ЦЕЛЬ: Рассмотреть основные составляющие международного туризма, динамику развития международного туризма.
ЗАДАЧИ: изучить:
1. Определение понятий международный туризм и международная миграция и различия в этих понятиях.
2. Всемирная туристская организация.
3. Динамика развития международного туризма.
4. Особенности развития туризма в Российской Федерации.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
· печатные издания: учебников, учебно-методических пособий, справочников,
· записи на доске,
· слово преподавателя.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: интерактивный.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: Структура занятия:
1. Закрепление рассмотренного на лекции материала.
2. Практическое задание №5.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
1. До изучения темы: базисные знания из других курсов.
2. После изучения темы: Определение понятий международный туризм и международная миграция и различия в этих понятиях. Всемирная туристская организация. Динамика развития международного туризма. Особенности развития туризма в Российской Федерации.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: отличить туроператора от турагента, знать особенности развития туризма в РФ, а также основные нормативно-правовые акты, регулирующие туризм в РФ.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Покажите различия в понятиях "международный туризм" и "международная миграция".
2. Перечислите социально-экономические причины растущего спроса на туристические услуги во всем мире.
3. Покажите, как распределяются потоки международных туристов по странам и регионам мира.
4. Опишите, как регулируется международный туризм в Российской Федерации.
5. Какие страны лидируют в выездном и въездном туризме в России?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ:
1. Практическое задание №5.
Решение ситуационной задачи
Туристическое бюро Дании – государственная организация. Перед ним стоит задача увеличить число туристов из-за рубежных стран, а также время их пребывания в стране.
Основные клиенты – американцы и японцы. При этом японские группы более многочисленные. Количество американских туристов ежегодно увеличивается на 5-7%, японских – 2-3%. Основная проблема – ни американцы, ни японцы не проводят в Дании свои отпуска.
Практика показывает, что японцы предпочитают отдыхать группами, американцы склонны к семейному отдыху.
За последние несколько лет у Бюро возникли хорошие деловые контакты с рекламными агентствами Нью-Йорка и Токио, которые провели рекламные компании. Основными средствами рекламы были журналы и газеты. Кроме того, в местные бюро путешествий, а также в другие организации рассылались рекламные буклеты. Однако на взгляд министра по туризму Дании этого недостаточно.
Необходимо:
1. Сформулировать особенности турбизнеса и рекламы в туризме.
2. Охарактеризовать туристов, желающих посетить Данию или провести там отпуск.
3. Определить различия между японскими и американскими туристами и учесть их при разработке рекламных кампаний.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Основная литература
1. Данилова Е.В. ВТО: регулирование торговли услугами. – М.: ИКЦ "Академкнига", 2003.
2. Дюмулен И.И. Международная торговля услугами. – М.: Экономика, 2003.
Дополнительная литература
1. Ливенцев Н.Н., Буглай В.Б. Международные экономические отношения. – М.: Проспект, 2005.
2. Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения. – М.: Юнити-Дана, 2004.
3. Международные экономические отношения: Учебник / Под редакцией Б.М.Смитиенко. – М.: ИНФРА-М, 2005.
4. Ремчуков К.В. Россия и ВТО. Правда и вымыслы. – М.: Междунар. отношения, 2002.
5. Фомишин С. Международные экономические отношения. Курс лекций – М.,2003.
ТЕМА 8: Международная торговля транспортными услугами.
ЦЕЛЬ: Рассмотреть состав мирового транспорта, морские транспортные услуги, их преимущества по сравнению с другими видами транспорта, авиатранспортные услуги.
ЗАДАЧИ: изучить:
1. Структура грузооборота мирового транспорта.
2. Морские транспортные услуги. Преимущества морского транспорта в мировой транспортной системе по сравнению с другими видами транспорта.
3. Авиатранспортные услуги. Права в области воздушных перевозок.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
· печатные издания: учебников, учебно-методических пособий, справочников,
· записи на доске,
· слово преподавателя.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: интерактивный.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: Структура занятия:
1. Закрепление рассмотренного на лекции материала.
2. Проведение тестирования по пройденному материалу (темы 5-7).
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
1. До изучения темы: базисные знания из других курсов.
2. После изучения темы: Структура грузооборота мирового транспорта. Морские транспортные услуги. Преимущества морского транспорта в мировой транспортной системе по сравнению с другими видами транспорта. Авиатранспортные услуги. Права в области воздушных перевозок.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: описать состав транспортных услуг, знать особенности морского транспорта и авиатранспортных услуг.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Какие транспортные операции рассматриваются в качестве международных?
2. Что относится к международным транспортным услугам помимо непосредственно перевозочной деятельности?
3. Охарактеризуйте основных участников международного транспортного процесса и складывающиеся между ними отношения.
4. Охарактеризуйте деятельность основных международных организаций в сфере транспорта.
5. Раскройте проблему так называемого "удобного" флага в международном морском транспорте и связанные с ней противоречия.
6. Перечислите и охарактеризуйте семь групп прав области воздушных перевозок.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ:
1. Проведение тестирования по пройденному материалу (темы 5-7).
Тест №2. 1 вариант.
1. Дайте определение понятию внешнеторговая политика.
2. Охарактеризуйте содержание понятия протекционизм.
3. Перечислите виды таможенных пошлин по объекту обложения:
4. Что понимается под количественными ограничениями в международной торговле услугами?
5. При какой лицензии лицензиар, предоставляя лицензиату право на использование объекта промышленной собственности, сохраняет за собой все права, подтвержденные патентом?
a. исключительная лицензия;
b. принудительная лицензия;
c. беспатентная лицензия;
d. неисключительная лицензия.
6. Какие периодические процентные отношения выплачиваются лицензиатом через определенные промежутки времени:
a. роялти;
b. паушальные платежи.
7. К какому виду имущества относятся товарные знаки:
a) основным средствам;
b) нематериальным активам.
c) Каким охранным документом удостоверяется авторство, приоритет и исключительное право на использование изобретения:
d) патентом;
e) лицензией.
8. Каким охранным документом удостоверяется авторство, приоритет и исключительное право на использование изобретения:
a) патентом;
b) лицензией.
9. Процесс доставки товара в международной торговле включает:
a. перевозку товара внутри страны-экспортера до пограничного пункта или порта данной страны;
b. перевозку товара от пограничного пункта (порта) страны-импортера до пункта его потребления внутри страны;
c. транзитную (через третьи страны) или морскую перевозку, если страна-экспортер и страна-импортер товара не имеют общей границы;
d. все ответы верны.
10. Что такое одноколонный (простой) тариф?
11. Перечислите основных субъектов туристского рынка.
12. Международный турист – это:
a. Любое лицо, которое остается на территории другого государства менее 24 часов;
b. Любое лицо, которое остается на территории другого государства не менее 24 часов, но не более одного года в оздоровительных познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях, без занятия в стране временного проживания оплачиваемой деятельностью;
c. Любое лицо, находящееся на территории другого государства.
13. Перечислите основные законы РФ в области внешнеторговой политики.
Тест №2. 2 вариант.
1. Назовите основные нетарифные меры регулирования внешней торговли по классификации ЮНКТАД?
2. Охарактеризуйте содержание понятия либерализациия
3. Перечислите виды таможенных пошлин по методу исчисления:
4. Что понимается под качественными ограничениями в международной торговле услугами?
5. При какой лицензии лицензиар, предоставляя лицензиату право на использование объекта промышленной собственности, лишается прав продавать лицензии на ту же собственность другим лицам, а также производить продукцию?
a) исключительная лицензия;
b) принудительная лицензия;
c) беспатентная лицензия;
d) неисключительная лицензия.
6. Какие платежи выплачиваются в виде твердо зафиксированной величины целиком или в рассрочку за несколько приемов:
e) роялти;
f) паушальные платежи.
14. Какой из объектов промышленной собственности должен соответствовать следующим условиям патентоспособности: «новизна, оригинальность возможность промышленного применения»?
a) изобретение;
b) полезная модель;
c) товарный знак;
d) промышленный образец.
15. В течение какого срока действует авторское право?
a) 10 лет, считая с даты поступления заявки;
b) бессрочно;
c) в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти.
16. Процесс доставки товара в международной торговле включает:
a. перевозку товара внутри страны-экспортера до пограничного пункта или порта данной страны;
b. перевозку товара от пограничного пункта (порта) страны-импортера до пункта его потребления внутри страны;
c. транзитную (через третьи страны) или морскую перевозку, если страна-экспортер и страна-импортер товара не имеют общей границы;
d. все ответы верны.
17. Что такое многоколонный тариф?
18. Назовите основные различия между туроператором и турагентом.
19. Международный мигрант – это:
a. Любое лицо, которое остается на территории другого государства менее 24 часов;
b. Любое лицо, которое остается на территории другого государства не менее 24 часов, но не более одного года в оздоровительных познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях, без занятия в стране временного проживания оплачиваемой деятельностью;
c. Любое лицо, находящееся на территории другого государства.
20. Перечислите основные законодательные акты, регулирующие охрану прав интеллектуальной собственности в РФ.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Основная литература
1. Данилова Е.В. ВТО: регулирование торговли услугами. – М.: ИКЦ "Академкнига", 2003.
2. Дюмулен И.И. Международная торговля услугами. – М.: Экономика, 2003.
Дополнительная литература
1. Ливенцев Н.Н., Буглай В.Б. Международные экономические отношения. – М.: Проспект, 2005.
2. Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения. – М.: Юнити-Дана, 2004.
3. Международные экономические отношения: Учебник / Под редакцией Б.М.Смитиенко. – М.: ИНФРА-М, 2005.
4. Ремчуков К.В. Россия и ВТО. Правда и вымыслы. – М.: Междунар. отношения, 2002.
5. Фомишин С. Международные экономические отношения. Курс лекций – М.,2003.