органами страхового надзора, которыми являются инспекции, осуществляющие свою деятельность на соответствующей территории РФ.
Инспекции страхового надзора подразделяются на межрегиональные, обслуживающие территории нескольких краев, областей, и инспекции в субъектах РФ. Главной задачей инспекции страхового надзора является обеспечение соблюдения требований российского страхового законодательства всеми участникам страховых отношений на соответствующей территории РФ в целях эффективного развития рынка страховых услуг.
В связи с этим инспекции страхового надзора осуществляют следующие функции:
• контроль за исполнением требований законодательства Российской Федерации о страховании;
• контроль за обоснованностью страховых тарифов, обеспечением платежеспособности и иных требований финансовой устойчивости;
• контроль за соблюдением установленных правил формирования и размещения страховых резервов;
• изучение и обобщение практики страховщиков и предоставление в Минфин России предложений по совершенствованию страхового надзора, законодательства о страховании;
• рассмотрение и анализ бухгалтерской и статистической отчетности страховых организаций;
• рассмотрение заявлений, жалоб, связанных с осуществлением страхования.
Для выполнения своих функций инспекции страхового надзора наделены следующими правами:
• проводить у страховых организаций проверку достоверности представляемой отчетности и соблюдения ими страхового законодательства;
• получать установленную отчетность о страховой деятельности, информацию о финансовом положении;
• при выявлении нарушений страховщиками требований законов и иных правовых актов Российской Федерации давать им указания по устранению этих нарушений;
• при выявлении нарушений страховщиками вносить в Министерство финансов Российской Федерации предложения о приостановлении, ограничении их деятельности, отзыве лицензии.