ТЕМА 7: Туризм в системе международных экономических отношений

ЦЕЛЬ: Рассмотреть основные составляющие международного туризма, динамику развития международного туризма.

ЗАДАЧИ: изучить:

1. Определение понятий международный туризм и международная миграция и различия в этих понятиях.

2. Всемирная туристская организация.

3. Динамика развития международного туризма.

4. Особенности развития туризма в Российской Федерации.

 

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

· печатные издания: учебников, учебно-методических пособий, справочников,

· записи на доске,

· слово преподавателя.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: интерактивный.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: Структура занятия:

1. Закрепление рассмотренного на лекции материала.

2. Практическое задание №5.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

1. До изучения темы: базисные знания из других курсов.

2. После изучения темы: Определение понятий международный туризм и международная миграция и различия в этих понятиях. Всемирная туристская организация. Динамика развития международного туризма. Особенности развития туризма в Российской Федерации.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: отличить туроператора от турагента, знать особенности развития туризма в РФ, а также основные нормативно-правовые акты, регулирующие туризм в РФ.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Покажите различия в понятиях "международный туризм" и "международная миграция".

2. Перечислите социально-экономические причины растущего спроса на туристические услуги во всем мире.

3. Покажите, как распределяются потоки международных туристов по странам и регионам мира.

4. Опишите, как регулируется международный туризм в Российской Федерации.

5. Какие страны лидируют в выездном и въездном туризме в России?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ:

1. Практическое задание №5.

Решение ситуационной задачи

Туристическое бюро Дании – государственная организация. Перед ним стоит задача увеличить число туристов из-за рубежных стран, а также время их пребывания в стране.

Основные клиенты – американцы и японцы. При этом японские группы более многочисленные. Количество американских туристов ежегодно увеличивается на 5-7%, японских – 2-3%. Основная проблема – ни американцы, ни японцы не проводят в Дании свои отпуска.

Практика показывает, что японцы предпочитают отдыхать группами, американцы склонны к семейному отдыху.

За последние несколько лет у Бюро возникли хорошие деловые контакты с рекламными агентствами Нью-Йорка и Токио, которые провели рекламные компании. Основными средствами рекламы были журналы и газеты. Кроме того, в местные бюро путешествий, а также в другие организации рассылались рекламные буклеты. Однако на взгляд министра по туризму Дании этого недостаточно.

 

Необходимо:

1. Сформулировать особенности турбизнеса и рекламы в туризме.

2. Охарактеризовать туристов, желающих посетить Данию или провести там отпуск.

3. Определить различия между японскими и американскими туристами и учесть их при разработке рекламных кампаний.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература

1. Данилова Е.В. ВТО: регулирование торговли услугами. – М.: ИКЦ "Академкнига", 2003.

2. Дюмулен И.И. Международная торговля услугами. – М.: Экономика, 2003.

 

Дополнительная литература

1. Ливенцев Н.Н., Буглай В.Б. Международные экономические отношения. – М.: Проспект, 2005.

2. Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения. – М.: Юнити-Дана, 2004.

3. Международные экономические отношения: Учебник / Под редакцией Б.М.Смитиенко. – М.: ИНФРА-М, 2005.

4. Ремчуков К.В. Россия и ВТО. Правда и вымыслы. – М.: Междунар. отношения, 2002.

5. Фомишин С. Международные экономические отношения. Курс лекций – М.,2003.

 

 

ТЕМА 8: Международная торговля транспортными услугами.

ЦЕЛЬ: Рассмотреть состав мирового транспорта, морские транспортные услуги, их преимущества по сравнению с другими видами транспорта, авиатранспортные услуги.

ЗАДАЧИ: изучить:

1. Структура грузооборота мирового транспорта.

2. Морские транспортные услуги. Преимущества морского транспорта в мировой транспортной системе по сравнению с другими видами транспорта.

3. Авиатранспортные услуги. Права в области воздушных перевозок.

 

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

· печатные издания: учебников, учебно-методических пособий, справочников,

· записи на доске,

· слово преподавателя.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: интерактивный.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: Структура занятия:

1. Закрепление рассмотренного на лекции материала.

2. Проведение тестирования по пройденному материалу (темы 5-7).

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

1. До изучения темы: базисные знания из других курсов.

2. После изучения темы: Структура грузооборота мирового транспорта. Морские транспортные услуги. Преимущества морского транспорта в мировой транспортной системе по сравнению с другими видами транспорта. Авиатранспортные услуги. Права в области воздушных перевозок.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: описать состав транспортных услуг, знать особенности морского транспорта и авиатранспортных услуг.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Какие транспортные операции рассматриваются в качестве международных?

2. Что относится к международным транспортным услугам помимо непосредственно перевозочной деятельности?

3. Охарактеризуйте основных участников международного транспортного процесса и складывающиеся между ними отношения.

4. Охарактеризуйте деятельность основных международных организаций в сфере транспорта.

5. Раскройте проблему так называемого "удобного" флага в международном морском транспорте и связанные с ней противоречия.

6. Перечислите и охарактеризуйте семь групп прав области воздушных перевозок.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ:

1. Проведение тестирования по пройденному материалу (темы 5-7).

Тест №2. 1 вариант.

1. Дайте определение понятию внешнеторговая политика.

 
 
 
 
 
 

 

2. Охарактеризуйте содержание понятия протекционизм.

 
 
 
 
 
 

 

3. Перечислите виды таможенных пошлин по объекту обложения:

 
 
 
 
 
 

 

4. Что понимается под количественными ограничениями в международной торговле услугами?

 
 
 
 
 

 

5. При какой лицензии лицензиар, предоставляя лицензиату право на использование объекта промышленной собственности, сохраняет за собой все права, подтвержденные патентом?

a. исключительная лицензия;

b. принудительная лицензия;

c. беспатентная лицензия;

d. неисключительная лицензия.

 

6. Какие периодические процентные отношения выплачиваются лицензиатом через определенные промежутки времени:

a. роялти;

b. паушальные платежи.

 

7.  К какому виду имущества относятся товарные знаки:

a) основным средствам;

b) нематериальным активам.

c) Каким охранным документом удостоверяется авторство, приоритет и исключительное право на использование изобретения:

d) патентом;

e) лицензией.

8. Каким охранным документом удостоверяется авторство, приоритет и исключительное право на использование изобретения:

a) патентом;

b) лицензией.

 

9. Процесс доставки товара в международной торговле включает:

a. перевозку товара внутри страны-экспортера до пограничного пункта или порта данной страны;

b. перевозку товара от пограничного пункта (порта) страны-импортера до пункта его потребления внутри страны;

c. транзитную (через третьи страны) или морскую перевозку, если страна-экспортер и страна-импортер товара не имеют общей границы;

d. все ответы верны.

 

10. Что такое одноколонный (простой) тариф?

 
 
 
 
 
 

 

11. Перечислите основных субъектов туристского рынка.

 
 
 
 
 

 

12. Международный турист – это:

a. Любое лицо, которое остается на территории другого государства менее 24 часов;

b. Любое лицо, которое остается на территории другого государства не менее 24 часов, но не более одного года в оздоровительных познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях, без занятия в стране временного проживания оплачиваемой деятельностью;

c. Любое лицо, находящееся на территории другого государства.

 

13. Перечислите основные законы РФ в области внешнеторговой политики.

 
 
 
 
 
 
 

 

Тест №2. 2 вариант.

1. Назовите основные нетарифные меры регулирования внешней торговли по классификации ЮНКТАД?

 
 
 
 
 
 

 

2. Охарактеризуйте содержание понятия либерализациия

 
 
 
 
 
 

 

3. Перечислите виды таможенных пошлин по методу исчисления:

 
 
 
 
 

 

4. Что понимается под качественными ограничениями в международной торговле услугами?

 
 
 
 
 

 

5.  При какой лицензии лицензиар, предоставляя лицензиату право на использование объекта промышленной собственности, лишается прав продавать лицензии на ту же собственность другим лицам, а также производить продукцию?

a) исключительная лицензия;

b) принудительная лицензия;

c) беспатентная лицензия;

d) неисключительная лицензия.

 

6.  Какие платежи выплачиваются в виде твердо зафиксированной величины целиком или в рассрочку за несколько приемов:

e) роялти;

f) паушальные платежи.

14. Какой из объектов промышленной собственности должен соответствовать следующим условиям патентоспособности: «новизна, оригинальность возможность промышленного применения»?

a) изобретение;

b) полезная модель;

c) товарный знак;

d) промышленный образец.

 

15. В течение какого срока действует авторское право?

a) 10 лет, считая с даты поступления заявки;

b) бессрочно;

c) в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти.

16.  Процесс доставки товара в международной торговле включает:

a. перевозку товара внутри страны-экспортера до пограничного пункта или порта данной страны;

b. перевозку товара от пограничного пункта (порта) страны-импортера до пункта его потребления внутри страны;

c. транзитную (через третьи страны) или морскую перевозку, если страна-экспортер и страна-импортер товара не имеют общей границы;

d. все ответы верны.

 

17. Что такое многоколонный тариф?

 
                                                  
 
 
 
 

 

18. Назовите основные различия между туроператором и турагентом.

 
 
 
 
 

 

19. Международный мигрант – это:

a. Любое лицо, которое остается на территории другого государства менее 24 часов;

b. Любое лицо, которое остается на территории другого государства не менее 24 часов, но не более одного года в оздоровительных познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях, без занятия в стране временного проживания оплачиваемой деятельностью;

c. Любое лицо, находящееся на территории другого государства.

 

20. Перечислите основные законодательные акты, регулирующие охрану прав интеллектуальной собственности в РФ.

 
 
 
 
 
 
 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  Основная литература

1. Данилова Е.В. ВТО: регулирование торговли услугами. – М.: ИКЦ "Академкнига", 2003.

2. Дюмулен И.И. Международная торговля услугами. – М.: Экономика, 2003.

 

Дополнительная литература

1. Ливенцев Н.Н., Буглай В.Б. Международные экономические отношения. – М.: Проспект, 2005.

2. Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения. – М.: Юнити-Дана, 2004.

3. Международные экономические отношения: Учебник / Под редакцией Б.М.Смитиенко. – М.: ИНФРА-М, 2005.

4. Ремчуков К.В. Россия и ВТО. Правда и вымыслы. – М.: Междунар. отношения, 2002.

5. Фомишин С. Международные экономические отношения. Курс лекций – М.,2003.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: