Конъюнктуры мирового рынка товаров

Мировой рынок (МР) является производным от национальных рынков, поскольку любое государство начинает производство для себя, а затем избыток произведенных товаров продает за рубеж. Это означает, что МР всегда существует только в рамках мирового хозяйства, а потому все подходы к его определению, как и основные характеристики, связаны с понятием мирового хозяйства и характеристиками, его определяющими.

В экономической литературе наиболее часто встречаются определения МР в трех аспектах: с точки зрения макроэкономической структуры мирового хозяйства, с точки зрения субъектов мирового хозяйства, участвующих в мировом обмене товарами и услугами, и с политэкономической точки зрения.

Рассматривая МР с точки зрения макроэкономической структуры мирового хозяйства, его следует определить как совокупность национальных рынков и рынков экономических интеграционных группировок стран.

Степень включения каждого из них в МР в конечном счете определяется типом и степенью включения каждой страны в МРТ и может выражаться соответствующей долей в общем его объеме. Это очень важно не только теоретически, но и практически, поскольку подтверждает, что объективные условия для действия экономических законов в мировой экономике формируются под воздействием национальных экономик, и воздействие это взвешенное. Прежде всего это проявляется в формировании мировых цен на основе национальных стоимостей товаров (вспомним понятие «малых» и «больших» стран в экономике).

С точки зрения субъектов мирового хозяйства, участвующих в МТ, мировой рынок — это система субъектов мировой экономики (производителей и потребителей, посредников и организаций, обеспечивающих их отношения), предъявляющих в конечном счете совокупный спрос и совокупное предложение.

И, наконец, с политэкономической точки зрения МР — совокупность актов купли-продажи товаров и услуг между субъектами мирового хозяйства.

С какой бы точки зрения мы не подходили к определению МР, он всегда будет характеризоваться рядом показателей. Основные из них:

Емкость рынка — это совокупное предложение, которое имеет рынок на каждый конкретный момент, т. е. количество товара, которое уже находится на рынке или может быть произведено (если делается прогноз емкости рынка) и доставлено на рынок. В численном выражении оно равняется объему мирового экспорта. Емкость рынка тесно связана с понятием «спрос», который определяется как потребность в товарах и услугах, предлагаемых на рынке и обеспеченная деньгами. Если он удовлетворен, то в численном выражении он будет равен объему импорта.

Конъюнктура МР — соотношение спроса и предложения. Она может быть высокой (спрос больше предложения), низкой (спрос меньше предложения), равновесной (спрос равен предложению). Конъюнктура МР зависит от многих факторов, но основное влияние на нее оказывают общее состояние мировой экономики (фаза развития: подъем — спад — рецессия — депрессия) и состояние экономик ведущих (больших) стран, организационный состав субъектов МР (чем больше в их составе крупных монопольных структур (ТНК, МНК), тем больше вероятность монополизации рынка, а значит — искусственного регулирования конъюнктуры.

Мировой рынок имеет товарную и географическую структуру. В зависимости от товара, реализуемого на конкретном рынке, различают мировые рынки нефти, машиностроительной продукции, продуктов питания и других товаров. Отнесение того или иного товарного рынка к разряду мировых зависит от дислокации продавцов и покупателей этого товара. Они должны быть размещены по всему миру (как, например, на рынке оружия, нефти, сахара). По отдельным товарам рынок может носить региональный и даже субрегиональный характер. В этом случае он ограничивается рамками отдельных регионов (например, Африканский) или субрегионов (интеграционной экономической группировкой). В теории и практике МТ выделяют так называемые внутрикорпорационные рынки, на которых происходит обмен товарами и услугами между филиалами, дочерними и другими зарубежными предприятиями одной корпорации. По экономической сути — это квазирынок, так как операции обмена здесь осуществляются по искусственно сконструированным ценам (трансфертным) либо даже без участия денег (бартер).

Важное значение в структуризации МР имеют его субъекты — покупатели, которые либо направляют его в сферу производства (сектор производственного потребления МР), либо в сферу личного конечного потребления (продукты питания, медикаменты, непродовольственные товары народного потребления). В настоящее время доля этих товаров на рынке не превышает 20%.

Рынок товаров, направляемых в сферу производства, структурируется так же, как мировой товарооборот. В нем выделяют сегменты сырья и готовой продукции. В последнем особо выделяют рынок инвестиционных (машины, оборудование и т. п.), наукоемких товаров (компьютерное и медицинское оборудование, авиакосмическая техника, химическая продукция, услуги и т. д.). Детализация, сегментация отдельных рынков в зависимости от задач анализа может быть проведена как угодно подробно[1].

В недавно опубликованных материалах ВТО содержится оценка раз­вития глобальной торговли в 2009 г. и прогнозируются основные тенденции ее развития на 2010 г. Спад в данной области в 2008 - 2009 гг. охарактеризо­ван как самый значительный за более чем 70-летний период. В то же время отмечается, что удалось добиться заметного перелома ситуации. По словам генерального директора ВТО П. Лами, "виден свет в конце тоннеля", подъем в торговле, по всей видимости, станет важной составляющей частью начавшегося оживления в мировом хозяйстве. Согласно прогнозу этой организации, глобальная торгов­ля в 2010 г. вырастет на 9,5%.

Как ожидается, объем экспорта из стран с развитой экономикой в 2010 г. увеличится на 7,5%, а отгрузки из других стран (включая развивающиеся гоударства и государства СНГ) вырастут в общей сложности примерно на 11%. Такой активный подъем поможет восстановить часть позиций, утраченных в 2009 г., когда из-за глобально­го экономического кризиса объем мировой торговли сократился на 12,2%. Если она продолжит расти подобны­ми темпами, то, по расчетам экономистов, потребуется еще один год для достижения пикового уровня, заре­гистрированного в 2008 г. Странам с развитой экономикой для восстанов­ления ранее достигнутого максимума будет необходимо три года.

По свидетельству генерального директора ВТО П. Лами, правила и нормы ВТО стали для правительств стран-участниц значительным подспорьем в обеспечении открытости рынков и в настоящее время являются той платформой, опора на которую позволит торговле расти в период начавшегося подъема в глобальной экономике. В то же время, по его мнению, необходимо избегать нарушения позитив­ных тенденций, возможность которого связана с попытками усиления протекционизма.

В мартовском (2010 г.) пресс-релизе ВТО благоприятным явлением в 2009 г. называется отсутствие каких-либо крупных повышений торговых барьеров, инициированных странами - участницами ВТО в ответ на глобальный кризис. Число мер, осуществленных их правительствами и в той или иной степени ограничивающих торговлю, в последние месяцы сократилось. Однако пока удалось преодолеть далеко не все дестабилизирую­щие факторы в глобальной экономике, во многих отраслях в 2010 г. на высоком уровне будет оставаться безработица. Острые проблемы с занятостью могут привести к усилению позиций сторонников протекционизма.

Факторы, оказавшие влияние на масштабы спада в мировой тор­говле. Сокращение на (12%) физического объема глобальной торговли в 2009 г. оказалось большим, чем ожи­далось многими экономистами и про­гнозировалось на раннем этапе ВТО (10%). За весьма длительный период -1965 - 2008 гг. - спад регистрировался три раза - на 7% в 1975 г., 2% в 1982 г. и 0,2% в 2001 г. Однако ни в одном из этих случаев он не был таким глубоким, как в 2009 г. Масштабы торгов­ли при оценке в долларах уменьшились в большей степени (на 23%), чем при оценке на базе физического объема, прежде всего из-за падения цен на нефть и другие сырьевые товары.

Экономисты при анализе резкого ослабления внешнеторговой активности называют несколько причин, в том числе попытки использования протекционистских мер. Существует единое мнение относительно основной причины - снижения общемирового спроса. Определенное влияние оказали также специфическая товарная структура пониженного спроса, наличие глобальных цепочек поставок (supply chains) и синхронизация спада в торговле по странам и регионам.

В импорте и особенно экспорте коммерческих услуг сохраняется лидерство США (причем с большим отрывом). В ведущую "тройку" входят также Германия и Великобритания. Китай пока отстает от ве­дущих государств, прежде всего в качестве экспортера коммерческих услуг. Ниже приводится список основных стран - импортеров и экспортеров услуг (I - данные об их импорте или экспорте в 2009 г., млрд. долл.; II - доля в общемиро­вом импорте или экспорте данно­го вида, %; III - прирост за год, %):

В настоящее время отмечается по­вышательная тенденция как в мировой торговле, так и в производственной сфере. Падение производ­ства в 2009 г. (на 2,3%) стало первым со времени Великой депрессии в 20 - 30-х годах прошлого века; оно способствовало оперативному при­нятию правительствами мер в сфе­ре бюджетной и валютной политики. В связи с тем, что эти экстренные инициативы в основном выполнили свои функции и смогли предотвратить спиралеобразный спад в глобальной экономике, госструктурам придется в итоге пре­кратить их реализацию и перейти к осуществлению более или менее традиционного курса.

В условиях отсутствия кризисных явлений в мировой экономике в ближайшей перспективе глобальная торговля товарами должна вступить до конца 2010 г. в устойчивую повышательную фазу развития. Секретариат ВТО считает, что объем мирового экспорта увеличится в текущем году в гораздо большей степени, чем глобальный ВВП (на 2,9%). Росту будет способствовать относительная стабилизация мировых цен и курсов ведущих валют.

Осуществление прогнозов в большей степени зависит от результатов, достигнутых в государствах с высоким уровнем доходов на душу населения, так как именно они отличаются особенно значи­тельной вовлеченностью в между­народное разделение труда, весьма велика их доля в глобальной торговле.

ВТО считает, что существует опасность чрезмерной оптимистичности прогнозов. Не исключается возможность продолжения роста цен на нефть, повышения или понижения курсов ведущих валют, негативных тенденций на финансо­вых рынках, что скажется и на ситуации в мировой торговле. По базовому сценарию на 2010 г., предусматривающему умеренный рост глобальной экономики, спрос на нефть должен увеличиться на 1,5% до 85,7 млн. барр. в сутки. Согласно прогнозу, стабилизация в хозяйстве стран-участниц ОЭСР вряд ли приведет к повышению спроса на нефть. В то же время в государствах, не являющихся членами ОЭСР, он увеличится на 3,3% -до 40,3 млн. барр. в сутки. В таких условиях можно ожидать некоторого повышения цен на нефть.

Нельзя игнорировать и вероят­ность превышения прогноза роста глобальной торговли: внешнетор­говая активность может оказаться выше ожидаемой экспертами ВТО, в частности, если уровень безра­ботицы в развитых странах будет снижаться быстрее, чем прогнозируется в настоящее время.

По физическому объему, то еcть в неизменных ценах, мировой товарный экспорт в 2009 году упал по сравнению с предыдущим годом на 12%. Это в значительной степени больше, чем мировой валовый внутренний продукт, сократившийся на 2,4%. По стоимости, то есть в текущих ценах, выраженных в долларах, экспорт снизился на 23% и составил 12 490 млрд. долл.

Такое падение мирового экспорта явилось следствием финансово-экономического кризиса, который не только привел к сокращению спроса на импортную продукцию, но и вызвал снижение цен на многие виды сырья, а также ограничение доступа к кредитам для финансирования внешней торговли. Отмечается, однако, что в первые месяцы текущего года рост мирового товарооборота возобновился. В целом за 2010 год он должен возрасти, согласно оценке Секретариата ВТО, по сравнению с кризисным уровнем прошлого года примерно на 13%, то есть вновь будет существенно опережать рост мирового ВВП, оцениваемый в 3%.

Существенные подвижки произошли в 2009 году в первой тройке ведущих торговых держав мира. Так, в условиях всеобщего сокращения товарооборота Китай обогнал Германию по общей стоимости товарного экспорта и вышел на первое место, увеличив отрыв от оставшихся на третьем месте Соединенных Штатов.

По стоимости импорта Китай также обогнал Германию и занял второе место, продолжая, однако, существенно отставать по этому показателю от находящихся на первом месте США.

Актив торгового баланса Китая и дефицит торгового баланса США выражались в 2009 году астрономическими цифрами в 196 и 549 млрд. долл. Такие перекосы не могли не привести к напряженности в торгово-политических отношениях между этими странами.

Внешняя торговля стран СНГ в 2009 году характеризовалась следующими данными (экспорт и импорт в млрд. долл., в скобках – сокращение по сравнению с 2008 годом в процентах): Россия – 303 (36) и 192 (34), Украина – 40 (41) и 45 (47), Казахстан – 43 (39) и 28 (25), Беларусь – 21 (35) и 29 (28).

Общий удельный вес стран СНГ в мировом экспорте составлял в 2009 году 3,7%, а в мировом импорте – 2,7%.

Начавшийся еще в 2008 году глобальный финансово-экономический кризис затронул мировую торговлю по всем основным товарным группам, хотя и в различной степени. Наибольшее падение наблюдалось в торговле готовыми изделиями, особенно черными металлами и автомобилями, тогда как торговля одеждой, химическими и фармацевтическими товарами сократилась в меньшей степени.

В группе сырьевых товаров наименьшее падение наблюдалось по сельскохозяйственной продукции, причем импорт продовольствия в Индию, Китай и Россию даже увеличился. В то же время торговля минеральным сырьем и топливом резко упала, несмотря на существенный рост их импорта азиатскими странами, особенно Китаем.

Отдельная глава посвящена анализу статистических данных по торговле коммерческими услугами, в которые входят транспорт, строительство, туризм, страхование, лицензионные выплаты, а также финансовые, коммуникационные, компьютерные и информационные услуги.

Этот сектор мировой торговли также сильно пострадал от кризиса. Так, экспорт всех видов коммерческих услуг сократился в 2009 году в целом по миру на 12% – до 3350 млрд. долл. При этом низшая точка падения была пройдена уже во втором квартале прошлого года, после чего начался некоторый рост, продолжившийся в первом квартале 2010 года.

Выше средних оказались в 2009 году темпы сокращения экспорта коммерческих услуг из стран СНГ и Европейского союза – на 17 и 14% соответственно. Различные масштабы сокращения наблюдались и по отдельным видам услуг. Так, в связи с резким сокращением мирового товарооборота значительное падение наблюдалось на транспорте – на 23%, причем экспорт транспортных услуг из Китая, Республики Корея и Японии упал соответственно на 39, 35 и 32%, тогда как из США, ЕС и России он уменьшился примерно на 20%.

В зарубежном строительстве бум 2008 года сменился сокращением на 12%. Экспорт туристических услуг сократился по стоимости на 9%, хотя число иностранных туристов в мире уменьшилось в 2009 году лишь на 4%. Относительно более устойчивым к кризису оказался сектор компьютерных и информационных услуг, мировой экспорт которых после рекордного роста на 23% в 2008 году сейчас сократился «всего» на 6%.

Большой интерес представляют приведенные в ежегоднике данные о местах, занимаемых по итогам 2009 года отдельными странами в мировой торговле товарами и услугами (так называемые рейтинги). Они подсчитаны по специальной методологии, учитывающей влияние таких факторов, как поставки из зон свободной торговли, реэкспорт и даже незаконные внешнеторговые операции внутри ЕС с целью уклонения от уплаты налогов на добавленную стоимость.

В отношении России отмечается, что данные по ее импорту приводятся в ценах «фоб», то есть не включают страхование и фрахт, что приводит к занижению стоимости на несколько процентов. Высказываются даже сомнения в точности официальной внешнеторговой статистики России, поскольку якобы до 13% импорта поступает в страну без регистрации таможенными органами.

Максимальная прозрачность используемой методологии выгодно отличает ежегодник ВТО от встречающихся публикаций с рейтингами отдельных стран по политическим свободам, условиям работы журналистов, коррупции и т.п., подсчитанными некоторыми неправительственными организациями с использованием непрозрачных методологий и источников финансирования.

Для определения места отдельных стран в мировой торговле Секретариатом ВТО используются два метода. При первом из них в общий объем мировой торговли включается не только внешняя торговля ЕС с «третьими странами», но и взаимная, то есть по существу внутренняя, торговля между странами – членами этой группировки. В таком случае по итогам 2009 года Россия занимает по экспорту и импорту товаров 13-е и 17-е места в мире, а по экспорту и импорту услуг – соответственно 23-е и 16-е места.

При втором подходе торговля внутри ЕС не включается в мировой итог, что позволяет России улучшить свой рейтинг по экспорту и импорту товаров до 8 и 11, а по экспорту и импорту услуг до 12 и 9.

По отдельным группам товаров и услуг Россия занимала в 2009 году в мировом экспорте и импорте следующие места: сельскохозяйственные товары – 10 и 5, топливо всех видов – 1 и 38, готовые изделия – 20 и 10, в том числе автомобили – 20 и 7, телекоммуникационное и офисное оборудование – 22 и 16. По экспорту черных металлов Россия заняла 4-е место в мире, по экспорту транспортных услуг – 9-е и по расходам на зарубежный туризм – 6-е место после ЕС, США, Китая, Японии и Канады[2].

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: